Практикум для педагогов ДОУ "Исследование игры детей дошкольников"
статья (старшая группа)

Практикум исследования игровой деятельности детей дошкольного возраста

состоит из трех блоков.

    Первый блок включает методики диагностики интеллектуального развития в ходе игры.

   Второй блок состоит из описания игровых ситуаций, вопросов и решений.

   Третий блок – это система тестов с различным уровнем трудности.

Первый уровень включает познавательные тесты типа «Укажите верный ответ», направленные на определение знаний экзаменуемых. Второй уровень занимают тесты типа «Установите соответствие» или «Установите последовательность», позволяющие выявить наличие элементов продуктивной и эвристической деятельности.

    Цель практикума: провести дифференцированный подбор разнообразных методик исследования игры в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практикум для педагогов ДОУ28.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Практикум для педагогов ДОУ на педагогическом совете  

                                  «Исследование игры детей дошкольников».

Составила и провела: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок. 2017г.

Содержание.

     Практикум исследования игровой деятельности детей дошкольного возраста

состоит из трех блоков.

Первый блок включает методики диагностики интеллектуального развития в ходе игры.

 Второй блок состоит из описания игровых ситуаций, вопросов и решений.

Третий блок – это система тестов с различным уровнем трудности.

Первый уровень включает познавательные тесты типа «Укажите верный ответ», направленные на определение знаний экзаменуемых.

Второй уровень занимают тесты типа «Установите соответствие» или «Установите последовательность», позволяющие выявить наличие элементов продуктивной и эвристической деятельности.

 Цель практикума: провести дифференцированный подбор разнообразных методик исследования игры в дошкольном возрасте.

 Она осуществляется посредством следующих задач:

  1. Раскрытие диагностических функций сюжетно – ролевых игр и игр с правилами для интеллектуального развития детей.
  2. Анализ игровых ситуаций из практики детского сада и семьи с выявлением психолого-педагогических решений возникающих проблем.
  3. Использование серии тестов для диагностики сущности, организации и развития игры.

   Задача № 1.

       Интервью с детьми до игры для установления их умения прогнозировать структуру сюжетно – ролевой игры. (Во что будете играть? Каким будешь? Чем играть будете?)

   Задача № 2.

Исследование социального интеллекта ребенка посредством наблюдения его навыков самоорганизации в играх с правилами.

  1. Познание правил в ходе игры
  2. Навыки самоорганизации в ходе игры.
  3. Коммуникативные навыки (умение общаться) – согласование своих действий и интересов с другими участниками игры.

   Задача № 3.

Психолого-педагогический анализ двух вариантов детских игр и определение возраста детей в соответствии с характером игровых действий.

    Ситуация. Предлагаем два варианта детских игр на тему «Магазин».

    Первый вариант. Наташа собирается в магазин, берет сумку и говорит: «Иду купить хлеб, молоко, колбасу».

    Второй вариант. Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Антон, Нина. Каждый исполняет определенную роль. Двое – продавцы, один – кассир, двое – грузчики, один – покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит, собирает покупки в сумку.

   Определите возраст детей, укажите основные признаки, по которым его  определили.

    Решение. В первом варианте приводят запись игры ребенка 3 лет. Игровые действия Наташи отличаются простотой, в них проектируются действия взрослых. Во втором варианте описана игра детей старшего дошкольного возраста. В игре участвуют пятеро детей, каждый из них исполняет действия в соответствии с ролью.

    Задача № 4.

Наблюдение организационного момента игры – распределение ролей.

       Ситуация. При распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается следующее: некоторым детям предлагают свои главные роли другие дети; некоторые дети сами желают исполнять главную роль. Дайте психологическое объяснение этому наблюдению.

      Решение. Ребенок, предлагающий главную роль другому, обычно рассчитывает на обещание того ребенка также избрать его как исполнителя какой-либо значительной роли в игре. Возможно, такие дети предъявляют претензии на сравнительно низком уровне. Желание исполнять главную роль обычно заявляют дети с высоким уровнем претензий, которые в некоторых случаях не соответствуют их возможностям.

     Задача № 5.

Наблюдение типичной ситуации в семье: родители стремятся развивать своего ребенка преимущественно в интеллектуальном отношении, в результате чего для игры не хватает времени.

     Ситуация. Родители мальчика Миши (5 лет) в его развитии отдают предпочтение интеллектуальным занятиям. В результате интенсивной нагрузки в этой области у ребенка нет времени на игровую деятельность.

    Дайте прогноз развития Миши в описанной ситуации полного пренебрежения родителями участия ребенка в игровой деятельности.

   Решение. Игра в дошкольном возрасте – основной вид деятельности. В игре осуществляется физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, скорость передвижения, согласованность действий со сверстниками, ориентация на их достижения. В ходе игры совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память. В игре развивается также знаковая функция сознания.

    Одновременно игра ставит детей в разные позиции субординации посредством исполняемых ролей (руководство, равнозначность, подчинение), что можно использовать в воспитательных целях. Игра включает ребенка в игровые и реальные отношения, что оказывает формирующее влияние на его личность.

   Родителям Миши, отдавая все силы его интеллектуальному развитию, не следует забывать также о необходимости полноценного развития личности.

    Задача № 6.

Использование игрушки в развитии коммуникативности детей в семье.

   Ситуация. Игрушки имеют важное значение для развития детей. Среди них есть любимые игрушки, а также используемые реже. Каким образом родители могут использовать для развития коммуникативности детей?

     Решение. Предложите ребенку показать свою любимую игрушку, а также ту, которая ему не нравится. Пусть расскажет о своих игрушках, отвечая на следующие вопросы:

  • Чем ему нравится игрушка, кто ему ее подарил?
  • Как называется игрушка? Как можно с ней играть?
  • Как часто он играет с любимой игрушкой?
  • Предложите рассказать об игрушке, которая ему не нравится.
  • Почему эта игрушка не нравится? Что в игрушке ему не нравится?
  • Что надо изменить в игрушке, чтобы она ему понравилась?

Затем можно предложить ребенку нарисовать свою любимую игрушку и все, связанное с ней.

    Задача № 7.

Исследование роли игры для соподчинения мотивов.

    Ситуация. В ролевой игре ребенка осуществляется соподчинение мотивов. Как можно проверить такое утверждение?

    Решение. Можно создать игровую ситуацию, стимулирующую мимолетные желания ребенка; вводить привлекательные предметы, которые не требуют в ходе игрового процесса.

Приложение № 1 к практикуму.

     Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

 1. распределение ролей,

2. основное содержание игры,

3. ролевое поведение,

4. игровые действия,

5. использование атрибутики и предметов-заместителей,

6. использование ролевой речи,

7. выполнение правил.

    Каждый критерий оценивается по 4 уровням.

    Несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, целесообразно установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень – от 2,0 до 3,5 лет,

 2 уровень – от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень – от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень – старше 5,5 лет.

      Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1 уровень – отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял поварешку – повар).

2 уровень – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?»

 3 уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек).  При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень – самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры.

 1 уровень – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень – действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень – выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение.

 1 уровень – роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия.

 1 уровень – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень – игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей 

1 уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого.

 2 уровень – самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень – использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование ролевой речи.

1 уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

 7) Выполнение правил 

1 уровень – отсутствие правил.

 2 уровень – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. 

     Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности.  

      Если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму – в красный, если отстает – в синий.

    Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков.

      В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка.

       Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой – воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Уровень сформированности игровых навыков

Группа_________________ Дата наблюдения________

Возраст детей от ___ до ___

Воспитатель ____________________

Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Исполн. атрибутики

Исполн. рол. Речи

Приложение № 2 к практикуму.

         Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек 

1. Культуросообразность и соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

2. Социальная и психологическая безопасность игрушки.

3. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.

4. Привлекательность игрушки для ребёнка.

5. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). 6. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки и в ее описании.

Дополнительные критерии

1. Возможность использования игрушки в коллективной игре.

 2. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

3. Прочность и долговечность игрушки.

4. Использование экологически чистых материалов.

5. Качество описания игрушки.

6. Качество упаковки игрушки.

Используемая литература:

  1. Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко.–Мозырь:Белый Ветер,2014.-111с.
  2. Ежкова Н.С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 144 с
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
  4.  Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М: Лада, 2010 – 192 с.
  5. Савенкова О.А. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: методические указания для выполнения практических работ. – О.А Савенкова. – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2018. - 44 с.
  6. Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности : учеб. пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 223 с. – (Среднее профессиональное образование)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов: Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников.

Семинар - практикум для педагогов: "Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников"...

Семинар - практикум с педагогами "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"

Конспект проведения семинара - практикума с педагогами "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»    ...

Семинар-практикум для педагогов " Современная игра ПОП- ИТ в развитии дошкольников!"

Сегодня, в условиях модернизации системы образования, к профессиональной компетенции педагогических работников предъявляются повышенные требования: "Ведь востребован не просто воспитате...

Семинар - практикум для педагогов "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой деятельности,  так и  к игре. ...

Семинар-практикум для педагогов Место игры в обучении ребенка дошкольника

Повышение психологической компетентности педагогов, формирование у них потребности использовать теоретические знания в интересах ребенка и собственного профессионального роста по данной теме...