Музыкальные встречи по знакомству детей с музыкой из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик"
материал (старшая группа)

Челюканова Наталья Викторовна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchelkunchik.docx17.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные встречи по знакомству детей с музыкой из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: А вы знаете, ребята, что в новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких новогодних ночей описана в знакомой вам сказке П. И. Чайковского «Щелкунчик». Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Он написал много произведений для детей, потому что очень любил детей. Его музыка красивая, добрая. Чайковский очень любил сказки. На сюжет сказки «Щелкунчик» он сочинил балет.

- Ребята, что такое балет? Кто может сказать? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

В балете никто не разговаривает, не поет. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что все, о чем рассказывается в сказке, становится понятным. Сегодня мы познакомимся с балетом П. Чайковского – «Щелкунчик». Но чтобы отправится в путешествие в мир музыки, вспомним эту историю еще раз. Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было необычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнем с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку (звучит запись). Какая она?

Дети. Музыка радостная, нежная.

Музыкальный руководитель: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. А сейчас вернемся к началу балета. Новогодняя елка наряжена. Дети рассматривают на ней игрушки и подарки. Звучит марш. (звучит запись). Какой это марш по характеру?

Дети. Веселый, шуточный.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы помните, о чем наша сказка «Щелкунчик»? Кто такой Щелкунчик? А почему его называют Щелкунчиком?

Дети: Щелкунчик- это деревянная игрушка. Потому что он умеет щелкать орехи.

Музыкальный руководитель: А что же случилось с этим игрушечным человечком и другими героями сказки в новогоднюю ночь? Давайте вспомним. «Девочке Мари на Новый год подарили интересную игрушку – Щелкунчика… Кто продолжит рассказывать? Дети: «…Она очень обрадовалась этому подарку. Взяла в руки Щелкунчика и стала бегать, прыгать вокруг ёлки. Другие дети взяли свои игрушки и тоже стали веселиться.»

Музыкальный руководитель: Послушайте, как П. И. Чайковский передает в музыке настроение Мари и других ребят. Мы с вами уже слушали эту музыку. Может кто- то вспомнит как она называется? Слушайте внимательно. (Звучит «Марш» из балета)

Музыкальный руководитель: Как называется этот музыкальный руководитель фрагмент и какого характера музыка?

Дети: Это марш. И звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная.

Музыкальный руководитель: Послушайте, как меняется музыка в средней части марша.

(Звучит средняя часть марша)

Дети: Музыка звучит быстрее. По характеру она тревожная, настороженная.

Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Музыка готовит нас к тому, что героев ждут опасные приключения.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. А что же дальше произошло в сказке? Кто помнит?

Дети: Когда закончилось общее веселье, дети пошли спать. А девочке Мари спать не хотелось. Она взяла в руки Щелкунчика и стала петь ему колыбельную.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что такое «колыбельная»?

Дети: Это песня, под которую засыпают.

Музыкальный руководитель: Послушайте песню П. И. Чайковского. (Звучит Колыбельная из балета) Какая по характеру музыка в колыбельной?

Дети: Музыка добрая, ласковая, мягкая. Она звучит медленно и спокойно.

Музыкальный руководитель: Колыбельная песня так понравилась Щелкунчику, что он решил рассказать Мари свою историю. Что же рассказал Щелкунчик?

Дети: Он сказал, что его заколдовала королева мышиного царства- Мышильда, превратив его в игрушку. А спасти его может победа над мышиным королем.

(звучит марш мышиного войска). Слушание музыки до конца. Музыка таинственная, сначала она тихая, но потом становится громче и громче. Музыка по характеру злая. Это появился мышиный король со своим войском.

Потому что мышиный король злой. И чем ближе подходит войско, тем громче и страшней становится музыка. Но смелый Щелкунчик не испугался мышей. Он вступил с ними в бой. А помогали ему все игрушки с елки: и солдатики, и куклы, и зайцы, и лошадки… Ребята, кто победил в сражении?

Дети: Победил Щелкунчик со своими друзьями.

Музыкальный руководитель: Все жители королевства были рады возвращению Мари и принца. А кто был важным гостем на этом празднике? Послушайте музыку, она вам подскажет. (звучит «Танец феи Драже»)

Дети: На празднике появилась фея Драже, музыка звучала волшебная, сказочная, нежная. Она вся будто звенит и переливается.

Музыкальный руководитель: Сегодня на нашем занятии, мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам больше всех понравился? И почему?

(ответы детей)

Музыкальный руководитель: По желанию вы можете нарисовать понравившиеся персонажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского

Музыкально – образовательный проект  « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8839088","attri...

Музыкально – образовательный проект «Сказка в музыке» По балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к слушанию музыки, вырабатывание навыков грамотного слушателя. Пробуждение у детей самостоятельного обращения к слушанию музыки....

конспект музыкальной встречи детей и родителей в группе кратковременного пребывания "В гости к Фее Музыки"

В конспекте музыкальной встречи раскрываются особенности музыкального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте....

Статья "Знакомство детей с балетом в рамках балета Щелкунчик"

В данной статье я рассказываю об идее знакомства детей с театром, о том каким образом можно использовать эту тему в ообразовательных областях, и какие результаты можно получить....

План-конспект музыкального занятия по теме: «Щелкунчик, от музыки к балету» для подготовительной группы.

Тезис- конспект занятия по ознакомлению с балетом "Щелкунчик" П.И.Чайковского...

Музыкально - творческий проект "Сказка в музыке" по балету П.И. Чайковского "Щелкунчик"

Тема "Сказка в музыке" обладает мощным ресерсом для осознанного восприятия музыки, постижения выразительного средства ее языка, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявле...