"Система оценивания образовательных достижений"
статья (младшая, средняя группа)

Митыпова Зинаида Цыдыповна

Для определения эффективности работы разработана система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- детские портфолио, фиксирующие достижения ребёнка в ходе образовательной деятельности;

- индивидуальные карты развития ребёнка;

- карты сопровождения группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

В  детском саду  «Ёлочка» МАОУ "ТСОШ" для определения эффективности работы разработан система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- детские портфолио, фиксирующие достижения ребёнка в ходе образовательной деятельности;

- индивидуальные карты развития ребёнка;

- карты сопровождения группы.

Целью мониторинга являются- определение динамики изменений показателей результатов педагогических действия на воспитанников, способный дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах, для своевременного изменения направления работы и её коррекции.

Модель механизма педагогического мониторинга, представляет собой:

• систему действий воспитателя, включающую в себя сбор, обработку и анализ  информации об индивидуальном развитии воспитанников, о результатах эффективности педагогических действия по каждой образовательной области в своей возрастной группе, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений, их прогноз и коррекцию;

• систему действий старшего воспитателя, включающую в себя операции сбора, обработки, анализа и интерпретации информации о результатах эффективности педагогических действий по всем возрастным группам по всем образовательным областям, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений в целом по учреждению, их прогноз и коррекцию;

• принятие решений с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

Основой метод педагогической диагностики это метод наблюдения. Предложенные методики и диагностический инструментарий, применим ко всем действующим образовательным программам. Диагностику результатов работы проводят все педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель, что позволяет получить полную картину работы.

В дополнение к педагогическому мониторингу воспитателями каждой возрастной группы составляются карты сопровождения группы воспитанников, в ней отражаются данные о ребёнке: группа здоровья, антропометрические данные, аллергическая реакция (аллергены если есть, указываются какие, биоритмический профиль («сова», «жаворонок», сенсомоторное развитие, координация движения, эмоциональная сфера (устойчивое, неустойчивое, заболеваемость за год (уровни «высокий», «средний», «низкий»).

В настоящее время наш детский сад  работает по программе «От рождения до школв» и изданы в этой программе диагностические журналы по каждому возрасту дошкольников. В них разработаны карты, позволяющие фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах деятельности.

Мониторинг детского развития мы проводим два раза в год.

При проведении диагностики педагоги опираются на то, что:

- педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результат не влияет на мнение педагога о ребенке в эмоциональном или этическом аспекте, он должен рассматриваться как конфиденциальная информация. Результат нужен педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать ребенку.

- диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях педагог наблюдает за поведением детей и общением между собой, отмечает у ребенка состояние скуки, радости или огорчения. Данную работу педагог проводит незаметно для детей.

- при проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Данная работа помогает понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из нескольких этапов:

1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в освоении образовательных областей;

2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины трудностей, мешающих освоению образовательной программы;

3. этап конструирования – планируются методы поддержки, коррекции, содержание работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с ними;

4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности.

5. итоговая диагностика - дает результат завершения маршрута.

Мы пришли к выводу, что самым оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (начало учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому моменту, выясняются проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя, специалистов. На основе этой диагностики воспитатель с педагогами-специалистами определяют задачи работы и проектируют образовательный маршрут ребенка на год, в котором определяют методы поддержки и содержание работы с ним.

В конце учебного года (май) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками нашего учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Её педагоги проводят не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого имеются проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга используются включенное наблюдение, позволяющее наблюдать за детьми в их естественных условиях, в повседневной жизни, тестовые задания детям (в которых детям предлагается ответить на ряд вопросов или выполнить определенное задание, беседы. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования. По результатам промежуточной диагностики педагоги вносят коррективы в свою работу с детьми, которые имеют отражение в индивидуальной работе.

Во время проведения первичной диагностики главным методом является систематически включенное наблюдение, которое дополняем рядом других методов.

Первый этап - предварительный – требует преимущественного использования метода наблюдения.

Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми или сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Воспитатели используют следующий алгоритм проведения наблюдения:

- определяются цели и задачи наблюдения (например, выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы остаться незамеченным.

- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.

- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при этом, не нарушив образовательного процесса.

- выбирается способ фиксации результатов (в нашем случае таблицы).

Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.

Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также специальные методы диагностики. Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.

Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов, но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.

В нашем мониторинге мы используем не цветовые оценки уровней развития детей, а балльный метод:

1балл  - не отвечает, отказывается от ответа,  делает все не правильно, часто ошибается

2 балла – нуждается в пошаговой помощи педагога, делает несколько ошибок

3 балла – выполняет самостоятельно, все безошибочно

Почти по такому же принципу оцениваются уровни интегративных качеств дошкольников.

По итогам мониторинга воспитатели заполняют таблицы по образовательным областям и по интегративным качествам, в результате чего можно увидеть целостную картину развития детей группы, а так же можно выделить наиболее проблемные сферы, что в свою очередь потребует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.

Планируемые результаты накапливаются из года в год, и в результате мы должны придти к окончательному результату – той модели выпускника, который должен выпуститься из нашего детского сада согласно образовательной программе дошкольного учреждения.

Таким образом, наша работа по мониторингу является основанием для построения образовательной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений:

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнени...

Система оценивания образовательных достижений

Дигностики, схемы, мониторинги...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений...

Система оценивания образовательных достижений

Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность вос...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений:...

Система оценивания образовательных достижений в Детском саду № 226 ОАО «РЖД»

Педагогический мониторинг  в детском саду проводится по методическому пособию, разработанному Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса» - СПб.: ООО «Издательство ...

система оценивания образовательных достижений

мониторинг образовательных областей, конкуры, выставки...