ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лего – мастер»
методическая разработка (подготовительная группа)

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mkdou_6_lego.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»  

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Рассмотрена и одобрена

на педагогическом совете

протокол   № 1 от 29.08.2019г.

                               УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ №6 г. Миньяра

____________________ О.В. Суркова

Приказ № _______ от 30.08.2019г.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Лего – мастер»

Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 6 -7 лет 

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Миньяр

2019

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

11

Учебный план

12

Содержание учебного плана

16

Планируемые результаты

23

Условия реализации программы

24

Формы аттестации

25

Календарный учебный график

26

Оценочные материалы

32

Методические материалы

35

Список литературы

38

Пояснительная записка

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Используя конструкторы LEGO – DUPLO, дети становятся конструкторами, строителями, творцами, архитекторами. В игре они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи, планы. Начиная с простых фигур в 3-5 лет, ребенок продвигается все дальше и дальше, а видя свои успехи, результат своего труда, он становится более уверенным в себе и переходит в следующий уровень обучения. В старшей группе свои замыслы ребенок создает в виртуальном конструкторе LEGO – Degital Desiegner. В подготовительной группе начинаем осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO, LEGO BOOST.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу рабочей программы по роботехнике на базе конструктора LEGO Education  WeDo.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего – мастер» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности, разработанные Минобрнауки Челябинской области и ГБУ ДПО «ЧИППКРО» г. Челябинск, 2018г.

Лицензии на осуществление образовательной деятельности (серия 74ЛО2 № 0000812 от 09.09.2015 г.)

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Лего – мастер» – техническая. Программа направлена на создание условий для совершенствования содержания образования, развития способностей воспитанников, творческого и технического мышления, информационной и технологической культуры, мотивации к познанию и творчеству, реализации интересов детей в сфере конструирования, моделирования, приобретения опыта продуктивной творческой деятельности.

Актуальность программы по робототехнике состоит в том, что в настоящий момент интенсивно развиваются нанотехнологии, электроника. Механика и программирование, то есть созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Кружковая деятельность по робототехнике помогает пробудить в ребенке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности.

Новизна программы заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Настоящая программа предполагает:

  • Единство воспитательного и образовательного процесса;
  • Развитие способностей каждого ребенка;
  • Формирование свободной, здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности.
  • Программа утверждает самоценность периода дошкольного детства, необходимость индивидуального подхода к личностно-ориентированной модели воспитания.

Отличительная особенность программы - организация работы с продуктами LEGO Education WeDo базируется на принципе практического обучения.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно – деятельностного подхода. Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.  Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории механики до психологии, что является вполне естественным.

Очень важным представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой на «ты».

Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети дошкольного возраста получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Вторая важная задача программы состоит в том, чтобы научить детей грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет обучающимся на занятиях в игровой форме раскрыть практическую целесообразность «LEGO» - конструирования. Обучаясь по данной программе, ребята из объединения «Лего - мастер» откроют для себя новые возможности  для овладения новыми навыками моделирования и конструирования,  расширят  круг своих  интересов, через выполнение специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Форма игры позволит детям развиваться наиболее увлекательным и интересным образом, совмещая полезное и приятное. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, способствует активизации мыслительно-речевой деятельности, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, а все это позволяет успешному освоению учебного материала в школе.

Срок реализации программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего – мастер» ориентирована на возраст детей 6 – 7 лет, срок реализации – 1 год (1 раз в неделю).

Режим занятий. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 36 периодов образовательной деятельности (1 раз в неделю). Максимальная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731- 13 и составляет 30 минут. Программа предусматривает проведение физкультминуток и подвижных игр в ходе образовательной деятельности.

Особенности организации образовательного процесса. Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Обучающиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, дети не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность.

Играя с роботом, дошкольники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.

Обучение с LEGO Education состоит из 4 этапов:

  • установление взаимосвязей,
  • конструирование,
  • рефлексия,
  • развитие.

На каждом из вышеперечисленных этапов воспитанники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

При установлении взаимосвязей дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления. Образовательные ситуации, реализуемые на данном этапе, сопровождаются анимированными презентациями. Использование анимации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению новой темы.

Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Поэтому на этапе конструирования работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. Каждое задание комплекта для этапа «Конструирование» сопровождается подробной пошаговой инструкцией сборки.

На этапах рефлексии и развития воспитанники, обдумывая и осмысливая проделанную работу, углубляют и конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. Исследуя, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели, проводят, с помощью педагога, презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно - ролевые ситуации, задействуя в них свои модели.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют детей на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Основное время на занятии занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий.

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного перемещения и общения детей) Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего - конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра - как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей, на основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Каждое занятие включает динамическую паузу и корригирующую гимнастику для глаз, выполнение которой направлено на снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта.

Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирования коммуникативных навыков: умения взаимодействовать в коллективе, слушать и слышать собеседника, договариваться, уступать и помогать другим.

Формы организации образовательного процесса

Содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Развитие интеллектуальных способностей

Беседа.

Рассматривание и обсуждение.

Создание проблемных ситуаций.

Самостоятельное проектирование.

Просмотр презентаций.

Индивидуальная, групповая

Развитие навыков конструктивных навыков

Конструирование по образцу.

Конструирование по условиям.

Конструирование по теме.

Творческое конструирование.

Групповая

Воспитание умения работать в коллективе

Обучение в сотрудничестве

Взаимное обучение

Коллективные работы.

Групповая

Цель и задачи программы

Цель программы - создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Совершенствование умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу;
  • Формирование представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах безопасной работы при конструировании;

Развивающие:

  • Развитие интереса к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким технологиям, конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
  • Развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;
  • Развитие психофизиологических качеств дошкольников: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
  • Развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Воспитательные:

  • Формирование предпосылок к учебной деятельности (волевых качеств личности дошкольников): умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство с понятиями легоконструирование и робототехника. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

0,5

0,5

Текущий контроль.

Педагогическое наблюдение

2.

«Знакомимся с роботами».

Мультфильм «Город Роботов»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

3.

Знакомство с деталями конструктора LEGO--WеDо космос аэропорт

1

0,5

0,5

Текущий контроль.

Опрос.

4.

Творческая работа по теме «Космос».  Сборка ракеты.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

5.

Творческая работа по теме «Космос». Сборка космического корабля.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

6.

Творческая работа по теме «Самолет». «Умная вертушка». Обыгрывание темы.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

7.

Творческая работа по теме «Космонавт». Собираем космонавта.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

8.

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем страуса.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

9.

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель обезьянку - барабанщицу.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

10.

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель «Голодный аллигатор»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

11.

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель «Порхающая птица»

1

1

Текущий контроль.

Опрос. 

12.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Умная вертушка»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

13.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Разводной мост»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

14.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Карусель»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

15.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Колесо и ось»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

16.

Творческое задание по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Тележка с попкорном»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

17.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель«Машинка»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

18.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Тачка»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

19.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Аэропорт»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

20.

Творческая работа по теме «Механизмы». Собираем модель «Рычаги»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

21.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Катапульта»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

22.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

23.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Шкивы»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

24.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Аттракцион»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

25.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Подъемный кран»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

26.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Наступает Новый год. Сани для Деда Мороза»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

27.

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Роботы»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

28.

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

29.

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

30.

Творческая работа по теме «LegoWeDo.». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

31.

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем модель «Волчок»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

32.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Волчок»

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

33.

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

34.

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

35.

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

1

1

Текущий контроль.

Опрос.

36.

Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Показательные выступления роботов.

1

1

Наблюдение Выставка

Обсуждение моделей

Всего занятий

36

Содержание учебного плана

Тема

Содержание учебного материала

Знакомство с понятиями легоконструирование и робототехника. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Теория. Техника безопасности при работе с конструктором.

Знакомство с деталями конструктора.

Практика. Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»

«Знакомимся с роботами».

Мультфильм «Город Роботов»

Теория. Что такое робот, робототехника. Назначение, виды роботов. История робототехники.

Знакомство с деталями конструктора LEGO--WеDо космос аэропорт

Теория. Знакомство с конструктором LEGO WeDo: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Учить анализировать детали конструкции, выделять существенные признаки. Беседа Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона

Практика. Конструирование по замыслу. Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона.

Творческая работа по теме «Космос».  Сборка ракеты.

Практика. Закрепить названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схемы сборки ракеты, космических кораблей, луноходов, космонавтов.

Учить анализировать детали конструкции, выделять существенные признаки.

Творческая работа по теме «Космос». Сборка космического корабля.

Практика. Закрепить названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схемы сборки. Расширение знаний по теме «Космос»

Творческая работа по теме «Самолет». «Умная вертушка». Обыгрывание темы.

Практика. Познакомить с влиянием размеров зубчатых колёс на вращение волчка. (апробирование конструктора LEGO WеDо). Закрепить названия и назначение деталей, способы крепления. Активизировать словарь: пропеллер, приключения. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление.

Творческая работа по теме «Космонавт». Собираем космонавта.

Практика. Способствовать умению осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части; передавать характерные особенности постройки, опираясь на схему. Закрепить умение детей строить по образцу.

Беседа.

Закрепить названия и назначение деталей, способы крепления. Расширение знаний по теме «Космос»

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем страуса.

Практика. Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли, развивать способность анализировать, делать выводы. Учить строить вольеры для животных. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить строить животного по образцу. Закрепить названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схемы сборки. Расширение знаний по теме «Птицы»

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель обезьянку - барабанщицу.

Практика. Презентация «Приматы». Конструирование обезьянки- барабанщицы. Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета. Познакомить с рычажным механизмом.  Игра «Зеркало».

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель «Голодный аллигатор»

Практика. Беседа - презентация «Кто такие аллигаторы и где они живут». Построение модели аллигатора и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и синхронизации звука с движением модели. Словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы.

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель «Порхающая птица»

Практика. Беседа и презентация о птицах «Вы видели когда-нибудь порхающую птицу?» Изучение рычажного механизма, работающего в данной модели. Изучение потребностей животных. Реализация проекта. Создание и тестирование движения птицы. Активизировать словарь: датчик наклона, размах крыльев, порхающая. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать. Словарь: датчик расстояния, датчик наклона, размах крыльев.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Умная вертушка»

Практика. Конструирование крутящейся конструкции. Активизировать словарь: зубчатые, колеса, вращение. Развивать творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества».

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Разводной мост»

Практика. Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, датчик расстояния, представление.

Расширить имеющиеся у детей представления о механизме передаче движения и преобразовании энергии в модели.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Карусель»

Практика. Научить детей конструировать простой механизм карусели и запрограммировать.

  • Построить и испытать модель «карусели»;
  • формировать умения работать по предложенным инструкциям;
  • развивать творческие способности
  • воспитывать умение работать в группе

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Колесо и ось»

Практика. Знакомство с принципом работы простых механизмов.

Дать общие сведения о назначении колеса и его функциях: где и для чего используются. Провести исследования на предмет увеличения и уменьшения силы трения при наличии или отсутствии колес у модели. Познакомить с понятиями: одиночная фиксированная ось, отдельная ось, трение, скольжение.

Творческое задание по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Тележка с попкорном»

Практика. Провести исследования связанные с решением проблемы. Определить какой простой механизм дети будут использовать при постройке данной модели. Сформулировать описание на основе наблюдений. Испытать, оценить и при необходимости изменить конструкцию модели.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Машинка»

Практика. Конструирование и испытание моделей машинки с одиночной фиксированной оси и отдельными осями. Работа детей в парах, с использованием взаимопроверки. Закрепить понятия: одиночная фиксированная ось, отдельная ось, трение, скольжение.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Тачка»

Практика. Провести исследования связанные с решением проблемы. Определить какой простой механизм дети будут использовать при постройке данной модели. Сформулировать описание на основе наблюдений. Испытать, оценить и при необходимости изменить конструкцию модели. Определить наличие основных составляющих тачки: колеса, ось, ручки для толкания, место для груза.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Аэропорт»

Практика. Учить строить разные самолеты по схемам с движущимися механизмами.

Развивать глазомер, навыки конструирования.

Творческая работа по теме «Механизмы». Собираем модель «Рычаги»

Практика. Рычаги. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентации «Рычаги вокруг нас». Виды рычагов, применяемые в современном мире. Познакомить детей на практике с принципом работы простого механизма. Конструирование рычагов первого, второго и третьего рода. Испытание и сравнение моделей с использованием рычагов трех родов.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Катапульта»

Практика. Выявить знания детей о катапульте. Расширить и конкретизировать знания детей о назначении и принципах работы данного механизма. Конструирование модели с использованием рычага первого рода. Словарная работа: катапульта, ось вращения, груз, сила.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Практика. Построить железнодорожный переезд со шлагбаумом. Создать опору шлагбаума, на которой он будет балансировать. Найти способ, что бы шлагбаум было легко открывать и закрывать. Провести испытание модели. Словарная работа: шлагбаум, опора, ось, рычаг.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Шкивы»

Практика. Использование шкивов  в нашей жизни. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентаций «Круглые помощники». Познакомить детей на практике с принципом работы простого механизма. Конструирование, испытание и сравнение принципиальных моделей с использованием шкива в различных моделях. Словарная работа: шкив, ведомый шкив, ведущий шкив, ремень, ось.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Аттракцион»

Практика. Конструирование и испытание моделей аттракциона «Сумасшедшие полы», используя ременные передачи для уменьшения и увеличения скорости вращения. Уточнить, что ведущий шкив – это шкив, поворачиваемый внешним усилием (рукояткой). Словарная работа: шкив, ведомый шкив, ведущий шкив, ремень, ось, проскальзывать.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Подъемный кран»

Практика. Определить какие основные детали должны присутствовать в данной модели, какие детали конструктора необходимо для этого использовать.  Конструирование устойчивой модели подъемного крана.

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Наступает Новый год. Сани для Деда Мороза»

Практика. Беседа «Наступает Новый год». Моделирование ситуации «Доставка подарков». Конструирование саней Деда Мороза. Загадки про зиму. Формировать чувство формы при создании конструкции. Развивать речь, мелкую моторику. Обыгрывание постройки.

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Роботы»

Практика. Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Виды роботов, применяемые в современном мире.

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

Практика. Что входит в конструктор ПервоРобот LEGOBOOST. Что такое робототехника. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Первые шаги в конструировании с LegoBOOST. Знакомство с символами и терминами.

Познакомить детей с названиями символов и терминов, как с основным компонентом программирования. Познакомить с основными принципами составления программы.

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

Практика. Первые шаги в конструировании с Lego. Мотор и ось, зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо.

Мотор, ось, зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо. Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы.

LegoWeDo. Понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, датчик наклона.

Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы.

Творческая работа по теме «LegoWeDo.». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

Практика. Шкивы и ремни, перекрестная ременная передача, снижение скорости, увеличение скорости, датчик расстояния, блок «Цикл», рычаг.

Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Обсудить: чем отличается работа Блока Цикл со Входом и без него. Дать понятие, что такое Рычаг и принцип его работы в робототехнике. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы с использованием блока Цикл.

Творческая работа по теме «Зоопарк». Собираем модель «Волчок»

Практика. Модель «Волчок» - конструирование.

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Волчок»

Практика. Модель «Волчок» - программирование. Программирование крутящейся конструкции. Развивать творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества». Активизировать словарь: зубчатые колѐса, вращение. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл».

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

Практика. Модель «Рычащий лев» - сборка

Беседа «Где живут львы?» Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Создание и испытание движущейся модели льва. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона. Словарь: климат, коронное зубчатое колесо, млекопитающие, прайд (львов). Д/игра «назови детали».

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

Практика. Презентация «Львы». Конструирование льва. Закрепить названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схемы сборки. Расширение знаний по теме «Зоопарк». Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета. Познакомить с рычажным механизмом. Игра «Зоопарк».

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

Практика. Модель «Рычащий лев» - программирование. Программирование модели аллигатора. Учить программировать сконструированные модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.

Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Испытание модели. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить мотор на…», «Мощность мотора», «Вход Число», «Звук», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать».

Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Показательные выступления роботов.

Теория. Беседа и конструирование.

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе.

Планируемые результаты

В ходе работы по легоконструированию с элементами робототехники ребенок подготовительного возраста 6-7 лет:

- Знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo, LEGO BOOST видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам поведения в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

- Знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo , LEGO BOOST по разработанной схеме;

- По разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;

- Способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo, LEGO BOOST;

- Легко решает логические задачи с усложнением, играет в математические игры, способен самостоятельно придумывать игры на логику и счет.

Условия реализации программы

Для эффективной организации занятий нами в группе создана образовательная среда и условия, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволяет ему свободно действовать и познавать через неё окружающий мир.

Техническое оснащение занятий

Для проведения занятий по программе «Лего – мастер» необходимо:

Кабинет, учебные парты и стулья.

Конструкторы LEGO Education, Базовый конструктор WeDo 2.0, LEGO BOOST, конструкторы LEGO MRT.

Компьютеры, планшеты.

Инструкции, схемы для моделирования.

Шкафы для хранения конструкторов.

Методическая литература, видеоматериалы.

Информационное обеспечение

Использование собственного презентативного материала, видеоролики.

Учебно-методический комплекс

Тематические подборки наглядных материалов (игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно - художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.

Беседы: «История появления Лего», «Техника в жизни человека», «Профессии человек-техника», «Едем, плаваем, летаем», и др. Презентации по темам: «Виды соединения деталей». Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических, развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики утомления и т.п.).

Формы аттестации

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе проводятся два вида контроля:

  1. Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);
  2. Итоговый контроль – апрель - май текущего учебного года.

Для промежуточного и итогового контроля мы используем диагностику уровня знаний и умений по LEGO –конструированию и робототехнике у детей 6-7 лет из Положения по муниципальному проекту.  

Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13».

 Начало учебного года – 2 сентября. Окончание учебного года – 22 мая.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

03.09

Вторник 15.40-16.10

Ознакомление

1

Знакомство с понятиями легоконструирование и робототехника. Вводный инструктаж по технике безопасности.

группа

Опрос

2

сентябрь

10.09

Вторник 15.40-16.10

Просмотр

Беседа

1

«Знакомимся с роботами».

Мультфильм «Город Роботов»

группа

Наблюдение

3

сентябрь

17.09

Вторник 15.40-16.10

Комбинированное занятие

1

Знакомство с деталями конструктора LEGO--WеDо космос аэропорт

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

4

сентябрь

24.09

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Космос».  Сборка ракеты.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

5

октябрь

01.10

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Космос». Сборка космического корабля.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

6

октябрь

08.10

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Самолет». «Умная вертушка». Обыгрывание темы.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

7

октябрь

15.10

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Космонавт». Собираем космонавта.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

8

октябрь

22.10

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем страуса.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

9

октябрь

29.10

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель обезьянку - барабанщицу.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

10

ноябрь

05.11

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель «Голодный аллигатор»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

11

ноябрь

12.11

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Зоопарк и его обитатели». Собираем модель «Порхающая птица»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

12

ноябрь

19.11

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Умная вертушка»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

13

ноябрь

26.11

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Разводной мост»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

14

декабрь

03.12

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Карусель»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

15

декабрь

10.11

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Колесо и ось»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

16

декабрь

17.12

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческое задание по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Тележка с попкорном»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

17

декабрь

24.12

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Машинка»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

18

январь

14.01.20

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Тачка»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

19

январь

21.01

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Аэропорт»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

20

январь

28.01

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Механизмы». Собираем модель «Рычаги»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

21

февраль

04.02

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Катапульта»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

22

февраль

11.02

.

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

23

февраль

18.02

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Шкивы

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

24

февраль

25.02

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Аттракцион»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

25

март

03.03

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Подъемный кран»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

26

март

10.03

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Движущиеся механизмы». Собираем модель «Наступает Новый год. Сани для Деда Мороза»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

27

март

17.03.

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Роботы»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

28

март

24.03

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

29

март

31.03

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Роботы в нашей жизни». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

30

апрель

07.04

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «LegoWeDo.». Собираем модель «Перво РоботLego BOOST»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

31

апрель

14.04

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем модель «Волчок»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

32

апрель

21.04.

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме «Крутящиеся конструкции». Собираем модель «Волчок»

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

33

апрель

28.04

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

34

май

05.05

.

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

35

май

12.05

Вторник 15.40-16.10

Практическое занятие

1

Творческая работа по теме « Зоопарк». Собираем рычащего льва.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

36

май

19.05

Вторник 15.40-16.10

Беседа

Выставка

1

Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Показательные выступления роботов.

группа

Анализ продуктов творческой деятельности

Оценочные материалы

Для промежуточного и итогового контроля используется диагностика уровня знаний и умений по LEGO –конструированию и робототехнике у детей 6-7 лет из Положения по муниципальному проекту.  

Диагностическая карта для детей подготовительного к школе  возраста

(6-7 лет)

Фамилия, имя ребенка

Планирует этапы собственной постройки

Умеет работать с программируемым конструктором LEGO-WEDO, LEGO BOOST

Строит по творческому замыслу

Работает со сложными схемами

Умеет самостоятельно находить конструктивные решения и рассказать о них

Работает в команде

Экспериментирует с другими конструкторами и материалами

Решает логические задачи

(в соответствии с возрастом)

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Диагностический материал

 Уровни развития:

-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали по форме и цвету.

Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь по форме и цвету, присутствуют неточности.

Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.

-Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий: ребенок самостоятельно создает модель, имеет представление и развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.

Средний: способы конструктивного решения определить сразу не может, находит их в результате практических поисков и обращению за советом к воспитателю. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим, не пытается достигнуть задуманного. Объяснить способ построения ребенок не может.

- Умение проектировать по образцу и по схеме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу или схеме.

Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда прибегать к помощи воспитателя.

Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя.

Умение конструировать по пошаговой схеме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Средний может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.

Умение экспериментировать с применением различных конструкторов и материалов:

Высокий: Может при конструировании совмещать различные конструкции и дополнять их другими материалами.

Средний: может применять другие конструкции при помощи воспитателя, но сделать модель самостоятельно.

Низкий: не может совмещать различные конструкции и материалы, конструирует только из одного конструктора.

Умение работать с программируемыми конструкторами:

Высокий: Знает и называет детали программируемого конструктора, может собрать модель по предложенной в программе схеме.

Средний: Знает и называет детали программируемого конструктора, может собрать модель по предложенной в программе схеме совместно с воспитателем.

Низкий: Называет детали конструктора с ошибками. Собрать схему предложенную в программе не может.

Умение работать в команде:

Высокий: Работает в команде, умеет распределять работу и планировать свои действия.

Средний: Работает в команде, но распределяет обязанности с помощью воспитателя.

Низкий: Не может работать в паре, не умеет планировать совместную работу.

Умение решать логические задачи играть в математические игры:

Высокий: Легко и с удовольствием играет в математические игры, решает логические задачи, может придумать их самостоятельно.

Средний: Умеет решать логические задачи, но иногда затрудняется прибегает к помощи воспитателя. Играет в математические игры.

Низкий: Затрудняется в решении логических задач, математические игры вызывают затруднения.

Методические материалы

Освоение навыков лего–конструирования дошкольников происходит в три этапа:

1.На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде. Это этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

Ребята исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, испытывают модель, оценивают ее возможности.

При организации работы с детьми старшего дошкольного возраста стараемся соединить игру и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Уже с первого знакомства с конструктором у детей возникло желание что-нибудь собрать, построить. Ведь все детали пластмассовые, яркие, достаточно просты в соединении, в этом мы с детьми убедились, попробовав их скрепить, соединить, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах. Научились с интернета скачивать приложения с инструкциями. С детьми учились читать схемы, действовать по инструкции, видеть конечный результат, радоваться своим и чужим успехам.

Особое внимание уделяем развитию творческой фантазии, учимся конструировать с применением разных конструкторов и дополнительного материала, учимся конструировать по воображению по предложенной схеме, по теме, по условиям. Постройки детей стали более разнообразными и динамичными. Параллельно проводится работа на развитие математического и логического мышления с применением различных игр, логических задач.

Занятия построены в форме сказок и интересных историй, понятных детям, с использованием презентаций, загадок, просмотра мультфильмов, физкультминуток и игровых упражнений.

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.) Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Использование данных методов, помогает вовлечь ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Исходя из этого, данная методика позволяет осуществить интеграцию образовательных областей:

Социально-коммуникативное. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, работа в паре, группе. Становление самостоятельности: умение распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов, видеть результат.

Речевое. Общение в устной форме с использование специальных терминов (название деталей). Развитие диалогической речи, путем общения воспитатель и ребенок. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.

Познавательное. Изучение процесса простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими, например, зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение искусственных систем.

Художественно-эстетическое. Обыгрывание знакомых сюжетов сказок или других художественных произведений. Создание героев (роботов) на основе прочитанных произведений.

Список литературы

  1. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://nsportal.ru /
  2.  «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
  3. «Лего - конструирование в детском саду» Е.В. Фешина - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  4. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://festival.1september.ru /
  5. «Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  6. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л.Г. Комарова- Москва, 2001.
  7. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»  

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Лего – мастер»

Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 6 -7 лет 

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Миньяр

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Дополнительная общеобразвивающая программа «Лего-мастер»

В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий...

Дополнительная общеобразовательная программа «Лего Мир»

Дополнительная общеобразовательная программа "Лего мир" имеет техническую направленность. По форме организации кружковая....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лего-конструирование»

Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятел...

Дополнительная общеразвивающая программа «Лего - мастерята»

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей....

Дополнительная общеобразовательная программа "ЛЕГО-мастер"

Разработка методики по применению ЛЕГО-конструктора для развития творческого конструирования. Программа кружка состоит в тематическом наполнении содержания занятий по конструированию и создания дошкол...

Дополнительная общеразвивающая программа Лего-Ленд

Развитие у дошкольников конструирования как универсальной умственной способности, познавательных интересов и действий в практико- ориентированной деятельности....