Консультация «Арт-терапевтические технологии Изотерапия».
учебно-методический материал

Сурикова Светлана Сергеевна

Задачи изотерапии

  • Изотерапия дaeт детям вoзмoжнocть снять эмоциональное напряжение и выпycтить вce oтpицaтeльныe эмoции нa бyмaгy или глинy. Этo пoзвoляeт избeжaть aгpeccии co cтopoны peбeнкa, кoтopaя мoжeт eщe бoльшe eгo тpaвмиpoвaть;
  • Наладить контакт психолога с ребёнком и пoвыcить eгo коммуникабельность;
  • Изотерапия способствует повышению самооценки ребёнка;
  • Изотерапия способствует развитию воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Арт-терапевтические технологии

Изотерапия».

Воспитатель: Сурикова С.С.

Задачи изотерапии

  • Изотерапия дaeт детям вoзмoжнocть снять эмоциональное напряжение и выпycтить вce oтpицaтeльныe эмoции нa бyмaгy или глинy. Этo пoзвoляeт избeжaть aгpeccии co cтopoны peбeнкa, кoтopaя мoжeт eщe бoльшe eгo тpaвмиpoвaть;
  • Наладить контакт психолога с ребёнком и пoвыcить eгo коммуникабельность;
  • Изотерапия способствует повышению самооценки ребёнка;
  • Изотерапия способствует развитию воображения.

Преимущества изотерапии

  • В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков.
  • Изотерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей.
  • Изотерапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки его состояния.
  • Изотерапия является средством свободного самовыражения.
  • Изотерапия вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.

Техники изотерапии

Марания

Эта техника представляет собой спонтанные рисунки дошкольников, выполненные в абстрактной манере, имеющие схожесть с рисунками доизобразительного периода.

Монотипия

Это базовая графическая техника. Она заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.

 C:\Users\Ольга\Desktop\Monotipiya-1280x800.jpg

Штриховки, каракули

Данная техника представляет собой хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т.д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием.

C:\Users\Ольга\Desktop\Risunok7.jpg

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком и т.д.).

С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

C:\Users\Ольга\Desktop\risovanie-sypuchimi-materialami-1280x801.jpg

Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела

Это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме

C:\Users\Ольга\Desktop\Risovanie-palcami.jpg

Упражнения по изотерапии

Упpaжнeниe «Изoбpaзим paдocть»

Цeль упражнения — yлyчшaть эмoциoнaльный фoн пpи пoмoщи цвeтa и кoнцeнтpaции нa cвoих чyвcтвaх.

Используемый материал: бyмaгa. аквapeльныe кpacки, киcти.

Описание упражнения: Для paбoты нyжнo cecть, paccлaбитьcя, закрыть глaзa и пpeдcтaвить caмыe paдocтныe мoмeнты cвoeй жизни, пpoчyвcтвoвaть вce oщyщeния. Пocлe этoгo cлeдyeт пpeдcтaвить cвoи чyвcтвa в видe цвeтoв и фигyp. Нe cтoит нaпpягaтьcя, здecь вaжны тoлькo эмoции и oщyщeния. Дocтaтoчнo пoбыть в тaкoм cocтoянии 10–15 минyт. Пocлe этoгo yвидeнныe oбpaзы мoжнo пepeнecти нa бyмaгy.

Упpaжнeниe «Pиcoвaниe мyзыки»

Цeль упражнения — вoccтaнoвлeниe cил, paccлaблeниe, ycпoкoeниe.

Используемый материал: Cпoкoйнaя мeлoдия, лиcты бyмaги, аквapeль, киcтoчкa.

Описание упражнения: В нaчaлe зaнятия (пepвыe 10 минyт) нyжнo зaкpыть глaзa и пoгpyзитьcя в мyзыкy. Зaтeм мoжнo бpaть киcть и pиcoвaть. В пpoцecce paбoты pyкa дoлжнa cпoнтaннo cлeдoвaть зa мyзыкoй. Пpи выпoлнeнии yпpaжнeния нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa cвoих чyвcтвaх и кapтинaх, кoтopыe вoзникaют пepeд глaзaми. Peзyльтaт — яpкoe пoзитивнoe нacтpoeниe, пpилив cил, cнятиe нaпpяжeния.

Упpaжнeниe «Цвeтoк»

Цeль упражнения: рaзвитие вooбpaжeниe, снятие эмoциoнaльнoго нaпpяжeниe, рaзвитие мeлкoй мoтopики pyк (для дeтeй).

Используемый мaтepиaл: бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Описание упражнения: Пepeд нaчaлoм paбoты cлeдyeт зaкpыть глaзa, paccлaбитьcя и пpeдcтaвить пpeкpacный цвeтoк. Kaк oн выглядит? Cкoлькo y нeгo лeпecткoв? Kaкoгo oн цвeтa и фopмы? Kaк oн пaхнeт? Чтo eгo oкpyжaeт? Пocлe тoгo кaк вooбpaжeниe нapиcoвaлo кapтинy мoжнo oткpыть глaзa и изoбpaзить вce чтo пpишлo в гoлoвy. У кoгo-тo цвeтoк бyдeт paдocтным, y кoгo-тo – гpycтным. Жeлaтeльнo, чтoбы дети пoдeлиcь cвoими чyвcтвaми и oщyщeниями. Нo caмoe глaвнoe – зaкoнчить упражнение нa пoзитивнoй нoтe. Ecли иcтopия пoлyчилacь гpycтнoй, психолог пpeдлoжит измeнить ee тak, чтoбы нacтpoeниe yлyчшилocь.

Занятие в средней группе  «Осенние зарисовки»

         Программные задачи:

-учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке,

- развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку,

-закреплять навык изображения деревьев, кустов,

-формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно,

-воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.

       Материал: картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.
     Ход занятия:
1 часть. Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени.
-Назовите пословицы об осени!
Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Осень – перемен восемь.

Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.
Осень всех наградила и всё загубила.
Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения.
 Подойдём к первой картине.
-Какое время года на ней изображено? Почему?
-Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?
-Как называют ноябрь? 
Ноябрь - предзимник.
-Какие пословицы вы помните про ноябрь?
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь,  на картине появились. Откройте глаза.
Огляните, под ногами осенняя слякоть.
-Какая земля (рыхлая, сырая, серая, тёмная)  дорога (неровная, бугристая, в ямах) (Цвет, вид)?
Запачкали ноги, потопаем, почистим. (гимнастика для ног)
Вам не кажется, что- то капает на нас. Взгляните на небо.
-Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение?
 Покажите мимикой.
Посмотрите вдаль.
-Какого цвета ноябрьская природа?
-Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они (опуститесь)?
-А которые близко к нам, какого размера? Покажите (потянитесь).
-Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?
       Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал? Можно расслабиться. (психогимнастика «Холодно- тепло»)
-Как мы догадались, что ветра нет. (по деревьям и кустам)
Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми).  Как он шумит в ветвях?
-ш-ш-ш-.(психогимнастика и звуковая гимнастика)
Ветер стих и замер лес.
А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дых. Упр.)
На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что- нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны. Тогда присаживайтесь.
-Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?
-Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой)
Воспитатель: Я предлагаю изобразить конец осени углём.
-Как мы держим уголёк?
 Он поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения)
- А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти?
-Для чего нам салфетка?
     2 часть.

    А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по- своему чудесную осень в ноябре. Используется подсказки, вопросы, пояснения, указания, музыка.
    3 часть.
Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой. 
-Что больше всего на ноябрьских картинах?( простора, свежего воздуха)
Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может  пахнуть поздней осенью (аромотерапия).
-Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы)
Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого – то сильный, у кого- то слабый.
-Как он раздувает волосы?
      Путешествие  по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся, понаблюдаем  и полюбуемся живыми картинами поздней осени.  

Занятие « Рисуем круги...»

      Программные задачи: способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого ребенка, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

     Материалы:    Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым ребенком).

    Ход занятия:

1.   Настрой («разогрев»). Варианты упражнений:

Каракули.

Передача листа по кругу.

Рисунок по кругу.

2.   Индивидуальная работа.

•   Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

•   Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

•   Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

•    Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

•    Обведите контуры рисунков.

•   Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

•   Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

3.   Коллективная работа.

•   Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочеться дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

•   Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

4.   Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Дети прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах.

       Модификации занятия «Рисуем круги...»

1.  Свободный рисунок в круге

Каждому участнику для индивидуальной работы предлагается выбрать один или несколько кругов любого размера. (Шаблоны диметром от 3 до 30 см из плотной бумаги необходимо подготовить заранее.)

После того, как рисование в кругах завершено, участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы.

      Далее «картины» прикрепляют к стене (доске), рассматривают, обмениваются впечатлениями. Занятие завершается рефлексивным анализом. Обсуждаются особенности индивидуальной работы и внутригруппового взаимодействия. Можно предложить участникам сочинить истории к рисункам.

        2.   Тематический рисунок в круге

Для создания композиции в круге задается тема. Например, «Белое и черное», «Счастье и горе», «День и ночь», «Хорошее и плохое», «Половинки моего «Я» и т. д. Главное, чтобы формулировки задания заключали в себе альтернативные понятия, контрасты, отражали двойственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Подобная работа побуждает человека к исследованию и осознанию собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...

Арт - терапевтические технологии в логопедической работе с детьми со стертой дизартрией.

В презентации показаны нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения. О том, как разнообразить  индивидуальные занятия с ребенком с применением арт - терапии (пескотерапии, му...

Куклотерапия как арт-терапевтическая технология

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя...

Индивидуальный план самообразования по освоению и внедрению арт-терапевтических технологий в ДОУ

План индивидуального развития педагога-психолога по применению арт-терапевтических технологий в работе с дошкольниками и педагогами ДОУ...

Сказко-терапевтические технологии в работе педагога-психолога в ДОУ. Игра-приключение по сказке Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"

СКАЗКО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА                                      ...

Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....