Куклотерапия как арт-терапевтическая технология
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.Метод базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей — куклотерапией.

Куклотерапия как  арт-терапевтическая технология

Особое место в системе арт-терапевтических методов занимает куклотерапия, которая представляет собой метод лечения с помощь кукол. Ее теоретические и методологические основы заложены и раскрываются в трудах  И.В. Вачкова,  Л.Г. Гребенщиковой,   Т.Ю. Колошиной,  А.И. Копытиным,  А.А. Осиповой,  А.Ю. Татирнцевой и др.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии (Татаринцева А.Ю.,  2006).Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.Метод базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих (Осипова А.А., 2000).Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.Татаринцева А.Ю. указывает, что цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной, творческой деятельности.

Куклотерапия является эффективной при следующих нарушениях:

-эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

- коммуникативную  - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

- воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

- развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Выделяет следующие варианты кукол: Куклы-марионетки, пальчиковые куклы,теневые куклы, веревочные куклы ,плоскостные куклы, перчаточные куклы, объемные куклы.

 Изготовление кукол.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу, поэтому к этому процессу целесообразно привлекать родителей. Изготовление кукол полезно и для детей и для взрослых. Это сплачивает и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Застенчивые дети легче идут на контакт, проговаривают родителям или специалистам свои проблемы от имени куклы. Родители при изготовлении куклы-марионетки узнают заветные желания детей, что помогает им скорректировать некоторые ошибки в воспитании. Такие совместные занятия по изготовлению куклы-марионетки помогают улучшить взаимодействия между родителями и детьми и укрепляют взаимодействие между педагогом и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий (Применение куклотерапии в логопедической практике)

Итоговый практико-ориентированный проект«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий» (Применение куклотерапии в логопедической практике)...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и СНР средней степени с применением инновационных технологий (элементы сказкотерапии и куклотерапии) "Кто сказал "Мяу?""

Представляю конспект занятия, главными задачами которого являются: развитие доступной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью,навыков диалогической речи,формирование навыков распознаван...

Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством технологии куклотерапии.

Занятия предполагают, творческое решение задач самим педагогом, и каждый может выбрать свой, отличный от других, стиль их проведения....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Презентация "Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте"

Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте...

Доклад "Куклотерапия как инновационная технология в деятельности педагога дополнительного образования"

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из поло...

Мастер-класс. «Куклотерапия современная образовательная технология в ДОУ»

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека....