ОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема ««Живая и не живая природа » .
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Юлия Евгеньевна

Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ekologiya.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 25 «Ромашка»

(МБДОУ детский сад № 25 «Ромашка»)

ОД  по экологическому воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста

 5-6 лет

Тема ««Живая и не живая природа » .

Составил воспитатель:

Горбунова Ю.Е.

пгт. Мундыбаш

2019г.

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе 

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

-Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Развивающие:

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

Воспитательные:

Учить способам самостоятельного познания

Воспитывать коммуникативные навыки

- воспитывать умение слушать воспитателя, внимательность.

Оборудование: картинки с изображением неживой природы ; картинки с изображением живой природы , камень, искусственный цветок, ватман с изображением природы,  мыльные пузыри и трубочки по количеству человек.

Ход занятия:

Звучит музыка лѐгкая тихая

Воспитатель:Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.(ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть на стульчики. Воспитатель вносит искусственные цветы.

Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .

Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?

Дети: -Нет,

Воспитатель: А почему Вика?

- они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Воспитатель: Правильно. А кто сделал эти цветы?
Дети: Люди

Воспитатель: Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .

Знаете ли вы, что такое природа ?

Дети -Да

Воспитатель: Что такое природа Рома?

- животные

- Хорошо. А как думает Нелли?

- растения, птицы

- А как думает Кира?

- насекомые

Воспитатель :

Природа - это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .

Воспитатель:

– Дети, сегодня, я предлагаю вам превратиться в юных экологов.

А кто это – юный эколог Тимофей?

Дети:

– Это ребенок, который любит природу

А как думает Ваня?

- Тот кто всегда и везде заботится о природе.

Воспитатель:

– Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

– Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

– Юные экологи должны много знать о природе.

Воспитатель : Ребята,а вы наверное знаете, природа делится на 2 какие то разные природы, или одна общая для всех?

Дети: Природа делится на живую и не живую .

Воспитатель : Все с этим согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Ну хорошо. А назовите мне примеры живой природы?

Дети: насекомые, цветы, деревья,

Воспитатель : т.е к живой природе относятся: насекомые, растения, животные, птицы, грибы и микробы.  Вы мне столько всего рассказали , давайте все это обобщим. Давайте выясним, а почему у нас бабочка является живой природой? Что она умеет?

Дети: Летает

Воспитатель:Летает это что она делает?

Она летает, я хожу, зверь бежит… Что они делают все?

Дети: двигается

Воспитатель:Конечно , она же двигается с места на место..Т.е у нас живые организмы обязательно двигаются. Хорошо. А что еще умеет, например тот же самый тигр? Воздух вокруг нас есть? (да) Что мы с ним делаем?

Дети: дышим

Воспитатель:  Правильно. Все же живое дишит, да? Это тоже признак живой природы.

(прикрепляет на доску картинку с признаком)

 Завтракать вы завтракали? (да) тигр я думаю тоже завтракал, как и микробы. Т.е. какой общий признак у нас? Что они делают?

Дети:- Они питаются

- Вот еще один признак, все живое питается. Как без этого , иначе это уже будет не живая природа.

Воспитатель: Был у нас тигр, стало два. Почему? А когда у тигра появляется маленький тигренок, что это значит?  Когда у травинки вырастает новая травинка

Дети - Размножение

- Правильно ребята, у птичек оно есть? (да), у животных есть? (да), у рыбок тоже есть? (есть) У деревьев тоже от корней отводятся новые веточки. Значит размножение подходит к ним ко всем. все живое размножается. Вот еще один наш признак

Воспитатель:  Вот родился наш малыш, что с ним происходит?

Дети - растет

Воспитатель:  Правильно ребята он растет. Кем бы он ни был, хоть микробом, хоть растением. Был маленький становится большим. Ну и как вы думаете что в завершении? Рос цветок ,рос, питался, размножался, и что потом

Дети - завял, погиб

Воспитатель: Да. То же самое бывает и с животными и с насекомыми , т.е. что для них обязательно?

Дети: смерть, гибель

Воспитатель:Как бы не было грустно, но гибель присуща всему живущему.. Правильно? Все согласны? (да)

Вечно живущих растений не существует

Хорошо, а что же тогда не живая природа?

Дети - вода, камни, песок, глина, солнце, звезды, воздух….

Воспитатель :  Да , это все не живая природа. А как вы поняли?, чем она отличается от не живой? Смотрите, вот у нас камень. Это живая или не живая природа?

-не живая.

Воспитатель: Давайте это проверим. Двигаться он может?(нет). Ему нечем двигаться. Дышать он может?

Дети -нет

Воспитатель: Нет, нечем ему дышать, да и не надо. Кушать может?

Дети -нет

Воспитатель:нет конечно, он прекрасно обходится и без еды.А как вы думаете, от одного камешка появляются другие?

Дети -нет

Воспитатель:Может из него вырастет большой булыжник?

Дети -нет

Воспитатель: ну и наконец, жил камень жил и все погиб

Дети -нет

Воспитатель: значит не из признаков к нему не подходит. Т.е. ничего живого в нем нет. Значит вы коллеги были правы.

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру «живое-не живое».  Если я буду называть живую природу, вы будете хлопать в ладоши, а если не живую природу, то будете топать ногами.

(дети играют в игру)

Воспитатель:

– Молодцы. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.  

Воспитатель:

– Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы?(нет) Почему?

Дети:

– Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к живой и   не живой природе.

– А сейчас пройдете на стулья. Еще экологи должны знать такое явление, как – круговорот воды в природе.

Давайте с ним познакомимся по ближе и посмотрим мультфильм

(Просмотр мультфильма )

Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)

В: А теперь давайте немного поиграем, я  мама Тучка, а вы – капельки, и вам пора отправляться в путь.

П/и «Ходят капельки по кругу»

(Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать.)

 Воспитатель:

 Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.

(Капельки составляют ручейки, взявшись за руки по парам).

Встретились ручейки и стали большой речкой

(капельки соединяются в одну цепочку не замкнута. Т.к у реки начало есть и конец).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан

(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

 Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

(приседают).

Стали капельки легкими, потянулись вверх

(присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

 Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучки.

Мама – Тучка: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.

– Молодцы, Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

А теперь я предлагаю вам закрепить наши знания. Давайте нарисуем наши капельки , используя мыльные пузыри и трубочки. Я вам нарисую тучку, а вы нарисуете дождик)

(дети рисуют)

– Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Воспитатель:

Давайте по прощаемся с нашими гостями

Дети:

До свидания

Самоанализ

На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.

Тип образовательной деятельности интегрированный, что способствует решению поставленных задач в комплексе. Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целями образовательной деятельности. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость, одним видом деятельности.

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

 В работе с детьми Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для достижения целей и задачей. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Всё это подтверждает результаты деятельности.

Следующие методы:

- Словесный (использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление. Всё это способствует эффективности мыслительной, творческой деятельности и развития речи детей, поощрение);

- Наглядно-демонстрационный (просмотр мультфильма «Круговорот воды», картинки с изображением живой и не живой природы).

- Игровой (подвижные игры «живое-не живое, ходят капельки по кругу, сопровождаемое аудиозаписью с шумом дождя ).

- Практический (рисование капелек – нетрадиционным способом(мыльными пузырями)

Анализируя проведенную образовательную деятельность можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.

Работая вместе с детьми старалась наладить устойчивый контакт с ними.

Я считаю, что выбранная мной форма организации НОД детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены. НОД своей цели достигло!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живы, пока память жива»

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны. Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже 70 лет, но мы помним и знаем, имя победителя – народ...

Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспри...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....

Методический материал "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе»"

Данный методический материал по экологическому воспитанию, «Круговорот воды в природе», предназначен для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему...