Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания пед.работников"
материал

Ондар Алиса Васильевна

Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания" проводился в кожуунном масшатбе. Приняли участие пед.работники детских садов Дзун-Хемчикского кожууна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тренинг

«Психологическая разгрузка для воспитателей»

по профилактике

Эмоционального выгорания воспитателей

Педагог-психолог

д/с «Родничок» г. Чадаана:

Ондар Алиса Васильевна

г. Чадаана,2018г.

Тренинг «Психологическая разгрузка для воспитателей»

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов,

Задачи:

1. Создание благоприятного психологического климата;

2. Сформировать доверительные отношения в группе;

3. Развитие умения работать в команде

Правила тренинга.

  • доверительное общение к участникам
  • общение по принципу «здесь и теперь»
  • искренность в общении
  • конфиденциальность информации

Вступление

Люди горячие,

Люди холодные,

Иногда я свечусь,

Иногда – словно одурачен.

Люди часто смеются,

Люди часто плачут,

Иногда я счастлив,

Иногда болезненно стеснителен.

Люди могут сжиматься,

Люди могут расти,

Иногда я открыт,

Иногда – не очень.

Чувства – сильные,

Мысли – тоже.

Но если одно без другого,

То кто же я тогда?

                                      (Peter Sharp, 2001)

Почему же именно для педагогов и воспитателей так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и  в эмоциональном плане.  Да потому, что эмоциональное состояние одного воспитателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только  самому педагогу, но и окружающим его детям. В силу того, что наш окружающий  мир стремителен, и мы с вами хотим угнаться за ним, не обращая внимания  на свое эмоциональное состояние, а больше сил уходит на выполнение профессиональных обязанностей, требующее от вас терпение,          внимание   к        другим,      сопереживание.   Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы,  от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой.

1. Упражнение: «Прочисти мозги».

Цели: создает веселое настроение, дает возможность немного подвигаться.

Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда от одного уха к другому. Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз – два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, освободились от всех прочих мыслей и вы готовы к новым заданиям.

2. Упражнение: “Я знаю, Я умею, Я люблю…”

Цель: знакомство, осознание своей сущности, принятие своих качеств

Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я знаю (умею, люблю) делать …»

Вопросы для обсуждения: Кто испытывал неловкость, затруднения? Кому показалось, кто-то хвастается? Узнали ли вы что-то новое о людях?

Перед тем, как нам перейти к играм и упражнениям, мы посмотрим на вашу реакцию на мелкую неудачу и больше узнаем о себе любимых.
3. Упражнение «Выбор»
- Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Интерпретация: 
1. Если вы выбрали
первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.
2. Если вы выбрали
второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
3. Если вы выбрали
третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
4. Если вы выбрали
четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

4. Упражнение:  «девочка, дракон и самурай»                  

Перед началом игры тренер делит всех участников на две команды и объясняет, что в игре будут участвовать три персонажа: девочка, дракон и самурай.

Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ноги, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать звуки «Ля-ля-ля».

Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р».

Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а».

Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 секунд: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия, соответствующие их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правила: дракон съедает девочку (то есть очко получает команда, изображавшая дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда, изобразившая самурая); девочка соблазняет самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).

Обычно игра продолжается до трех победных очков. После игры можно обсудить, была ли у команд какая-то стратегия, на основании чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.

5. Упражнение «Автобус». Цель: сплочение, умение наладить контакт с окружающими.

Только сегодня, только сейчас отправляется автобус, который доставит вас до вокзала «Познание». Автобус маленький, сидячих мест нет, должны вместиться все: «В тесноте, но не в обиде».

Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (участники тренинга) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой.

«Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга. Есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел.

Более того, не пуская игрока телами, «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и т.д., придающими игроку дополнительные силы.

Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «автобус» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни представляет этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

6. Упражнение «Мой герб»

Делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями, чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе пишем 2-3 прилагательных.

Интерпретация:

Левый верхний рисунок - отношение к себе

Правый верхний рисунок - отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок - отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.

7. Упражнение «Уровень счастья».
Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него включено все, что стоит благодарности. Зачитываются количество написанных обстоятельств.
Психолог: «Хотелось бы сказать историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют и видят. И люди владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».

Рефлексия. Упражнение «Откровенно говоря». Участникам предлагается закончить предложения.

Откровенно говоря.

Во время тренинга я понял, что.

Самым полезным для меня было.

Мне не понравилось, понравилось, как работал (а).

Я хотел бы.

Психолог раздает участникам тренинга листочки «Волшебных планов на весну».

        

Эмоциональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. 

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
  • несоответствие результатов затраченным силам;
  • ограниченность времени для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • большие нагрузки;
  • ответственность перед начальством, родителями;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • начало педагогической деятельности после отпусков, курсов  (функция-адаптация);
  • проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

  • Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;
  • 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
  • 11% - у педагогов 10летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
  • 8% - со стажем от 1годадо 3 лет

Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания

Во-первых:

  • Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);
  • Высокая самооценка и уверенность с себе и своих возможностях.

Во-вторых:

  • Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • Высокая мобильность;
  • Общительность, самостоятельность.

В-третьих:

  • Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

Саморегуляция в профилактике эмоционального выгорания работников дошкольного учреждения.

Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомле...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников

памятка по профилактике СЭВ у педагогических работников, понятие СЭВ,симтоматика...

Практикум для педагогических работников по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания.

Профилактика эмоционального выгорания.     Снятие тревожности и агрессивности;     Освоение приемов саморелаксации;     Приобретение навыков позитивного мы...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников (памятка)...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки.

Тренинговое занятие "Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки". Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки пси...