Формирование гражданственности у детей на музыкальных занятиях
консультация

консультация для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование гражданственности у детей

на музыкальных занятиях.

Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное отношение к миру, чувство сопричастности к своему народу, ответственности перед родителями, гордости за свою Родину, любви к ней. В этом возрасте он уже может понять, что является престижным, что поощряется и что осуждается.

Большинство детей в нашем обществе до поступления в школу воспитываются в дошкольных учреждениях. И поэтому во многом формирование их культуры, гражданственности (идеологическое воспитание) зависит от организации работы в этом направлении в конкретном дошкольном учреждении.

Сегодня это один из приоритетов в воспитании подрастающего поколения. Дошкольное учреждение и семья несут ответственность за формирование личности малыша, воспитывают критическое и творческое мышление, патриотизм, толерантность, способность осознанно строить свои отношения с другими людьми и государством, иметь своё отношение к религии. Другими словами — воспитывают человека новой культуры, сохранившего национальные корни, с высоким уровнем сознания, достоинства, нравственности и духовности.

Понятие «гражданственность» включает ряд аспектов: социально-правовой, морально-этический, социально-психологический, педагогический.

Социально-правовой аспект отражает уровень развития демократического сознания личности в сочетании со степенью цивилизованности государства, которые закрепляются в правовых актах взаимодействия государства и личности.

Составляющими морально-этического аспекта являются такие идеалы нравственности и культуры, как совесть, долг, гуманность, милосердие, терпимость к окружающим людям, патриотизм, любовь к Родине, знание и уважение символов государства (флаг, герб, гимн).

Проявления социально-психологического аспекта выражаются в любви к Родине, чувстве единства со своей страной, обществом; в наличии волевого потенциала, направленного на деятельность, способствующую благополучию своей страны; в ощущении национальной полноценности.

Понятие педагогического аспекта составляет комплекс качеств и свойств личности, имеющих социальную направленность на достижение индивидуальных и социально-значимых целей, в соответствии с правовыми и моральными нормами общества. У ребёнка это, в первую очередь, воспитание желания учиться и работать, заниматься любимым делом, реализуя свой потенциал на пользу себе и обществу.

Формирование этих аспектов гражданственности в идеологическом воспитании ребёнка также имеет целью образование ряда качеств и свойств личности — достоинства, ответственности, трудолюбия, духовной культуры.

Одним из средств формирования гражданственности ребёнка может стать музыка, используемая в различных формах работы в дошкольном учреждении и, в первую очередь, на музыкальных занятиях. Музыка является одновременно практической и духовной частью жизни народа, формой общественного сознания, а также средством познания мира.

В течение многих веков она доказывала свою способность воспитывать, активно влиять на взгляды людей, их представления о красоте, добре и зле и др. Ребёнок осваивает мир эмоционально-образно, познавая его через переживание и сопереживание, т.е. через чувство.

Музыка становится основой для воспитания национальных и патриотических чувств у ребёнка, способом самовыражения его личности. Любой вид музыкальной деятельности развивает малыша. Значит, музыка может способствовать и идеологическому воспитанию. Музыкальные занятия способствуют формированию и усвоению духовно-нравственных критериев и ценностей, развитию музыкальной и социальной одарённости.

Можно выделить главные условия, при которых успешно формируется гражданственность у ребёнка на музыкальных занятиях:

  • целенаправленность репертуара;
  • привитие уважения к национальной символике (гербу, флагу, гимну);
  • убеждённость педагога.

С целью формирования гражданственности у ребёнка я использую в различных формах работы по музыкальному воспитанию дошкольников репертуар, который обязательно включает народный фольклор, авторские произведения патриотического характера, имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, красоту родной природы, гуманность, доброту и мудрость нашего народа.

А также репертуар произведений, отражающих красоту природы родной страны, её деревень и городов, лесов, полей и озёр, в которых рассказывается о труде народа. Именно фольклорные произведения раскрывают глубину национальной культуры, дают полное и глубокое представление о музыкальном наследии нашего народа, его истории, способствуют развитию идейного и духовного богатства.

Нужно иметь иметь ярко выраженную гражданскую жизненную позицию, которая проявляется в общении с ребёнком и его родителями во время проведения различных музыкальных мероприятий в дошкольном учреждении и вне их. Я стараюсь непосредственно своим примером формирует любовь к своему народу, городу, Родине. Составляющим процесса общения является собственная речь, способствующая развитию не только музыкальных и творческих способностей ребёнка, но и воспитанию гражданственности в процессе музыкальных занятий. Речь должна:

  • быть эмоциональной, побудительной, тактичной, осознанной, синтаксически и грамматически структурированной, доступной, яркой, доказательной;
  • нести смысловую нагрузку, фиксировать и дополнять то, что невозможно или трудно воспринять ребёнку с помощью органов чувств;
  • содержать точность, информативность и действенность;
  • сочетаться с мимикой, пантомимикой, жестами рук, движениями корпуса тела, позами и др.;
  • служить средством передачи психологического и эмоционального музыкального и гражданского опыта педагога ребёнку.

Таким образом, через собственный опыт, знания, эмоциональность посредством речи и через репертуар музыкальных произведений можно оказывать сильное воспитательное воздействие на ребёнка, на развитие его музыкальных, творческих, социальных способностей, формирование гражданственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование певческого дыхания у детей на музыкальном занятии.

фрагмент  занятия  с  детьми  подготовительной  группы...

"Народная игрушка ,как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста"

Данная статья направлена на усиление внимания педагогов к выбору народной игрушки при взаимодействии с детьми дошкольного возраста. Народная игрушка лучше всего поможет ребенку ощутить причасность к к...

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

«Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Дек...

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...