Отчет по самообразованию «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
материал

Цветкова Елена Васильевна

Отчет педагога по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№196»

г.Барнаул

Воспитатель Цветкова Е.В.

Отчет по самообразованию

на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

2017 – 2018 учебный год

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1. Формировать у детей первоначальные представления о быте, традициях, художественной культуре, жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
  2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами.
  3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора .
  4. Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь.
  5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.
  6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.
  7. Знакомить детей с историей своего города, края.
  8. Познакомить детей с понятием «Россия – государство многонациональное», воспитывать на принципах уважения культур других народов.
  9. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей, повысить их педагогическую компетентность.

Актуальность:

«Детство – каждодневное открытие мира.  Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.» В.А. Сухомлинский

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. » В.М. Васнецов

Одной из самых серьезных проблем сегодняшнего дня в России стала проблема потери чувства общности народа, размытости национальной принадлежности, утрата чувства уважения и гордости к своим корням, своему народу, своей стране. Бездуховность, рост преступности – прямое следствие нерешенности этих проблем. Наше будущее самым жестким образом связано не столько с экономическими, сколько с нравственными категориями.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Материальные ценности начинают доминировать над духовными. Поэтому искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции  - хранители народной культуры.

Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к традициям, культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Поэтому воспитание нравственности, духовности, гражданственности, патриотизма, приобщение ребенка к христианским ценностям, художественному наследию русского народа, его национальной культуре и традициям становится  жизненно необходимым и одной из актуальных проблем. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Детский возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к истокам народной культуры.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- Изучение литературы по теме.

- Поиск информации по данной теме в интернет ресурсах.

- Проведение НОД по теме.

- Создание картотеки народных игр и забав, малых жанров фольклора

- Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.

-Обобщение результатов на итоговом заседании педагогического совета МАДОУ.

План работы:

Раздел плана

Сроки

Форма, содержание работы

Изучение методической литературы

В течение  всего периода работы над темой.

  1. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга»
  2. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Князева О.В., Маханева М.Д.
  3. «Русские народные подвижные игры» Литвинова М.Ф.
  4. «Народный календарь. Основы планирования работы с дошкольниками. Николаева С.Р., Катышева И.Б.
  5. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П.

Работа с детьми

В течение   всего периода работы над темой

Познавательное развитие. Знакомство с жизнью и бытом русского народа. НОД «Убранство русской избы»

Проект «Бабушкин сундук»                  НОД «Бабушкин рушник»  (рисование +аппликация)                   НОД «Сахарница» (декор.рисование «хохлома»

Знакомство с русским народным костюмом                                                НОД «Головной убор»(аппликация)

Рассказы детей о своей родословной

«Генеалогическое  древо»

Знакомство с народным календарем, с русскими народными сказками: «Василиса прекрасная», «Белая уточка», Сказка о Василисе ,золотой косе и  об Иване Горохе», и др.

Мастерская Деда Мороза «Игрушки для ёлочки»

Рассказ о русских богатырях

Чтение былин о богатырях

Рассматривание репродукции картины  В.Васнецова «Три богатыря»

Вернисаж  «Защитники Отечества»

Знакомство с народным праздником «Сороки»

Знакомство с православным праздником «Пасха»

НОД «Писанки»

Работа с родителями

В течение  всего периода работы

над темой

Консультация  «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»

Участие в «осенней ярмарке»

Привлечение к участию в проекте «Бабушкин сундук»

Создание мини-музея «Бабушкин сундук»

Консультация «Моя родословная»

Составление семейной родословной, и герба семьи.

Оформление группы к Новому году

Костюмы детям к празднику «Колядки»

Создание ПРС

Рушники, вязаные салфетки, изготовление новогодних украшений.

Выставка книг с иллюстрациями по теме «Русские народные сказки»

Методическая работа

В течение всего периода работы над темой

Формулирование темы, установка целей, осмысление последовательности работы

Изучение литературы, составление консультаций и конспектов занятий.

Создание картотеки «Русские народные игры»

Создание картотеки  «Малые жанры фольклора»

Изучение материала (Сороки),

Написание консультаций

Изучение материала (Колядки, Масленица,).

Изучение материала «Пасха»

Оформление папок.

Подведение итогов

Для успешного овладения детьми знаниями по народной культуре я использую в непосредственной образовательной деятельности технологию интегрированного занятия.
Разнообразные средства, используемые на таких занятиях, создают естественную среду для ознакомления детей с народными традициями, укладом жизни, помогают обогащать духовный мир ребенка. 

В заключение своего выступления хочу сказать о тех трудностях, с которыми я столкнулась. Мне было тяжело переключить детей с компьютерных игр на игры народные, но это удалось. И, конечно же, много времени и сил, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей занимает подготовка к фольклорным праздникам, так как ребята при разучивании малых фольклорных форм сталкиваются с большим количеством незнакомых слов, которые ушли из нашего современного языка.
Но несмотря на это, и мне и детям очень интересно погрузиться в мир прошлого, быт наших предков, в их традиции и обычаи. Я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Глядя на детей, я уверена, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью. Я буду продолжать искать новые пути и решения в приобщении детей к истокам русской народной культуры

Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"

Изучение народных традиций в дошкольном образовании - одно из важных направлений работы музыкального руководителя....

Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.

Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры  через ознакомление с обрядовой народной куклой....

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью народных игр и забав»

Обогащение двигательного опыта детей через                  народные подвижные игры и забавы....

Отчет по самообразованию на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"

Отчет по самообразованию на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...