Методическая разработка. «Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветным партитурам».
методическая разработка (подготовительная группа)

Мошкина Екатерина Викторовна

Методическая разработка.

«Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветным партитурам».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК»

(МБДОУ № 4)

ул. Новая, д.9, г.Отрадное                                                                                                  тел.8(81362)33-060

Кировский район, Ленинградская                                                                                    mbdou-04@yandex.ru

область,  187330

Методическая разработка.

«Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers) по цветным партитурам».

Автор: музыкальный руководитель первой категории

Мошкина Екатерина Викторовна

г. Отрадное

2021г.

Методическая разработка.

«Обучение детей игре на диатонических музыкальных инструментах (диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers по цветным партитурам)».

Разработала и реализовала музыкальный руководитель

первой квалификационной категории Мошкина Екатерина Викторовна.

Содержание.

1) Актуальность.

2) Цель.

3) Программные задачи.

4) Вариативность с другими образовательными областями.

5) Пояснительная записка.

6) Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими музыкальными инструментами.

7) Музыкальные игры для диатонических музыкальных инструментов.

8) Календарно-тематическое планирование.

9) Заключение.

  1. Актуальность.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры. Благодаря применению данной технологии, повышается результативность воспитательно-образовательного процесса. Всецело укрепляется здоровье воспитанников. Благодаря диатоническим музыкальным инструментам, музицирование для ребят приобретёт новое звучание. Дети почувствуют себя настоящими артистами, что приведёт к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети будут играть не только на шумовых музыкальных инструментах, но и на диатонических по цветным партитурам (нотам), что приведёт к развитию целого комплекса музыкальных способностей.

  1. Цель.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на диатонических колокольчиках, металлофонах и цветных перкуссионных трубках Boomwhackers.

  1. Программные задачи.

Обучающие:

-познакомить детей с приёмами игры на диатонических колокольчиках, металлофонах и трубках Boomwhackers;

-учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки ;

-развивать чувство ансамбля;

-познакомить с нотной грамотой;

-научить читать по цветным партитурам.

Воспитательные:

-активизировать внимание ребенка, работу его         мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

-воспитывать у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

-воспитывать творческую инициативу;

-сплотить детей в дружный творческий коллектив;

Развивающие:

-развивать память и внимание;

-развивать музыкальный слух и чувство ритма;

-развивать мышление, аналитические способности;

-развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;

-обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.

Коррекционные

Способствовать речевому развитию.

  1. Вариативность с другими образовательными областями.

Разнообразить занятие, добавить интеграцию и удержать заинтересованность занимающихся мне помогают различные формы проведения заданий с музыкальными инструментами..

Интеграция

Форма

Содержание

Речевое развитие

С речевым сопровождением

При различных видах музыкальной деятельности у детей совершенствуется речь, мыслительные способности, художественно – образные представления. Когда дети разучивают музыкальные произведения на темы сказок, стихотворений, прибауток у них активизируется фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что они чувствуют, слушая и исполняя данную мелодию. Любое музыкальное исполнение пьесы, песни невозможно без эмоционального восприятия и выражения его через речь как средство общения.

Данная форма позволяет интегрировать речевое развитие. Специалисты в нашем детском саду работают в тесном взаимодействии и исходят из того факта, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь.

Детям предлагается исполнять простейшие мелодии, произнося при этом короткий речитатив и постараться сделать это ритмично. Пример речитатива :

  • Лексическая тема: «Овощи»:

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Ха-ха-ха – это чепуха

Овь-овь-овь – сладкая морковь.

Ла-ла-ла – вкусная свекла

Оп-оп-оп – душистый укроп

Ой-ой-ой — огород у нас большой

Ай-ай-ай — собираем урожай

Адки-адки-адки — поливаем грядки

Ук-ук-ук — собираем лук

Цы-цы-цы — созревают огурцы

Важно использовать только хорошо знакомые, не вызывающие затруднений речитативы, которые можно исполнять на одном или несколько нотах Грамотно подобранное речевое сопровождение можно использовать на этапе автоматизации поставленных звуков, что способствует закреплению правильного произношения.

Художественно-эстетическое развитие

Под музыку

Музицирование побуждает юного музыканта к самостоятельной творческой деятельности. Соприкасаясь с живым музыкальным звуком, при игре на инструментах, дошкольники осознаннее различают красоту звучания различных музыкальных инструментов. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Социально-коммуникативное развитие

Игра в оркестре

Такие задания обеспечивают интеграцию социально-коммуникативного развития. Вариации заданий педагог может придумать самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовленности детей.

Игра в оркестре сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность, за общее дело, воспитываются коммуникативные качества целеустремленность, выдержка, настойчивость.

 

Физическое развитие

Для правильного звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах, в целях реализации Программы, юные музыканты осваивают различные техники 9 и методики, что, несомненно, способствует развитию мелкой и крупной моторики пальцев. Очень важно, чтобы руки не были зажаты, корпус находился в правильном положении.

Познавательное развитие

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений (ритм, темп, динамика и т.д.). У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально – ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Музицирование способствует развитию творческой активности – дошкольники играют на инструментах самостоятельно, импровизируют.

В детском саду диатонические инструменты можно применять в играх, в досугах, на праздниках, в том числе, совместно с родителями.

  1. Пояснительная записка.

   

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. А диатонические музыкальные инструменты развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический  слух, ведь каждый элемент имеет своё звучание от ноты «до» Iй октавы, до «до» IIй октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные ноты соответствует цвету используемых музыкальным руководителем набору диатонических инструментов. Цвет колокольчиков в разных наборах может быть разным.

В моём случае:

Красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы,

Оранжевый цвет-РЕ I октавы,

Жёлтый цвет-МИ I октавы,

Светло-зелёный цвет -ФА I октавы,

Тёмно-зелёный цвет -СОЛЬ I октавы,

Голубой цвет -ЛЯ I октавы,

Синий цвет -СИ I октавы,

Белый -ДО II октавы.

 В таком же цветовом исполнении у меня металлофоны и перкуссионные трубки.

 

Диатонические музыкальные инструменты формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности  и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.

Цветные партитуры для музыкальных занятий, предназначены для работы с группой детей из 8 человек. Для работы со всеми детьми, следует использовать несколько наборов диатонических инструментов, тогда один звук будут играть несколько детей. Цветная партитура–это доступный и интересный способ знакомства детей с миром музыки, формирование художественного вкуса.

Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими музыкальными инструментами.

 

 В партитурах нарисованы цветные ноты. При изготовлении партитур, надо подбирать цвета нот совпадающие с цветами ваших музыкальных наборов. Ноты  различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая–восьмая, средняя–четверть, большая–половинная, а очень большая–целая).

На партитурах встречается двухголосие, тогда нотки располагаются друг над другом. На начальном этапе обучения колокольчики лучше раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.

  1. Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими музыкальными инструментами.

Технические приемы игры на ДМИ. Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения.

Руководство по работе с диатоническими колокольчиками:

Колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу–это исходная позиция. Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети  начинают играть  в тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре  есть слова, то петь их следует  по такому же принципу. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту можно соединять произведение целиком.

Руководство по работе с диатоническими металлофонами:

Дети играют на металлофоне одной правой рукой. Инструмент кладется на стул или стол таким образом, чтобы он был у ребенка на уровне пояса. Слева у металлофона должны быть длинные пластины (низкие звуки), справа – короткие (высокие звуки).

Палочка должна лежать на указательном пальце, а сверху придерживаться большим. Держать ее нужно свободно, не зажимая в кулак. Тогда звук будет звонкий.

Удар должен быть легкий, палочки не должны задерживаться на пластине, а должны отскакивать, как подпрыгивающий мячик.

Руководство по работе с цветными трубками Boomwhackers:

Трубку нужно взять правой рукой чуть ниже середины трубки, зажать её в кулаке, держать горизонтально полу – это исходная позиция. Извлечение звука происходит вследствие удара о ладонь второй руки, либо о любую поверхность (пол, стул, стол).

                Руководство по работе с цветными партитурами.

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но, для дошкольного возраста удобна запись в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Партитуры: Ре, ре, ре…Ду, ду, ду…Ша, ша, ша…

В партитурах представлены упражнения со словами. Детям надо петь и играть одновременно.

Цель упражнений: Развитие чистоты интонирования, улучшение музыкального слуха, чувства ритма и реакции детей. Упражнение развивает кратковременную память и умение наблюдать. Улучшает дикцию и укрепляет артикуляционный аппарат за счёт чёткого проговаривания согласных.

Руководство к упражнению: Сначала необходимо проговорить все слова отдельно. Затем проиграть инструментальную партию в медленном темпе. После, соединить слова и игру. На начальном этапе разучивания перед каждой строчкой необходимо задать тон, с которой начинается попевка, чтобы услышать ноту, на которой нужно петь. Для этого, необходимо сыграть один раз на колокольчике, пластине, трубке нужного цвета. (Если строчка начинается с красной ноты, необходимо сыграть на красном колокольчике и т. д.) В дальнейшем, когда дети запомнят мелодию, давать тон уже не нужно. Поют по партитуре все дети, а играет лишь та группа детей, чью ноту показывает педагог.

Партитуры: Весёлые нотки. Озорные нотки.

В партитурах представлены упражнения со словами–это название нот, которые нужно пропевать одновременно с игрой.

Цель упражнений: Изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развивается у детей память, звуковысотность, тембровое восприятия и способность концентрировать своё внимание.  

Руководство к упражнению: 

Сначала следует проговорить название нот и запомнить их последовательность.  Затем сыграть партитуру на инструмене

«a capella» без голоса. Когда у детей будет получаться и то и другое, соединить вместе, добавив аккомпанемент на фортепиано. А ноты может показывать воспитатель или способный ребёнок. (При этом  следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)

Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно их делить на группы, усложняя задачу.  (Девочки–играют, а мальчики–поют и наоборот).

                               Партитура: Лесенка-Чудесенка.

В партитуре представлено упражнение со словами – это стихотворение с «говорящим текстом». Когда мелодия идёт вверх, дети поют: «Вверх идём по лесенке», а когда мелодия движется вниз, то поют: «Вниз идём по лесенке»

Цель упражнения: Развитие умения слушать и концентрировать внимание. Благодаря данному упражнению, дети научаться различать высоту звуков, и направление движения мелодии вверх, вниз и на месте.

Руководство к упражнению: 

Работу над упражнением следует начать с отработки слов. Затем

проучить инструментальную партию сначала «a capella», в очень медленном темпе (обращая внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии), а после соединить её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга.

                                   Партитуры: Маленькой ёлочке

В партитуре прописана мелодия песни «Маленькой ёлочке» сл. З. Александровой  муз. М. Красева.

Цель упражнения: Обогащение впечатлений, побуждение внимательно вслушиваться в музыку.

Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать песню и поговорить о содержании. Затем выучить слова, а после проработать инструментальную партию. Заключительный этап – соединить игру, слова и аккомпанемент.

Музыкальный номер предполагает разные вариации игры:

-По партитуре  можно одновременно играть и петь «a capella».  

-Можно играть одну лишь мелодию под песню в записи (в тональности до мажор).

-Можно играть и петь под аранжировку песни только лишь мелодию, а можно играть и петь одновременно.

Партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей.

Партитура: Фокус.

В партитуре прописана мелодия данного музыкального произведения.

Цель упражнения: Привитие эстетического вкуса. Поднятие настроения себе и зрителям. 

Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать данное произведение. Отрабатывать мелодию нужно в медленном темпе пропивая ритмический рисунок на «Ти ти та» (восьмые на «ти», четверти на «та»)

a capella.  Особое внимание стоит уделить двухголосию и трёхголосию. Далее можно соединять с аккомпанементом.

Мелодию по цветной партитуре детям показывает музыкальный руководитель или воспитатель.

Данную цветную партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей.

Партитура: Выпускной вальс.

Партитура служит аккомпанементом к песне Т. Петровой «Выпускной вальс».

Цель упражнения: Развитие музыкальности у детей и привитие эстетического вкуса.

Руководство к упражнению: Начинаем со знакомства с песней. Прослушиваем её и говорим о содержании. При первом разучивании напеваем ритмический рисунок вместе с юными музыкантами на слог «Ти ти та». На данном этапе, следует детей разделить по партиям и прорабатывать ноты отдельно, в медленном темпе. Затем отработанный вариант  аккомпанемента соединяем с песней (в записи). Для полноты звучания, можно добавить и ряд других музыкальных инструментов (например, диатонические металлофоны, треугольники и др.) 

  1. Музыкальные игры.

Игра: Весёлые нотки.

Для игры потребуется партитура Весёлые нотки.

Цель игры: Способствование развитию внимания, быстроты реакции и совершенствование контроля за движением руки, в которой находится колокольчик. (С помощью игры мы повторяем с детьми название нот.)

  Руководство к игре: Диатонические колокольчики и трубки раздаются в порядке звукоряда. Далее следует объяснить детям правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты, в разном порядке  постепенно прибавляя темп. Длительность при этом не имеет значения. (Ребёнок должен играть до тех пор, пока педагог держит указку на ноте его цвета.) Дети должны  быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и пропеть её название.

                                       

Игра: Зоркий глаз.

 

Для этой игры  подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.

Цель игры: Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Активизация самоконтроля и веры в свои силы.

Руководство к игре: Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность ноты не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. А при этом темп, меняется по желанию педагога несколько раз за игру.  Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Игра продолжается до последнего игрока. Игрок, который дошёл до конца встаёт, а все дети хлопают победителю.

Игра: Ритмическое эхо.

Дети садятся полукругом, лицом к педагогу.

Цель игры: Развитие чувства ритма и выдержки, умение слушать и слышать. С помощью игры у детей концентрируется внимание.

Руководство к игре: Диатонические колокольчики и трубки раздаются в любом порядке. Педагог объясняет правила игры. Начинает игру музыкальный руководитель, который играет определённый ритмический рисунок на своём инструменте. Здесь действует золотое правило: идти нужно от простого к сложному. Попросить повторить ритмический рисунок может педагог любого ребёнка.  Задача воспитанника повторить услышанный ритм на своём инструменте. (Высота ноты при этом, не имеет значения).

Игра: В имена.

Играть в эту игру нужно группой детей. Дети садятся  в круг.

Цель игры: Развитие чистоты интонирования и самоконтроля. С помощью игры детям прививается умение действовать друг за другом.

 Руководство к игре: Объясняем правила игры. Диатонические колокольчики и трубки лучше раздать в порядке звукоряда, так детям будет удобнее пропевать свои имена. (Начиная с до Iй октавы, заканчивая на до IIй октавы).  Начинает игру музыкальный руководитель, он проигрывает своё имя на инструменте разделяя его на слоги и просит детей друг за другом проиграть свои имена.

Варианты игры:

-Одно и то же имя можно пропеть в самых разных ритмах, как в быстром темпе, так и в медленном.

-Можно разделить задачи: мальчики играют своё краткое имя (Саша), а девочки утешительно-ласкательное (Машенька)

Игра: Импровизация.

В эту игру нужно играть группами детей (заранее разделив детей на тройки.)

Цель игры: Развитие воображения и музыкальной фантазии, пробуждение к сотрудничеству в группе, умения уверенно солировать. Благодаря игре, дети проявят свою индивидуальность, инициативу и приобретут уверенность в себе.    

Руководство к игре: Порядок раздачи колокольчиков и труб не имеет значения. Объясняем правила игры. Группы детей должны по очереди показать свою мини зарисовку, предварительно обговорив порядок выступления и ритмический рисунок каждого участника мини группы. После выступления музыкальному руководителю можно поговорить с детьми и пофантазировать на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки. (Дать название, поговорить об ассоциациях и т д).

  1. Календарно-тематический план обучения игре на диатонических музыкальных инструментах (Диатонический металлофон, диатонические колокольчики, цветные перкуссионные трубки Boomwhackers).

Работа по обучению игре на диатонических колокольчиках проводится один раз в неделю в рамках НОД в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», которому уделяется 10 минут. Она рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста. На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.

                     

Месяц

Тема

Этапы работы

Сентябрь

1занятие Знакомство с диатоническими инструментами.

2 занятие Знакомство с цветными партитурами. Навыки чтения партитуры.

3 занятие Знакомство с приёмами и с особенностью игры на диатонических колокольчиках, трубках и металлофоне. Практические навыки.

4 занятие Закрепление материала.

Знакомим детей с новым музыкальным инструментом. Пробуждаем интерес.

Знакомим детей с цветными партитурами (нотами для диатонических инструментов) и учим детей читать по партитуре. Рассказываем, для чего нужна партитура, об особенностях исполнения по партитуре.

Учим детей правильно держать музыкальный инструмент, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомим с понятием «исходная позиция».

Повторяем и закрепляем пройденный материал за месяц.

Октябрь

1занятие Знакомство с обозначением длительностей на партитурах. 

Практические навыки.

2 занятие Изучение нот с помощью партитуры «Весёлые нотки».

3 занятие Исполнение партитуры «Весёлые нотки».

4 занятие Закрепление пройденного материала.

Знакомим детей с музыкальным термином «Длительность». Учим детей пропевать длительности: (восьмые на «ти», а четверти, половинные и целые  на «та».)

Учим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп.

Сначала следует проговорить название нот вслух, затем сыграть инструментальную партитуру«a capella», чётко проговаривая название нот. При этом  следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.

Начинаем с  повторения названия нот, затем проигрываем партитуру «a capella» и  соединяем её с аккомпанементом. Мелодию в партитуре с помощью указки показывает способный ребёнок.

Повторяем и закрепляем название нот в разных вариациях исполнения. При этом  группа детей может играть ноты, а другая группа петь, меняясь ролями. Могут играть  все дети, а  только солист петь ноты под аккомпанемент колокольчиков.

Ноябрь

1 занятие Разучивание мелодии из партитуры «Лесенка-Чудесенка».

2 занятие Работа над партитурой «Лесенка-Чудесенка».

3 занятие Знакомство с понятием «Чтение с листа». Практические навыки.

4 занятие Играем в игру «Зоркий глаз».

Учим мелодию сначала «a capella», в очень медленном темпе. Обращаем внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии.

Прорабатываем отдельно слова. Затем повторяем мелодию и соединяем её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга. Учимся играть в ансамбле.

Знакомим детей с новым музыкальным термином. Учим читать с листа партитуру «Озорные нотки». (С каждым повтором, дети могут  меняться колокольчиками.)

Объясняем правила игры.

Учим детей быстро реагировать на смену показа нот, контролировать свои движения руки, в которой находится колокольчик. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу).

Декабрь

1 занятие Знакомство с партитурой «Маленькой ёлочки».

2 занятие Работа над партитурой «Маленькой ёлочки».  

3 занятие Играем и поём партитуру «Маленькой ёлочке».

4 занятие Повторение нот с помощью партитуры «Весёлые нотки».

Слушаем песню  «Маленькой ёлочке» сл. З.Александровой, муз. М. Красева. Говорим о содержании. Начинаем  с проработки длительностей, играя по партитуре, и пропеваем их на «Ти ти Та».

Начинаем учить слова, чётко проговаривая текст. Затем соединяем игру на колокольчиках со словами «a capella».

Повторяем партитуру со словами «a capella», а затем соединяем  с аккомпанементом. Учим детей слушать друг друга и внимательно следить за нотами в партитуре. Показывает мелодию в партитуре воспитатель.

Играем  по партитуре с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот. (Девочки–играют, мальчики–поют, и наоборот)

Показывает мелодию в партитуре воспитатель.

Январь

1 занятие Музыкальная игра с помощью партитуры «Весёлые нотки».

2 занятие Музыкальная игра «В имена».

Объясняем правила игры.

Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в разном порядке, постепенно прибавляя темп. Учит детей концентрировать своё внимание на партитуре, играть своевременно свои ноты.

Педагог объясняет правила игры детям, затем проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги. Дети  друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях).

Февраль

1 занятие Знакомство с понятием «Интервалы».

Практические навыки.

2 занятие Музыкальная игра «Ритмическое эхо».

3 занятие Знакомство с партитурой «Фокус».

Практическая работа.

4 занятие Играем партитуру «Фокус».

Знакомим детей с новым музыкальным термином «интервал».

Учим играть в ансамбле интервалы, слушая друг друга. Используем партитуры, где есть двухголосие.

Объяснив правила игры, педагог играет на своём колокольчике определённый  ритмический рисунок. Дети его пытаются запомнить и воспроизвести  по одному друг за другом, или по выбору педагога.

Слушаем музыкальное произведение, говорим о харрактере. Пробуем прочитать партитуру с листа.

Начинать следует с отработки отдельно поставленных нот  по партиям «a capella». Затем прорабатываем отдельно двухголосие и трёхголосие.

Март

1 занятие Играем партитуру «Фокус».

2 занятие Заключительная работа над партитурой «Фокус».                     

Выступление с концертным номером

«Фокус» на празднике посвящённому 8 марта

Мы впервые на арене.

3 занятие Индивидуальная и групповая работа с партитурами «Ду ду ду», «Ша ша ша»

4 занятие Индивидуальная и групповая работа  с партитурами

«Ре ре ре»

Прорабатываем длительности с пропеванием ритмического рисунка на «Ти ти та». После соединяем с аккомпанементом. (Песни в записи или аранжировкой). Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель.

 

Учим детей играть в ансамбле, внимательно слушая друг друга.

Побуждаем детей к эмоциональному отклику на музыку и проявление артистических данных при игре на публике.

Работу над этими партитурами следует начинать с проговаривания текста. Далее прорабатываем инструментальную партию–ставим отдельно ноты, работаем над ритмическим рисунок, играя его

«a capella». Только после этого, соединяем слова с игрой, при этом одни дети поют попевку по партитуре, а другие аккомпанируют на колокольчиках.

Апрель

1 занятие Повторение нот с помощью партитуры «Весёлые нотки».

2 занятие. Играем «В имена».

3 занятие Играем в игру «Импровизация».

4 занятие Знакомство с песней к партитуре «Выпускной вальс».

Вспоминаем название нот без музыки. Проигрываем партитуру «a capella» с пропеванием нот, затем с аккомпанементом.

Напоминаем правила игры (играем в разных вариациях).

Объясняем правила игры.  Дети по очереди показывают свой мини этюд. После выступления мини групп, педагог фантазирует с детьми  на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки.

Слушаем песню Т. Петровой «Выпускной вальс». Беседуем о содержании музыкального произведения.

Май

1 занятие Разучивание мелодии из партитуры «Выпускной вальс».

2 занятие Работа над партитурой «Выпускной вальс».

3 занятие Работа над партитурой «Выпускной вальс».

4 занятие Заключительная работа над партитурой «Выпускной вальс».

Выступление с концертным номером

« Выпускной вальс» на выпускном балу .

Разучивание начитаем с мелодии (с проработки длительностей). Затем отрабатываем отдельно поставленные ноты по партиям «a capella». Отдельное внимание уделяем двухголосию, прорабатываем в медленном темпе останавливаясь на каждом интервале.

Повторяем мелодию и соединяем с другими музыкальными инструментами для более богатого звучания (например, с диатоническими металлофонами).

На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. Знакомим детей с термином «аккомпанемент».

Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания.  Работаем

над артистизмом.

  1. Заключение.

С помощью диатонических инструментов, дети стали чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря таким инструментам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Заходя в музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть «цветные ноты». Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!!!

    И в заключении хотелось бы сказать, пользуйтесь этими замечательными музыкальными инструментами. Разрабатывайте свои партитуры. Умелое и грамотное использование диатонических инструментов приведёт к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.

Список литературы:

1.Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997 2..Кононова Н.Г.        Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

3.Образцова Т.И. Музыкальные игры для детей. – М.: Этрол, ЛАДА, 2005. 4.Тютюнникова        Т.Э.        Доноткино        I        и        II        часть.        Учебное        пособие.        –        М,

Педагогическое общество  России, 2005.

5.        Т.Э. Тютюнникова "Элементарное музицирование с дошкольниками" Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно- методическое пособие. М, АСТ, 2000

6.        Гудкин Д. «Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику» / Д. Гудкин. - М.: Классика, 2013. - 240 с.

7.        Меркулова        Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.

–М., Гуманитарный издательский центр «Владос»,        2003

8. Методика музыкального воспитания под редакцией Н.А. Ветлугиной

9. С.П. Бублей «Детский оркестр»

10. И.Каплунова И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Методическая разработка "Обучение детей игре на музыкальных инструментах"

В  задачу  этой  разработки  входит  ознакомление  и  обучение  детей  азам  игры  на  музыкальных  инструментах....

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

методическая разработка по применению приема речевого музицирования на примере работы с пьесой Д. Шостаковича "Вальс-шутка"...

методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах

материал будет очень полезен музыкальным руководителям ДОУ, а также всем педагогам , которые занимаются образовательной деятельностью  с детьми дошкольного возраста...