Дети и наука. Экспериментальная деятельность детей.
статья (старшая группа)

Науку можно определить как знание, получаемое посредством наблюдения, исследования и экспериментирования.
 
Мы, взрослые должны понимать, что естественное любопытство, проявляемое детьми, ведет к их обучению. Детям следует дать понять, что вопросы, которые они задают и сведения, которые стремятся получить, важны и ценны.
Дети познают мир через опробывание и изучение физических и природных объектов. Процесс научного исследования, поиска ответов на вопросы через практическое действие помогает им получить необходимые умения и укрепляет отношения между педагогом , воспитанниками и родителями.
 
Р. Карсон в своей книге « Чувство удивления» так рассматривает сущность взаимодействия детей со своим миром.
« Детский мир чист, свеж и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное непредвзятое видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтобы ее подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как неизменное противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы»
 
Наука имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат и как процесс. Как результат наука — это организованная система знаний о физичеком и природном мире. Как процесс наука — это исследование, наблюдение и экспериментирование.
 
Очень важно, чтобы дети участвовали в самом процессе исследования, так как соответствующие умения будут переноситься на все другие разделы учебного плана. Эти умения включают наблюдение, сравнение, описание, предвидение и сообщение.
Деятельностью, которая иллюстрирует целостную природу научного исследования, может служить изучение деревьев. Семена деревьев можно собирать и сравнивать. Листья и кора могут быть использованы в художественном творчестве, например в аппликации, рисовании. Осенью листья могут быть собраны в большую кучу, и тогда дети могут прыгать в нее. Дети могут вести « Дневник деревьев» внося в него свои наблюдения на протяжении различных сезонов. Кусочки дерева могут быть использованы для всевозможных конструкторских проектов, таких, как кормушки для птиц. Поленья могут использоваться для счета и сравнения количества «возрастных колец». Дети могут посещать местный парк или лес.
 
Планируя какую -либо деятельность, как в группе, так и вне ее, важно иметь в виду в первую очередь гарантии безопасности вовлекаемых в нее детей. ( Например, прежде, чем дети решать прыгать в кучу листьев, воспитатель должен установить, нет ли в ней опасных предметов.)
 
 
Обеспечение научной программы.
 
Исследовательские умения могут быть включены как составная часть во все разделы учебной программы, а могут бытьпривязаны к отдельному центру активности.
Организация центра исследовательской деятельности:
  • Место для постоянной выставки, где дети могут организовывать мини — музей, разместить различные коллекции, отдельные экспонаты.
  • Место для уникального и удивительного. Это место для редких предметов: маленьки стол, подставка или симпатичная коробочка для демонстрации таких вещей, как прекрасные морские раковины, кристалы, перья птиц. Экспонаты могут приносить воспитатель, дети или родители.
  • Место для часто используемых научных материалов, таких как магниты, увеличительные стекла, разноцветные колесики, призмы. Полки должны быть снабжены пояснительными картинками и словесными обозначениями, чтобы дети могли брать материалы и самостоятельно класть их на место.
  • Место для растений у солнечного окна, где дети могут поливать и ухаживать за растениями в горшках, самостоятельно выращиватьих из семян.
Материалы и оборудование, не находящииеся в постоянном использовании, могут храниться в коробках с соответствующими доступными обозначениями.
Для того, чтобы поддерживать центр научной активности в динамичном и интересном детям виде, материал, экспозиции и темы должны чередоваться и изменяться всякий раз, когда дети утрачивают видимый интерес к имеющимся в распоряжении материалы.
Активное исследование должно составлять основу дошкольной научной программы. Научные опыты приводят к развитию устойчивых умений.
Например:
Наблюдение — температура, ветер. Тучи, цвета, формы, свойства, запахи.
Постановка вопросов — что утонет? Что будет плавать? Где я смогу найти птичье гнездо? Как быстро растает снег?
Сравнение — В какую коробку войдет больше? Кто растопит снег быстрее? Какие семена дадут наиболее длинные ростки?
Классификация — складывание всех листьев в один и тот же мешок, раскладывание одинаковых листьев в один мешок, а сухих в другой.
Сообщение — расскажи нам про котика. Нарисуй наш сад. Скажи нам, как удержать кубики, падающие из грузовика.
 
Материалы.
Подбор материалов для использования в центре науки — это непрерывный процесс, к которому должны привлекаться родители.
Вот некоторые предметы необходимые для центра: пластиковые чашки, емкости для воды, призмы, воронки, трубки резиновые, компас, часы, коробки из-под яиц, магниты, мерные сосуды, песочные часы, губки, старые журналы, пряжа, мех увеличительные стекла и т. д.
 
Деятельности и проекты.
Темы, которые помогают в организации центра науки, могут быть следующими.
Музей группы.
Музей дает детям возможность видеть и опробовать интересные материалы. В нем могут быть собраны камешки, перья, листья, семена, ракушки, кора, мех, ткань, насекомые и другие предметы.
Дествия с предметами — наблюдение, сравнение, классификация, догадки и сообщение — лучшие способы использования музея.
Осенью можно организовать музей семян. Дети могут классифицировать опавшие семена по размеру, цвету, плотности и форме.
Дети могут раскладывать семена с грубой структурой на кусочки наждачной бумаги и помещать гладкие семена на кусочки писчей бумаги. Разноцветная бумага может использоваться для классификации семян в соответствии с их цветом. Дети могут использовать изображения цветков, чтобы попытаться соотнести семена с растениями, которые из них вырастают.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauka.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Дети и наука

                       Экспериментальная деятельность детей.

Науку можно определить как знание, получаемое посредством наблюдения, исследования и экспериментирования.

Мы, взрослые должны понимать, что естественное любопытство, проявляемое детьми, ведет к их обучению. Детям следует дать понять, что вопросы, которые они задают и сведения, которые стремятся получить, важны и ценны.

Дети познают мир через опробывание и изучение физических и природных объектов. Процесс научного исследования, поиска ответов на вопросы через практическое действие помогает им получить необходимые умения и укрепляет отношения между педагогом , воспитанниками и родителями.

Р. Карсон в своей книге « Чувство удивления» так рассматривает сущность взаимодействия детей со своим миром.

« Детский мир чист, свеж и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное непредвзятое видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтобы ее подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как неизменное противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы»

Наука имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат и как процесс. Как результат наука — это организованная система знаний о физичеком и природном мире. Как процесс наука — это исследование, наблюдение и экспериментирование.

Очень важно, чтобы дети участвовали в самом процессе исследования, так как соответствующие умения будут переноситься на все другие разделы учебного плана. Эти умения включают наблюдение, сравнение, описание, предвидение и сообщение.

Деятельностью, которая иллюстрирует целостную природу научного исследования, может служить изучение деревьев. Семена деревьев можно собирать и сравнивать. Листья и кора могут быть использованы в художественном творчестве, например в аппликации, рисовании. Осенью листья могут быть собраны в большую кучу, и тогда дети могут прыгать в нее. Дети могут вести « Дневник деревьев» внося в него свои наблюдения на протяжении различных сезонов. Кусочки дерева могут быть использованы для всевозможных конструкторских проектов, таких, как кормушки для птиц. Поленья могут использоваться для счета и сравнения количества «возрастных колец». Дети могут посещать местный парк или лес.

Планируя какую -либо деятельность, как в группе, так и вне ее, важно иметь в виду в первую очередь гарантии безопасности вовлекаемых в нее детей. ( Например, прежде, чем дети решать прыгать в кучу листьев, воспитатель должен установить, нет ли в ней опасных предметов.)

Обеспечение научной программы.

Исследовательские умения могут быть включены как составная  часть во все разделы учебной программы, а могут бытьпривязаны к отдельному центру активности.

Организация центра исследовательской деятельности:

  • Место для постоянной выставки, где дети могут организовывать мини — музей, разместить различные коллекции, отдельные экспонаты.
  • Место для уникального и удивительного. Это место для редких предметов: маленьки стол, подставка или симпатичная коробочка для демонстрации таких вещей, как прекрасные морские раковины, кристалы, перья птиц. Экспонаты могут приносить воспитатель, дети или родители.
  • Место для часто используемых научных материалов, таких как магниты, увеличительные стекла, разноцветные колесики, призмы. Полки должны быть снабжены пояснительными картинками и словесными обозначениями, чтобы дети могли брать материалы и самостоятельно класть их на место.
  • Место для растений у солнечного окна, где дети могут поливать и ухаживать за растениями в горшках, самостоятельно выращиватьих из семян.

Материалы и оборудование, не находящииеся в постоянном использовании, могут храниться в коробках с соответствующими доступными обозначениями.

Для того, чтобы поддерживать центр научной активности в динамичном и интересном детям виде, материал, экспозиции и темы должны чередоваться и изменяться всякий раз, когда дети утрачивают видимый интерес к имеющимся в распоряжении материалы.

Активное исследование должно составлять основу дошкольной научной программы. Научные опыты приводят к развитию устойчивых умений. Например:

Наблюдение — температура, ветер. Тучи, цвета, формы, свойства, запахи.

Постановка вопросов — что утонет? Что будет плавать? Где я смогу найти птичье гнездо? Как быстро растает снег?

Сравнение — В какую коробку войдет больше? Кто растопит снег быстрее? Какие семена дадут наиболее длинные ростки?

Классификация — складывание всех листьев в один и тот же мешок, раскладывание одинаковых листьев в один мешок, а сухих в другой.

Сообщение — расскажи нам про котика. Нарисуй наш сад. Скажи нам, как удержать кубики, падающие из грузовика.

Материалы.

Подбор материалов для использования в центре науки  — это непрерывный процесс, к которому должны привлекаться родители.

Вот некоторые предметы необходимые для центра: пластиковые чашки, емкости для воды, призмы, воронки, трубки резиновые, компас, часы, коробки из-под яиц, магниты, мерные сосуды, песочные часы, губки, старые журналы, пряжа, мех увеличительные стекла и т. д.

Деятельности и проекты.

Темы, которые помогают в организации центра науки, могут быть следующими.

Музей группы.

Музей дает детям возможность видеть и опробовать интересные материалы. В нем могут быть собраны камешки, перья, листья, семена, ракушки, кора, мех, ткань, насекомые и другие предметы.

Дествия с предметами — наблюдение, сравнение, классификация, догадки и сообщение — лучшие способы использования музея.

Осенью можно организовать музей семян. Дети могут классифицировать опавшие семена по размеру, цвету, плотности и форме.

Дети могут раскладывать семена с грубой структурой на кусочки наждачной бумаги и помещать гладкие семена на кусочки писчей бумаги. Разноцветная бумага может использоваться для классификации семян в соответствии с их цветом. Дети могут использовать изображения цветков, чтобы попытаться соотнести семена с растениями, которые из них вырастают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"

Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...