Обобщение опыта работы по теме «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям»
материал (старшая группа)

В данном опыте представлены материалы работы над методической темой «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям » с 2016 года по 2019 год, актуальность, цель и задачи, описание организации деятельности, анализ результативности  моей   работы по  методической теме.

     Также представлены материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий.

     В состав опыта входят материалы, содержащие конкретные результаты  моей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 комбинированного вида г. Североморска

ОПЫТ РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Совпель Светланы Михайловны

ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями  воспитанников через приобщение к семейным традициям»

ЗАТО г. Североморск 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В данном опыте представлены материалы работы над методической темой «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям » с 2016 года по 2019 год, актуальность, цель и задачи, описание организации деятельности, анализ результативности  моей   работы по  методической теме.

     Также представлены материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий.

     В состав опыта входят материалы, содержащие конкретные результаты  моей деятельности.

Обоснование выбора педагогических  технологий,

методов, методик, приёмов и средств обучения.

     Основой моей педагогической деятельности является Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д\с №16, разработанная на  основе лицензированной Программы «Детство» под редакцией В. И.Логиновой, Т.И. Бабаевой.

     Использование комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, позволяет мне обеспечить единство воспитательных, развивающих  и обучающих  задач на необходимом и достаточном содержательном материале. Тем самым эффективно удовлетворять потребности детей в познании и созидании, дифференцировать подход к их воспитанию, обучению и развитию в зависимости от индивидуальных возможностей и уровня развития.

        Для реализации задач основной общеобразовательной программы МБДОУ д\с №16 и обогащения содержания образовательного процесса  мною разработаны:

перспективные тематические планы воспитательно - образовательной работы с детьми для разных возрастных групп в рамках темы «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям».

  • серия конспектов НОД познавательной направленности;

      Процесс развития дошкольников отслеживаю на основании диагностирования, которое провожу два раза в год: октябре, апреле.

      С целью планирования индивидуальной работы в январе провожу промежуточную диагностику. При этом использую разные методы и формы диагностирования: индивидуальные беседы, опросы, наблюдения за детьми в повседневной и в специально созданной дидактической  среде, во время итоговой НОД.

Это помогает мне отслеживать динамику усвоения программного содержания комплексной программы.

     Анализ полученных данных помогает: определить уровень усвоения детьми программного материала; их склонности и возможности, что в дальнейшем позволяет мне своевременно вносить коррективы в организацию образовательного процесса, дифференцированно подойти к развитию каждого воспитанника.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Актуальность темы «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям»

     Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в

соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение

родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных

феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

     Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно

свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что

без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу.

Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для

вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует

актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение

ответственности родителей за воспитание детей, углубленное

взаимодействие между семьей и ДОУ.

Современные способы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

     Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта

уникальность определяется следующими причинами:

- первичностью семейного окружения в силу биологической и

психологической зависимости ребенка от родителей;

- максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к

общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в

общении со сверстником;

- длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно

эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью,

привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

     Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание

приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и

дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием

“взаимодействие”, которое представляет собой способ организации

совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я

стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ

комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих

воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция

дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование

форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии

ребенка.

 Описание системы работы по теме «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям».

     Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением

традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в

педагогический процесс ДОУ.

     Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются

следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского

сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора

родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки

компетентной педагогической позиции по отношению к собственному

ребенку.

3.  Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в

различных видах образовательной деятельности.

     Для решения поставленных цели и задач составила перспективный план по самообразованию на учебный год. Поиск содержания, форм, методов, средств в целях совершенствования духовно - нравственного воспитания дошкольников, показал, что важная роль принадлежит культуре семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных семейных духовно - нравственных ценностей. Они не заменяют традиционные формы, методы и средства воспитания, а успешно их дополняют и восполняют.

    Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи

является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от

устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие

приемы, которые активизируют внимание уставших родителей,

способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый

настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления

перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни

группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания

детей, включаю практические задания.

     Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и

родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для

себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и

взрослых и детей.

     Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и

групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что

важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться

результата. Именно семья является основным источником сочувствия и

поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и

ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте

межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто

обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В

процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно

обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно

воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто

являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или

недооценки окружающих вне семьи.

     Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как

тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

     Огромное значение придаю виду сотрудничества – праздники и досуги. Готовят их

не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И,

несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся

к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они

раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают

состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

     Доброй традицией в нашей группе стало проведение конкурса чтецов  «Стихотворения для любимой мамочки» в рамках досуга, посвященного Дню матери. Воспитанники вместе со своими родителями выбирают понравившееся стихотворение и учат его наизусть. В ходе вечернего досуга все ребята не только читают свои стихотворения, но и активно вместе с мамами и бабушками участвуют в различных конкурсах, отгадывают загадки, танцуют и поют песни, дарят подарки, изготовленные собственными руками для любимой мамочки.

     В ходе проведенной работы получены результаты:

- повысился уровень родительской компетентности;

- гармонизировались родительско - детские отношения;

- повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность

в отношениях с сотрудниками ДОУ.

     Как это повлияло на развитие личности ребенка:

- улучшился эмоциональный климат в семье;

- изменилась в сторону большей объективности родительская оценка

талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше

соотноситься со способностями ребенка;

- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов

родителей с детьми.

     Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и

группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем

вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями,

любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
    Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю  актуальной на данное время, поскольку основным содержанием работы по теме «Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям»» лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям.

      Считаю, что в результате проводимой работы в семьях наших воспитанников появились новые семейные традиции, такие как чтение стихотворений и заучивание их наизусть, участие совместно с родителями в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства и спортивных мероприятиях (детский велозаезд и лыжные гонки).

      В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты.

Список  литературы

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва : 2008.
  2. Зенина Т.М. Играем вместе, играем всей семьей. Москва : Центр педагогического образования, 2016. 62 с.
  3. Метенова Н.М. День открытий. Ярославль : Изд-во «Иниго», 2011.
  4. Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль : Изд-во «Иниго», 2014.
  5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействия ДОУ и семьи. Москва : 2007
  6. Севастьянова Е.О. Дружная семейка. Москва : Творческий центр «Сфера», 2006. 123 с.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4 кн. Москва : 1998.
  8. Шорыгина Т.А. Моя семья. Москва : Творческий центр «Сфера», 2016. 96 с.
  9. Шорыгина Т.А. Беседа о правах ребенка. Москва : Творческий центр «Сфера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»

Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...

Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»

Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...

Обобщение опыта работа по теме " Особенности взаимодействия педагога с родителями детей-мигрантов "

Новые тенденции изменений в образовании возникают в условиях глобализации, экономических, геополитических перемен и катаклизмов, когда снимаются культурные и психологические барьеры, подвергаются пере...

Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....

Выступление из опыта работы по теме "Направления взаимодействия совместной деятельности воспитателя и родителей по приобщению детей к чтению"

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей средней группы к чтению художественной литературы» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде вс...