Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях по художественному творчеству.
методическая разработка

Сторожева Екатерина Сергеевна

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_i_variativnost.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях по художественному творчеству.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях:  новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, поиск новых решений, творческие подходы.

Рисование, лепка, аппликация - как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности,  и установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Во-первых, нельзя строить процесс изображения по законам биологии, во-вторых, педагоги должны знать, что для ребенка движение руки с карандашом или кистью вниз значительно легче и естественнее, чем вверх, и линии при этом получаются более слитными, плавными. Когда ребенок подрастает и рука становится более умелой, он свободно может осуществлять движения в разных направлениях.

Вот, например, как по – разному можно подвести детей старшего дошкольного возраста к созданию изображения по замыслу. Воспитатель устраивает в группе выставку рисунков малышей, на которых изображены различные игрушки. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета и размера лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, используя одну или несколько нарисованных игрушек. Какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению.

Рисование по замыслу можно начать и по-другому. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, собирает детей около себя, показывает большую коробку с игрушками и говорит, что дети младшей группы просили нарисовать им эти игрушки. Дети выбирают себе понравившуюся игрушку, которую будут рисовать. Так же воспитатель предлагает выбрать бумагу и средства рисования (восковые мелки, цветные карандаши, краски).

Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании. Рассмотрим это на примере круглых или шарообразных предметов. В процессе обучения можно показывать детям любые предметы круглой формы: колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, хурму, помидоры, орехи и многое другое.  Из всего этого разнообразия воспитатель может выбрать для занятия по рисованию, лепке, аппликации то, что ближе и более знакомо детям его группы.       Если в программе стоит задача, научить дошкольников изображать предметы, состоящие из нескольких частей круглой формы, можно также найти разнообразное содержание для рисования, лепки и аппликации: бусы, неваляшки, снеговик, цветы, шары на ниточке, погремушки разного строения, цыплята и т. п.

Приведем пример разных занятий по рисованию на одну и ту же тему — «Красивые цветы», может проводиться с детьми разного возраста. Так, с детьми 7 лет: в центре стоял небольшой столик, на котором   поместить ведро с огромным букетом, составленным из разных цветов. Предложить детям нарисовать букет. Их внимание не заострять на том, что надо нарисовать именно этот букет. Букет из множества цветов поставлен для того, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть его и нарисовать цветы, которые ему больше понравятся.

Столы, за которыми работают дети, можно  расставить вокруг букета, чтобы все его хорошо видели. Занятие на эту же тему можно провести и по-другому, в форме коллективного рисования. Воспитатель укрепляет на доске один или два больших листа белого или лучше — зеленого цвета (тонированный) тогда это будет полянка или лужайка.

 Возможен и такой вариант. Воспитатель предлагает детям нарисовать красивые цветы для платья куклы, заранее готовит кусочки ткани, на которых изображены простые для воспроизведения цветы, по возможности организует рассматривание живых цветов. 

 Часто  детям дают для рисования листы бумаги одного размера и формата (целый альбомный лист или его половину) независимо от темы, даже расположение листа на столе перед ребенком стандартное — по горизонтали. Это лишает ребенка возможности думать, как лучше разместить изображение (изображения) с учетом формы и конструкции предмета.

Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, и, чтобы не создавалось шаблона, необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд. у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станет развиваться детское  художественное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        [[{"type":"media","view_mode":...

Конспект игры-занятия с детьми ясельной группы по художественному творчеству (лепка) «Угостим петушка»

Конспект игры-занятия с детьми ясельной группы по художественному творчеству (лепка) «Угостим петушка»...

«РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один ил...

Формы и методы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста по художественному творчеству.

Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».А. Экзюпери...