Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни
статья (средняя группа)

Беломестнова Татьяна Юрьевна

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakonomernosti_psihofizicheskogo_razvitiya_.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни

Нормально развивающийся ребенок четвертого года жизни особенно восприимчив к педагогическим воздействиям. Именно в этот период жизни он продолжает активно общаться. Общение связано с предметными действиями, и оно становится не только эмоциональным, но и речевым.  

На этом этапе резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы - упрямство, негативизм, протест близких родственников, главные изменения в период сосредоточены вокруг «я».

 Расширению самостоятельности детей способствует формирование у них культурно-гигиенических навыков. Под руководством взрослого ребенок третьего года жизни постепенно осваивает культурно-гигиенические навыки (прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом).

Четвертый год жизни - период интенсивного физического развития. Если основные движения ребенка на третьем году жизни несовершенны, что объясняется слабостью мышц, недостаточной координацией движений и т. д., то на четвертом году жизни движения становятся более целенаправленными. Значительно улучшается двигательная координация - развивается согласованность движений рук и ног. Со стороны взрослых возрастают требования к уже сформированным движениям ребенка, а число различных видов движений, которыми ребенок должен овладевать, увеличивается.

Особенно важно на этом возрастном этапе совершенствовать движения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой центр и артикуляционный аппарат.

Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире. Под влиянием предметной деятельности, общения развиваются все психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, речь, но центральное место при этом занимает восприятие. Наибольшее влияние на развитие восприятия, мышления и речи оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия - это действия, в которых нужно совместить два предмета или две части предмета, учитывая свойства и качества обеих частей. При сборке пирамидок, башенок, складывании матрешек у ребенка формируются внешние ориентировочные действия: малыш методом проб и ошибок добивается правильного практического результата. Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка при овладении и орудийными действиями. Орудийные действия - это действия, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другие предметы. Ребенок в ходе обучения использует только самые элементарные предметы-орудия: ложку, чашку, сачок, лопатку, совочек, карандаш и т. д.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста, с другой - имеет самостоятельное значение. Главная задача сенсорного воспитания детей четвертого года - научить их выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать знания о цвете, форме и об отношениях между ними.

Мышление ребенка четвертого года жизни - наглядно-действенное, т.e. выполняя действия с предметами, направленные на достижение цели, и видя результаты своих действий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление, более чем другие формы психической деятельности, связано у него с активностью.

На четвертом году жизни продолжает интенсивно развиваться речь ребенка - он овладевает словарем, усваивает грамматический строй речи. Словарный запас около ста слов.

У ребенка, овладевшего речью, появляется произвольное поведение. Речь взрослых становится важным средством передачи ребенку общественного опыта, правления его деятельностью. Уже в конце второго года жизни ребенок может выполнять простые указания взрослого - отнести, взять, положить какой-нибудь предмет.  

В период с трех лет совершенствуются движения рук, при правильном воспитании ребенок может почти самостоятельно одеться, раздеться, умыться овладевает некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев: начинает владеть карандашом, застегивать пуговицу, пускать волчок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей четвертого года жизни

Большое значение речи дошкольника  в том , что  это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность  связанных друг с другом  мыслей, которые выражены...

ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

Сообщение на тему: «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни».

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

Упражнения и развивающие игры для детей четвертого года жизни

Материал будет полезен воспитателям и родителям для формирования у детей чувства собственного достоинства и независимости.Выполняя данные упражнения ребенок становится самостоятельным....

Развитие психических процессов детей четвертого года жизни

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Теоретические основы развития словаря слабовидящих детей четвертого года жизни

Материал статьи раскрывает вопросы развития словаря слабовидящих детей четвёртого года жизни....