Конспект занятия: "Мои корни, традиции"
план-конспект занятия (старшая группа)

Исаева Тамара Павловна

Цель:  Познакомить детей, посредством совместных посиделок с родителями, со своими корнями, предками. Составить генеалогическое древо.

Задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей;
  2. Воспитывать любовь к своей семье, доброе, внимательное отношение друг к другу. Показать значимость Семьи в воспитании подрастающего поколения.
  3. Привить гордость и уважение к семейным традициям.

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Предварительная подготовка к занятию:

 -Беседа с детьми о семье и семейных традициях;

 -Составление воспитанниками генеалогических деревьев;

- Оформление презентаций;

 -Изготовление с детьми подарков для родителей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте дорогие ребята. Добрый день уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Также познакомимся с традициями семей разной национальности.

Что же такое семья?

Дети:

  1. Это мама и папа.
  2. Это близкие люди, которые живут вместе.
  3. Это люди, которые помогут в трудную минуту.
  4. Родные, которые будут радоваться нашим успехам больше всего на свете.
  5. Семья- это самое главное, что есть у каждого человека.
  6. Семья-это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться.
  7. Семья – это место, где родные и близкие всегда нас ждут и любят.

Не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что такое традиции?

Дети: Да!

Традиция в переводе с латинского означает «передача»Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.

1.Традиция «Мое родословное древо».

Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и, начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Кто мои предки? И вот ребята попробовали вместе с родителями и родственниками составить свои родословные, чтобы можно было сохранить для потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Дети отвечают.

 2.Традиция «Семейный фотоальбом «Наша дружная семья».

Воспитатель: С той поры, когда французский художник и конструктор изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом».

Дети рассказывают о своих семейных альбомах.

Воспитатель: А теперь немного поиграем. Игра: «Угадай маму».

3.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе».

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Дети рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Физкультминутка.

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- У кого есть младший брат встаньте и помашите над головой.

 - Хлопните те, кто очень любит свою семью.

4.Традиция «Семейные праздники».

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.

 Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

 -Для чего нужны «Семейные праздники»?

Воспитатель: Семьи отличаются и национальными традициями на праздниках. Ребята познакомят нас с красивыми танцами русского, мордовского, татарского народа.

5.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

Воспитатель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы. Также у каждого народа есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.

Наши ребята познакомят нас с традиционной кухней своего народа.

Рассказ о национальной культуре русского народа.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

В пище наших предков существенное значение имеют пироги, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д. 

Для нашей большой и дружной семьи стало уже своеобразной традицией, каждый выходной собираться всем вместе за одним столом и беседовать за чашечкой чая с вкусными мамиными блинами. Вместе с мамой мы и сегодня испекли для всех настоящие русские блины. Угощайтесь!

Рассказ о национальной культуре татарского народа.

У татарского народа есть свои праздники: Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.

Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – старались угостить мясом как можно больше людей.

Вместе с мамой мы испекли наше национальное блюдо «Чак - чак». Приятного аппетита!

Рассказ о мордовской культуре.

Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.

Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.

В нашей семье мы часто собираемся с близкими и родными, угощая всех различными вкусными блюдами.  Мы с мамой приготовили национальный мордовский пирог. Всем приятного аппетита!

6. Традиция «Подарки родителям».

 Есть еще одна хорошая традиция - дарить подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки? - изготовленные своими руками. Мы с детьми хотим вам их подарить.

Итог:

Воспитатель:

 -Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Дети:

-Семья!

Воспитатель:

 Правильно, семья!

- Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

.-Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3moi_korni_traditsii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Познакомить детей, посредством совместных посиделок с родителями, со своими корнями, предками. Составить генеалогическое древо.

Задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей;
  2. Воспитывать любовь к своей семье, доброе, внимательное отношение друг к другу. Показать значимость Семьи в воспитании подрастающего поколения.
  3. Привить гордость и уважение к семейным традициям.

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Предварительная подготовка к занятию:

 -Беседа с детьми о семье и семейных традициях;

 -Составление воспитанниками генеалогических деревьев;

- Оформление презентаций;

 -Изготовление с детьми подарков для родителей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте дорогие ребята. Добрый день уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Также познакомимся с традициями семей разной национальности.

Что же такое семья?

Дети:

  1. Это мама и папа.
  2. Это близкие люди, которые живут вместе.
  3. Это люди, которые помогут в трудную минуту.
  4. Родные, которые будут радоваться нашим успехам больше всего на свете.
  5. Семья- это самое главное, что есть у каждого человека.
  6. Семья-это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться.
  7. Семья – это место, где родные и близкие всегда нас ждут и любят.

Не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что такое традиции?

Дети: Да!

Традиция в переводе с латинского означает «передача»Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.

1.Традиция «Мое родословное древо».

Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и, начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Кто мои предки? И вот ребята попробовали вместе с родителями и родственниками составить свои родословные, чтобы можно было сохранить для потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Дети отвечают.

 2.Традиция «Семейный фотоальбом «Наша дружная семья».

Воспитатель: С той поры, когда французский художник и конструктор изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом».

Дети рассказывают о своих семейных альбомах.

Воспитатель: А теперь немного поиграем. Игра: «Угадай маму».

3.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе».

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Дети рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Физкультминутка.

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- У кого есть младший брат встаньте и помашите над головой.

 - Хлопните те, кто очень любит свою семью.

4.Традиция «Семейные праздники». 

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.

 Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

 -Для чего нужны «Семейные праздники»?

Воспитатель: Семьи отличаются и национальными традициями на праздниках. Ребята познакомят нас с красивыми танцами русского, мордовского, татарского народа.

5.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

Воспитатель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы. Также у каждого народа есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.

Наши ребята познакомят нас с традиционной кухней своего народа.

Рассказ о национальной культуре русского народа.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

В пище наших предков существенное значение имеют пироги, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д. 

Для нашей большой и дружной семьи стало уже своеобразной традицией, каждый выходной собираться всем вместе за одним столом и беседовать за чашечкой чая с вкусными мамиными блинами. Вместе с мамой мы и сегодня испекли для всех настоящие русские блины. Угощайтесь!

Рассказ о национальной культуре татарского народа.

У татарского народа есть свои праздники: Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.

Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – старались угостить мясом как можно больше людей.

Вместе с мамой мы испекли наше национальное блюдо «Чак - чак». Приятного аппетита!

Рассказ о мордовской культуре.

Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.

Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.

В нашей семье мы часто собираемся с близкими и родными, угощая всех различными вкусными блюдами.  Мы с мамой приготовили национальный мордовский пирог. Всем приятного аппетита!

6. Традиция «Подарки родителям».

 Есть еще одна хорошая традиция - дарить подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки? - изготовленные своими руками. Мы с детьми хотим вам их подарить.

Итог:

Воспитатель:

 -Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Дети:

-Семья!

Воспитатель:

 Правильно, семья!

- Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

.-Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Быт и традиции русского народа"

Занятие поможет расширить знания детей о быте и забытых семейных традициях русского народа, воспитать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим семейным реликвиям и обычаям....

Конспект занятия "Культура и традиции русского народа"

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Культура и традиции русского народа"...

Конспект занятия по ФЦКМ "Традиции нового года в разных странах"

Цель: познакомить с новогодними традициями России и других стран...