«Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста» ( из опыта работы)
статья

Быкова Светлана Викторовна
Статья «Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста» ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_na_festival.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста»

( из опыта работы)

«Не  надобно  другого образца,

когда в глазах пример отца»

А. С. Грибоедов

О роли отца в жизни ребенка рассуждали и думали многие педагоги. Мне кажется, очень правильно сказал об этом   А .Сухомлинский:  «Роль мужчины - отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным – настоящий мужчина.

Семья была и есть главным институтом воспитания ребенка, его развития, формирования личных качеств, опорой и поддержкой. В основном, большую часть времени рядом с ребенком проводит мама. Современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день «где-то на работе», занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на  телевизор  и компьютер. По существу  работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец — не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», — часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей стало стереотипом нашей «культуры отцовства».

На вопросы психологов: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли с ним, в какие игры?» — большинство молодых отцов отвечали так: «Да что он понимает!  Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить. А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело». Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с ребенком, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии на взаимопонимании между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

На основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, целью работы с семьей является создание единого образовательного пространства, содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

  Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в  создании долгосрочного  проекта «Мой папа самый лучший!»,   призванного  вовлечь отцов в процесс воспитания детей. Детей необходимо приобщать к полноценному общению с папами.

 Тип проекта: практико-ориентированный.

Целевая группа: папы и дети старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Сроки реализации: сентябрь 2018г. по май 2020г. (долгосрочный)

С помощью данного проекта  было решено объединить воспитателей, детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.

Задачи проекта:

  • Привлечь внимание отцов к вопросам воспитания детей.
  • Поощрять инициативу пап в сотрудничестве с детским садом.
  • Активизировать творческую активность пап и детей.
  • Вызвать у детей чувство гордости за достижения своих пап, продолжать знакомить с трудом взрослых, воспитывать уважение и интерес к труду пап.

Конкретные ожидаемые результаты:

  • Повышение педагогической компетенции отцов.
  • Упрочение семейных традиций и улучшения микроклимата в семье.
  • Систематизация знаний воспитанников о занятиях своих отцов, развитие интереса к семейным традициям, укрепление детско-родительских отношений.
  • Воспитание нравственных и патриотических чувств, эмоционально - позитивного отношения к себе, к своей семье.
  • Активизация творческой активности пап и детей.

В результате проведённых бесед, общения с детьми было выявлено, что они  имеют элементарные представления о своей семье. Мало кто из детей знает  любимое хобби своего папы, где и кем он работает, чем любит заниматься. Папы, в свою очередь,  имеют пробелы в области воспитания детей, очень часто не понимают  их значимости в сотрудничестве с детским садом. Как же изменить такое положение?

На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения пап и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Поэтому я решила создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного отца. Дети должны научиться  ценить семейные традиции, поддерживать интерес к ним, уважать профессии пап, их любимые занятия, гордиться своими родными и близкими людьми. Было решено привлечь внимание отцов к вопросам воспитания детей, поощрять их  инициативу  в сотрудничестве с детским садом.

Основные этапы проекта:

1.  Организационный. Переработка теоретических материалов. Планирование работы с детьми и родителями.

2. Практический. Включение в проектную деятельность по проблеме нравственного воспитания всех участников проекта.

3. Презентационный. Представление конечного продукта проекта.

 4.Итог проекта

 В планировании проекта учитывалась интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Перед началом проекта был составлен перспективный план  работы с родителями (папами)

с 01.09. 2018г по 31.05 2020 г.

1. Разучивание стихов, песен о папе. Беседы на тему : «Папа может»«Как я помогаю папе»«Любимые занятия моего папы»«Профессия папы» сентябрь- май

2. Консультации с папами «Роль отца в воспитании детей», «Здоровый образ жизни - залог успеха» сентябрь

  3.Создание альбома«Хобби моего папы. Коллекции» сентябрь-май

4. Создание альбомов«Встреча с интересными людьми»,»Профессия пап»: сентябрь-май

6.Участие в городском конкурсе «Мой папа – самый лучший!» (стихи, рисунки, поделки)  в рамках декады отцов  .октябрь

7. Участие в конкурсе«Кормушка для птиц».  ноябрь

8. Мастер-класс от детей группы:  «Я могу, как папа»  декабрь

9.  Выставка  «Новогодняя поделка вместе с папой»

10. «Новогодние каникулы вместе с папой» «Весёлые старты»   январь

11.Изготовление детьми подарков для пап «Брелок для папы»  февраль

12.Выпуск стенгазеты «Мой папа-военный»  февраль

13. фотовыставка «Я и папа – мастера, , «Поздравляем маму с праздником», участие пап и детей в утреннике, посвященном  женскому дню. март

14.Выпуск и распространение буклетов «Роль отца в воспитании девочки», «Роль отца в воспитании мальчика». апрель

15.Игровое развлечение с папами «Если хочешь быть здоров - закаляйся» , апрель

16. Фото отчёт. «Этот день Победы» - на параде вместе с папой и дедушкой,  май 

17. Консультация: «Летние каникулы вместе с семьей» , май

 Инициативу по проведению данного проекта с  удовольствием поддержали папы. Мы с восхищением наблюдали, как родители стремились максимально принять участие во всем. Оказалось, папы давно хотели поделиться опытом и  своими знаниями в разных областях.

В ходе данного проекта проводились различные  конкурсы:

Конкурс  «Кормушка для птиц» особенно раскрыл мастерство и талант наших пап.

20 кормушек в нашей группе изготовили папы с детьми.

В городском конкурсе ландшафтного дизайна Семья Доржиевых под руководством папы   показали свое мастерство в строительстве. Был изготовлен деревянный мостик на  цветочном участке. С данной композицией мы приняли участие и заняли победу в номинации.

«Новогодняя поделка вместе с папой» приняли участие все семьи нашей группы.

Также  дети совместно с родителями приняли участие в городском  экологическом мероприятии по озеленению города  «Посади дерево»,  привезли и высадили деревья возле территории ДОУ.

В ходе проекта были созданы тематические альбомы:

  • «Хобби моего папы. Коллекции»
  • «Мастер- класс от папы и сына»
  • «Встреча с интересными людьми. Профессия пап».
  • Фото коллаж:  «Мой папа в армии служил», «Вместе с папой можем все».

Папам мальчиков и девочек были выпущены познавательные буклеты : «Роль отца в воспитании девочки», «Роль отца в воспитании мальчика».

Ко  Дню Защитников Отечества был проведен спортивный праздник:«Наша Армия сильна». Спортивные праздники проходят гораздо интереснее, если рядом надёжное папино плечо. Ведь у папы такие сильные руки! Он такой ловкий и умелый! Чем не пример для подражания?

Ежегодно проводятся праздники, посвящённые Дню Матери, 8 Марта, на которых мамы в центре внимания. А вот папы часто остаются в тени. Для повышения статуса отца в семейном воспитании было решено провести праздник  с участие пап. Совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем был разработан сценарий, подготовлены необходимые атрибуты, музыкальное сопровождениеИгровое развлечение :  «Папа в детском саду»   показало,  насколько наши папы эмоциональные, весёлые, умеющие играть и заниматься со своими детьми.

В течение года дети создавали рисунки и поделки для пап:

 «Я  и папа мастера», «Портрет папы», «Наша армия сильна и т.д.

Продолжением проекта  явилась подготовка и  участие воспитанницы нашей группы в городском конкурсе стихотворений «Мой  папа – самый лучший», где мы получили грамоту и благодарность.

 В течение проекта были проведены консультации: «Роль отца в воспитании ребенка»,  «Летние каникулы вместе с семьей», «Поиграй со мной, папа» и др.

 Изначально проект был рассчитан на год,  но по  его истечении  стало понятно, что  работа будет продолжена.Впереди нас ждет еще много интересных событий и мероприятий,  но главное, это общение пап и детей, так необходимое обоим.

 В заключении,  хотелось бы  подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или,  по крайней мере,  неполноценен.

Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребенка крайне ценны теплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.

Чтобы укрепить авторитет пап в глазах своих детей, помочь им  осознать свою значимость в жизни ребенка, считаю необходимым чаще привлекать  отцов воспитанников к общественной жизни группы.

 Опыт работы с папами показал, что в результате применения современных форм взаимодействия  их позиция  стала более гибкой. Теперь наши папы не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с отцами наших детишек. Данная практика пошла на пользу не только взрослым, но и детям. Чувствуя отцовскую заинтересованность и участие,  малыши становились более уверенными в себе, забывали о комплексах и стеснении. А совместная деятельность сближает таких далеких и близких отцов и детей.

Подготовила: воспитатель Быкова С.В. МБДОУ№96  детский сад  «Калинка» (корпус 2)

Используемая литература:

1.. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2.Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию, - «ВАКО», 2008г.

3.Шапошникова С. В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007г.

4.Фесюкова Л. Б. "Моя семья». Комплект наглядных пособий "Ранок", 2009г.

6.Интернет-ресурсы.