Творческая мастерская
консультация (старшая группа)

Беляева Галина Викторовна

В этом материале рекоминдации для воспитателей старших групп о развитии творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Общеразвивающие функции продуктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Организация работы «творческой мастерской».

                                                                    Беляева Галина Викторовна

Интенсивное, интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Она проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации детской деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат. Этим условиям как никакая другая соответствует продуктивная деятельность.

Продуктивная деятельность в дошкольном возрасте занимает особое место. Она, как и игра, отображает реальный мир, и так же, как и игра пользуется особой популярностью у детей. В соответствии с современными требованиями , продуктивная деятельность должна быть организована, как добровольная, партнерская со взрослым деятельность и вовсе не обязательно делить ее на составляющие.

Формой организации предпочтительнее выбрать «творческую мастерскую», когда обеспечена свобода передвижения и свобода творчества. Организуя такую деятельность со старшими дошкольниками важно помнить, что она как никакая деятельность способна развивать в ребенке чувство инициативы, утверждение себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами и реализующего свои замыслы. Она, в силу своего созидательного характера, создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Таким образом, она закладывает основы трудолюбия. Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое и части, систематизировать свойства и отношения при работе с различными материалами. А использование символических звеньев между замыслом и результатом – образцов, чертежей, выкроек, пооперационных карт, эскизовразвивает у ребенка знаково-символические функции и способствует его переходу на более высокий уровень психического развития. Закономерный вопрос «Что из этого можно сделать?» стимулирует возникновение замысла и его реализацию, развивая, таким образом, у ребенка творческую активность. О развитии мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности, я думаю, говорить излишне. Это все понимают. Кроме того немаловажно формирование специфических умений и навыков и овладение техникой использования инструментов.

 В работе со старшими дошкольниками важно учитывать два направления:

1) движение к точности (копирование)

 2) творческая разработка собственного замысла

В том нет ничего нового: всегда и в старой практике существовала продуктивная деятельность по образцу и по замыслу. Новое должно быть в содержании, которое должно соотноситься с требованиями момента - актуальной ситуацией и интересами детей. В работе со старшими дошкольниками мы, прежде всего, должны ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности, главная из которых удовлетворение потребности ребенка в созидании - созданная им вещь должна жить в игре, в интерьере группы, дома.

Каким образом можно представить ребенку цель деятельности?

1. В виде готовой вещи или ее графического изображения

2. Незавершенные наброски или конструктивные узлы-модули, которые нужно довести до завершения

3. Чертежи, планы, выкройки, эскизы по которым вещь будет сделана

4. Словесное описание цели

Т.е мы любое образовательное содержание можем реализовать через 4 типа работ:

1. Работа по образцам

2. Работа с незавершенным продуктом

3. Работа по графическим схемам

 4. Работа по словесному описанию цели  : 1 и 3 реализуют линию развития по заданным параметрам 2 и 4 линию развития творческих возможностей Воспитателю необходимо планировать деятельность, продвигаясь от простого к сложному: от 1 до 3, от 2 до 4 (организация деятельности с раздаточным материалом, с использованием типов перечисленных работ).  Но это , так называемая техническая сторона вопроса. Для обеспечения привлекательности деятельности для ребенка нужна упаковка, которая станет для ребенка проводником в мир человеческой культуры.

 Упаковкой могут служить:

Игра или познавательно-исследовательская деятельность

Создание собственной художественной галереи

Создание коллекции

Создание макетов

 Изготовление украшений и сувениров

Создание книги

Изготовление предметов для собственного театра

 Как строится работа внутри каждой «упаковки»?

 1. Игра или познавательно-исследовательская деятельность – Материалы: конструктивные, изобразительные, бумага, ткани . Подбор тематики в соответствии с игровыми и познавательными интересами ребенка .Типы работ: работа по образцам и схемам

2. Создание собственной художественной галереи Материалы: изобразительные Подбор тематики: в соответствии с жанрами изобразительного искусства Типы работ: работа с незавершенными продуктами (незавершенные наброски цветовые и графические, клаксография) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, словесное описание будущего результата)

3. Создание коллекций разного рода и их оформление (гербарий, модели машин, марки, монеты для сказочной страны и т.д.) Типы работ: по образцам и схемам.

4. Создание макетов (долгосрочная деятельность , пока удерживается интерес детей к ней) Материалы: конструктивные и изобразительные Подбор тематики: макеты городов, дворцов, космодромов, портов, ландшафтов и т.д. Типы работ: с незавершенным продуктом и по словесному описанию, + работа по образцам (умножение элементов макета)

5. Изготовление украшений и сувениров Материалы: разнообразные Побор тематики: события и праздники Типы работ: все

6. Создание и оформление книги Материалы: изобразительные Подбор тематики: рассказы детей, тематические словари, летопись группы, дневник природы и др. Типы работ: с незавершенным продуктом и по словесному описанию

7. Изготовление предметов для собственного театра Материалы: разнообразные Подбор тематики: декорации, костюмы, реквизит, кукольный и плоскостной театр и др.

Типы работ : все Организация деятельности творческой мастерской. Работа творческой мастерской должна быть соответствующим образом организована.

1. Должно быть организовано общее пространство для работы ( столы сдвинуты в один большой стол)

 2. Все , и воспитатель в том числе, располагаются вокруг стола

3. Соблюдается принцип добровольности участия в деятельности

4. Воспитатель предлагает детям несколько целей или разные материалы для реализации цели, обеспечивая тем самым выбор по интересам и возможностям.

5. Воспитатель включается в деятельность наравне со всеми, выбрав для себя цель. Он не инструктирует и не контролирует, он комментирует шаги своей работы, обсуждает замыслы, становится живым образцом. Он принимает детскую критику, поощряя свободный обмен мнениями и спонтанно возникающую взаимопомощь.

 6. Предлагаемая работа должна быть спроектирована воспитателем на 25- 30 минут, необходимо также иметь резерв времени, чтобы каждый мог работать в своем темпе.

7. По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности по своему выбору, а воспитатель не покидает «мастерскую» пока все не завершат работу.

 8. Следует предлагать детям работу над собственным «продуктом», но которые впоследствии могут образовать общий продукт (коллекцию, макет, панно и др.) Каким образом продуктивная деятельность может быть интегрирована в образовательный процесс группы, не выбиваясь из общего смыслового контекста?

 Используются чаще других

1. Создание предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности

2. Создание художественной галереи Используются реже

3. Чтение большого художественного текста (макет, коллекция, книга, театр) 4. Тематика познавательно-исследовательской деятельности (макет, коллекция, книга, театр)

5. Игра-придумывание (макет, коллекция, книга, театр)

6. Праздники (украшения-сувениры)

При распределении типов работ на год следует придерживаться следующей схемы:

Работа по готовым образцам и незавершенным продуктам (сентябрь-ноябрь) Увеличение объема работы по схемам и словесному описанию (декабрьфевраль)

Сбалансированное сочетание всех типов работ (март-май)

 Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей Самостоятельная продуктивная деятельность - то вторая составляющая организационного процесса. И здесь от воспитателя требуется создать предметную среду, способствующую творческому движению в работе с выбранным материалом и стабилизации целей, в которой будут представлены не только сами материалы, но и образцы для возможной работы. Срок жизни этих материалов зависит от интереса детей. Чаще всего дети включаются в работу творчески-экспериментаторского плана. Это использование графических и живописных набросков, конструктивных моделей, конструирование игрушек из разнообразных материалов, работы с привлекательными инструментами – циркулем, пластмассовыми лекалами, копировальной бумагой. Этих материалов должно быть достаточное количество. Рисование и конструирование наиболее предпочитаемая детьми деятельность. Но пластичные материалы и материалы для создания коллажей тоже должны быть доступны детям.

Также необходимо иметь в свободном доступе: бросовые материалы, куски картона ,пенопласта , картонные коробочки, проволока ,кусочки тканей ,веревка, старые футляры от фломастеров ,природные материалы ,шишки, желуди ,мелкие сухие веточки ,фасоль, семена клена, ясеня ;косточки бахчевых ;альбомы или отдельные листы с графическими образцами возможных поделок ; стеллаж с изобразительными материалами ; гуашевые краски ; палитры; кисти ; баночки для воды  ; простые и цветные; карандаши ,восковые мелки, пастель , лекала для работы с орнаментом.Запас рисовальной бумаги разного размера.Графические образцы для орнаментов . Альбомы с репродукциями .Незавершенные контурные и цветовые наброски . Альбомы для раскрашивания . Разнообразные образцы для копирования .Воспроизведение графического образца по точкам . Воспроизведение графического образца по клеткам.  Воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре. Графические образцы последовательного приращения деталей к геометрическому контуру . Наборы для конструирования ( лучше кнопочные свободного конструирования ( не стоит выделять в отдельный центр: место хранения должно быть постоянным и известным всем, доступ свободным, а место работы по ситуации, где удобнее) пластмассовые конструкторы типа ЛЕГО) .Наборы, позволяющие создавать целостные макеты (с антуражем для игрового мира) . Пооперационные схемы сборки конструкций Наборы для настольного конструирования .Графические образцы построек .Набор крупного напольного строительного материала . Мозаики - геометрические и традиционные укомплектованные графическими образцами .Пазлы (целесообразно меняться с другими группами по мере освоения изображения всеми детьми) .Требования к организации среды самостоятельной продуктивной деятельности  Предоставлять дошкольнику не только сами материалы, но и образцы для возможной работы;  Изымать или удалять материалы из развивающего центра по мере угасания интереса к ним;  Обеспечивать достаточный запас материалов для всех желающих продолжить работу;  Применять материалы многоразового использования фабричного производства;  Иметь под рукой бросовые и природные материалы;  Дополнять рисовальные принадлежности графическими образцами для орнаментов, репродукциями, незавершенными контурными и цветовыми набросками, альбомами и отдельными листами для раскрашивания;  Предлагать разнообразные образцы для копирования (воспроизведение по опорным точкам, по клеткам, алгоритмическим схемам)  Оснащать конструкторы графическими образцами пооперационными схемами сборки  Вносить периодически несколько пазлов, которые по мере освоения передавать в другую группу, т.е. обмениваться.

И в завершении всего сказанного позвольте напомнить вам 7 составляющих творческого потенциала:

1. Уверенность в себе. Уважайте идеи ребенка и затраченным им усилия. Позвольте ему пережить ощущение собственного достижения, успеха, давая творческому потенциалу ребенка время и место для реализации идей, а также давая шанс его воображению.

2. Нонконформизм и отход от общепринятого . Пусть ребенок знает, что он может и даже должен слушать в себе те голоса, которые Генри Торо, американский мыслитель 19 века, назвал «другим барабанщиком» и «иной музыкой». Не страшно отходить от того, что делают все остальные.

 3. Возможность исследовать и думать. Призывайте ребенка продумывать проект, но дайте ему и самому исследовать и экспериментировать, не подвергая его действия критике. После того, как он обдумает, спланирует и опробует свои действия, материалы и идеи станут на свои места.

4. Узнавайте новое Знакомство с новым опытом, культурными событиями, играми и действиями стимулирует оригинальное мышление и развивает воображение. Снабжайте детей материалами, которые помогают исследовать и экспериментировать.

5. Уважение Ребенка следует приучать уважать собственные идеи и идеи тех, кто его окружает. Слишком пристальный надзор за ребенком, равно как и побуждение его к соревновательности или же установление жестких рамок, может ограничивать его развитие. Хвалите ребенка свободно и искренне.

6. Стимулирование воображения Позвольте ребенку свободно пользоваться воображением, не опасаясь критики или внешнего контроля. Когда люди, прибегая к воображению и образному мышлению, не чувствуют себя комфортно, это сдерживает их креативность и творческий потенциал. Пусть богатое воображение приносит чувство уверенности, позитивные ощущения и радость.

7. Новые способы мышления. Побуждайте ребенка думать по – новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Обучение на собственных ошибках своей практики – самый лучший учитель, доступный каждому ребенку. Подталкивайте ребенка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"

  Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская".  Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....