Чтение цветных партитур
методическая разработка (подготовительная группа)

Каданцева Татьяна Александровна

Мастер - класс для педагогов в рамках преемственности ДОУ и начальной школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_shkola.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по художественно – эстетическому развитию

на тему: «Чтение цветных партитур»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2

Позвольте начать своё выступление строками Д.Д. Шостакович: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Слайд 3

Одними из принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования являются:

поддержка разнообразия детства;

сохранение его уникальности и самоценности;

реализация всех программных задач, прежде всего в форме игры, в том числе и музыкальной.

       Игра - является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения. Это способствует достижению цели - активизации творческих способностей старших дошкольников посредством системы музыкальных игр в музыкально-игровой деятельности.  

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом, выглядят следующим образом:

Слайд 4 - 5

Музыкальное развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей.

Музыкальное воспитание должно быть направлено на целостное развитие личности ребенка, достижение им школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей накануне обучения в первом классе. Ему нужно уметь самостоятельно поразмыслить, сделать вывод, то есть использовать такие качества ума, как наблюдательность, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. Все эти качества в совокупности, с одной стороны, составляют творческие способности, а с другой - необходимы для развития такого качества, как «способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту». Отсюда следует логический вывод: становление и активизация творческих способностей находятся в тесной взаимосвязи с достижением целевых ориентиров.

Слайд 6

Между музыкой и речью много общего. Всем нам известно, что развитое чувство ритма  влияет на становление развернутой (слитной) речи, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, что немаловажно при поступлении ребенка в школу. В результате систематической работы по умственному развитию детей в процессе музыкальной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети приобретают навык активных самостоятельных действий.

 Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. На своих занятиях в детском саду, мы педагоги, систематически проводим словарную работу. К примеру, во время пения обращается внимание детей на активность губ, четкое произношение согласных, особенно в конце слова; вырабатываем дикцию при помощи специальных упражнений: шуток – прибауток, потешек, скороговорок и музыкальных игр.

Слайд 7 ( фото)

 Существует много игр и заданий, где сочетаются цвет и музыка. Некоторые из таких игр я использую на занятиях с детьми. Сегодня  я хочу вас познакомить вас с              «Чтения цветных партитур», которая очень увлекает дошкольников. Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков. На партитурах нарисованы цветные кружочки – ноты. Маленький – короткий звук, большой кружочек – долгий звук. Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах Музыкальные инструменты для детей всегда останутся чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть.

А же читать эти партитуры? Определенное цветовое обозначение закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении.

   На первоначальном этапе полезно подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. Слайд

Я хочу вам рекомендовать подобные упражнения использовать в своей работе.

После того, как дети почувствовали, что звуки могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Слайд (карточка попевка)

      После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, мы переходим к разучиванию попевок, построенных на двух, а затем трёх и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком. На этом этапе мы знакомим детей с цветными партитурами. 

Слайд Партитуры делятся на подвиды. Одни предназначены для упражнений- Другие концертные (с этими номерами дети выступают на праздниках)

Слайд 8 (цветная партитура), затем может быть Видео (коротенькое)

 Слайд 9

На слайде представлены способности, которые развиваются у детей путем использования  приема «чтение цветных партитур».  Некоторые из них важны  не только нам, музыкальным руководителям, но и вам, педагогам начального звена.( В форме вопрос  - ответ разбираем пункты)

    Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются

  • ритмические способности,
  • речь становится более совершенной,
  • развиваются математические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает

  • мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
  • способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма;
  • развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус;
  • учит понимать и любить музыку.

Связь музыки и математики - чтобы записать слова мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты. Мы знаем, что при записи мелодии звуки имеют свою длину (длительность). Математика – целое число (торт), дели пополам (половинка торта).

Музыка (длительность нот) – целая и половинная. А также при использовании цветных карточек закрепляем счет.

Связь музыки и развития речи. Музыка и язык  - близнецы братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, лучше запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Что роднит музыку с изобразительным искусством? Музыка и живопись могут создавать картины. Музыка с помощью звука, а живопись – цветом.

         Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру: Дети играют, но не они не осознают, что их учат.

Т.Э.Тютюнникова

Слайд 10

       Подготовка детей к школе - одна из главных задач воспитания ребенка шести лет. Перед нами педагогами стоит задача – формирование всесторонне развитой личности. Значительную роль в решении этой проблемы отводят искусству, в частности музыке.                         Музыкальные занятия, праздничные утренники вызывают у детей особый интерес, и эти формы музыкальной деятельности помогают увидеть умственную активность детей, поисковые качества,  творческое начало в их действиях, познавательный интерес, работоспособность, самостоятельность, а в целом – готовность к учебной деятельности в школе.

Слайд 11

И закончить свое выступление хотелось бы пожеланием: Пусть ваша жизнь будет полна ВАШИХ любимых цветов и звуков! Создавайте себе настроение и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партитура "Вальса-шутки" Д. Шостаковича для оркестра детских музыкальных инструментов и фортепиано

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом по разучиванию с детьми "Вальса-шутки" Д. Шостаковича. В одном из номеров "Музыкальной палитры" есть описание, как быстро, в игровой...

Оркестр детских ударных инструментов. Этапы работы. Авторская партитура. П.И.Чайковский «Неаполитанская песенка».

Оркестр детских ударных инструментов. Этапы работы. Авторская партитура. П.И.Чайковский «Неаполитанская песенка»....

Оркестр детских ударных инструментов. Этапы работы. Авторская партитура. П.И.Чайковский «Немецкая песенка».

Оркестр детских ударных инструментов. Этапы работы. Авторская партитура. П.И.Чайковский «Немецкая песенка»....

Оркестр детских ударных инструментов. Этапы работы. Авторская партитура. Шуберт «Немецкий танец».

Оркестр детских ударных инструментов. Этапы работы. Авторская партитура.иШуберт «Немецкий танец»....

Методическая разработка "План разучивания музыкальных партитур сказки с педагогами ДОУ"

Методическая разработка "План разучивания музыкальных партитур сказки с педагогами ДОУ"...

Методическая разработка. «Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветным партитурам».

Методическая разработка.«Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....