Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО
статья

Николаева Наталья Васильевна

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 77 Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                       

Статья

" Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО"

Разработала музыкальный руководитель

Николаева Наталья Васильевна

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Назначение любого вида искусства -  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.  Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.   Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Применение   инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в  задачах  которые отвечают насущным запросам ребенка:

создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

творческое развитие природной музыкальности ребенка;

высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).      

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.

Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.

Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической пластической      инструментальной.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,

развития двигательной координации,   развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие

координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

- звучащие жесты и музыка моего тела;

- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации,  семинары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.

                                                     

Литература:

Буренина А.И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.

Картушина М.Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008.

Костина Э.П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008

Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004.

Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры - программа музыкального воспитания. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Назначение любого вида искусства -  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею ху...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях внедрения ФГОС".

Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь свое личное»....

Презентация для педагогического совета «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

  На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор...

" Инновационные технологии музыкального развития детей в условиях внедрения ФГОС ДО"

Рассказывается о инновационных технологиях, которые применяются мною в работе....

МО « Инновационные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФОП ДО»

laquo;Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста» Асафьев Борис Владимирович...

«Современные инновационные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФОП ДО и ФГОС»

Доклад на пед совете " Современные иновационные технологии музыкального вовоспитания дощкольников в условиях внедрение ФОП ДО и ФГОС"...