ЦЕНТР ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ОСОБОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа)

Статья ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

  Дети дошкольного возраста могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, мышление, ловкость, эмоции,  интеллект, общение.

 У детей за последнее время стало появляться всё больше и больше новых познавательных интересов. Первое, с чем сталкивается ребёнок младшего дошкольного возраста, попадая в группу – это предметно-развивающая среда. В группе должно находиться множество различных игр и  игровых центров для всестороннего развития детей в свободном доступе.

Актуальность введения ЛЕГО - конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно – пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно – деятельностного подхода.

Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде ЛЕГО Education.

Конструкторы ЛЕГО представляют собой яркий, трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно – исследовательской, социально – коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер.

ЛЕГО – конструирование обеспечивает возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, помогает развивать двигательную активность ребёнка в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающими необходимость создания насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Наборы ЛЕГО в силу своей педагогической универсальности оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Использование разнообразных тематических наборов ЛЕГО Education позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В отличие от обычных традиционных наборов для детского конструирования, применяемых в детских садах, ЛЕГО – конструктор способствует не только поддержанию свободной самостоятельной игры детей, но и стимулирует желание к исследованиям, интерес к творчеству. Это универсальные конструкторы, которые в форме познавательной игры позволяют рождать новые идеи, воплощать в реальность свои задумки; самостоятельно решать поставленную задачу, видеть продукт совей деятельности, изменяя и совершенствуя игровую обстановку, создавать пространства, в которых можно с удовольствием играть.

         При практическом знакомстве детей дошкольного возраста с конструктором ЛЕГО используются различные методы и приемы организации детской деятельности:

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по форме, размеру, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых.

Информационно-рецептивный     

Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки), моделирование ситуации, конкурсы, физ. минутки.

Репродуктивный        

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации.

Игровой    

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Проблемный      

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Частично-поисковый 

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Играя в ЛЕГО дети:

  • Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.
  • Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
  • Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Немаловажную роль играет заинтересованное отношение родителей. В современном мире практически в каждой семье имеется конструктор ЛЕГО, но он не используется как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО - конструирования, важно использовать разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей т. д.

      Таким образом, использование разнообразных тематических наборов ЛЕГО Education в условиях игрового ЛЕГО - центра позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Методическая литература:

Ишмакова М.С.  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС»-ИПЦ Маска,2013г.

Комарова Л.Г.  Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

 Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.

Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

КАК ОСОБОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  Дети дошкольного возраста могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, мышление, ловкость, эмоции,  интеллект, общение.

 У детей за последнее время стало появляться всё больше и больше новых познавательных интересов. Первое, с чем сталкивается ребёнок младшего дошкольного возраста, попадая в группу – это предметно-развивающая среда. В группе должно находиться множество различных игр и  игровых центров для всестороннего развития детей в свободном доступе.

Актуальность введения ЛЕГО - конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно – пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно – деятельностного подхода.

Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде ЛЕГО Education.

Конструкторы ЛЕГО представляют собой яркий, трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно – исследовательской, социально – коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер.

ЛЕГО – конструирование обеспечивает возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, помогает развивать двигательную активность ребёнка в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающими необходимость создания насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Наборы ЛЕГО в силу своей педагогической универсальности оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Использование разнообразных тематических наборов ЛЕГО Education позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В отличие от обычных традиционных наборов для детского конструирования, применяемых в детских садах, ЛЕГО – конструктор способствует не только поддержанию свободной самостоятельной игры детей, но и стимулирует желание к исследованиям, интерес к творчеству. Это универсальные конструкторы, которые в форме познавательной игры позволяют рождать новые идеи, воплощать в реальность свои задумки; самостоятельно решать поставленную задачу, видеть продукт совей деятельности, изменяя и совершенствуя игровую обстановку, создавать пространства, в которых можно с удовольствием играть.

         При практическом знакомстве детей дошкольного возраста с конструктором ЛЕГО используются различные методы и приемы организации детской деятельности:

Наглядный        

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по форме, размеру, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых.

Информационно-рецептивный        

Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки), моделирование ситуации, конкурсы, физ. минутки.

Репродуктивный        

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Словесный        

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации.

Игровой        

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Проблемный        

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Частично-поисковый        

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Играя в ЛЕГО дети:

  • Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.
  • Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
  • Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Немаловажную роль играет заинтересованное отношение родителей. В современном мире практически в каждой семье имеется конструктор ЛЕГО, но он не используется как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО - конструирования, важно использовать разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей т. д.

      Таким образом, использование разнообразных тематических наборов ЛЕГО Education в условиях игрового ЛЕГО - центра позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Методическая литература:

Ишмакова М.С.  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС»-ИПЦ Маска,2013г.

Комарова Л.Г.  Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

 Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.

Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конст...

Опыт работы «Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»

Над данной темой я начала работать в 2019 году.В начале работы мной была определена цель: изучить особенности познавательного развития, творческих способностей, конструкторских умений и навыков у дете...

Доклад «Взаимодействие детского сада и родителей по вопросам развития детей младшего дошкольного возраста»

Речь имеет огромное значение для человека. С её помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания. Речь имеет так же очень большое значение для умственного развития. Д...

Вебинар «Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

участника Международного вебинара «Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»     ЮШКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА Воспитател...

консультация " значение лего-конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста" ( самообразование)

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Механизмы повышения качества дошкольного образования, из опыта работы "Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у ...