Доклад "Куклотерапия как инновационная технология в деятельности педагога дополнительного образования"
методическая разработка

Климова Наталья Владимировна

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения- ведь в сказке всё можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, легенды и другие истории. Сказкотерапия-это метод воспитания и лечения сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

                                              

Министерство социального обслуживания Московской области

Государственного социального семейного центра помощи

семье и детям Московской области

«Преображение»

Куклотерапия как инновационная технология в деятельности педагога дополнительного образования

Разработала: педагог дополнительного образования- Климова Н.В.

                     

                                                   

                                                              2022

Я считаю, что на сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества,  усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, и что немало важно выравнивание стартовых возможностей  для всех выпускников дошкольных образовательных учреждений.

По моему мнению, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

Я понимаю, что инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей: сюда можно отнести  и увеличение сложности труда, и  расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабое материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка.

 Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы.

Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии,  умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

Но, несмотря на трудности сейчас я уверена,  что инновационная деятельность изменит традиционную управленческую пирамиду и во главу угла встанет педагог и ребенок, их профессиональные запросы и потребности.

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке всё как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения- ведь в сказке всё можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. Вот потому так популярна в настоящее время сказкотерапия. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, легенды и другие истории. Сказкотерапия-это метод воспитания и лечения сказками.

Что есть сказка? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чувства, радости и горести.

Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребёнок открывает порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо.

Привлекательность сказкотерапии для моей работы педагога дополнительного образования можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей возможно научить ребёнка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развивать творческие способности. Поэтому в своей работе стала использовать сказки.

Сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с детьми. Малышам трудно привыкать к новым условиям жизни. Надо вовремя помочь воспитаннику с переживаниями, страхами, замкнутостью. Главное- создать между педагогом и детьми отношения доброты, сердечности и любви. В этой ситуации на помощь приходит кукольный театр: он должен быть ярким, лёгким и простым в управлении.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре.

Вместе с детьми обыгрываем русские народные сказки- «Колобок. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой и малыши обучают её хорошим манерам.

Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет…расположены на одной или двух руках. В моём арсенале задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: Злые (волк), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц и мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), драчливые (петух), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, внучка). При помощи фигурок пальчикового театра у малышей появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество непонятных ему ситуаций. Это может быть проблема в общении со сверстниками, отражение страхов и тревог ребёнка, разбор случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

После того, как маленький актёр раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом. А поможет нам в этом сочинение «кукольных историй».

Куклотерапия позволяет помочь ребёнку с разнообразными психологическими затруднениями.

Игра с куклами способствует преодолению робости и застенчивости перед выступлением «на сцене». Коррекцию данной проблемы осуществляю при помощи настольного театра кукол. Такую куклотерапию провожу в индивидуальной форме, где я могу обратить более пристальное внимание за действиями ребёнка, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.

«Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить детей стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слушать и понимать друг друга и окружающий мир….»

Л. Войцехович.

Используемая литература:

  1. Интернет – ресурс;
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- Спб.: ООО «Речь», 2000 г.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1997 г.
  4. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол.- Спб.: ООО «Речь», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

В аналитической справке представлены результаты достижений педагога дополнительного образования....

Аналитический отчет о деятельности педагога дополнительного образования

Форма написания аналитического отчёта может быть полезна начинающим педагогам дополнительного образования....

Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)

«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...

Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду

Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду...

Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".

В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....