Проектная деятельность "Народная игрушка"
проект (средняя группа)

Кириченко Евгения Васильевна

Проект предназначен для детей средней группы. Направлен на познавательно-творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_narodnaya_igrushka.docx331.69 КБ

Предварительный просмотр:

http://moscowalk.ru/images/thumbnails/images/2015/museum/Russian_Toy/Museum_of_Toys_6-fit-1156x803.jpg

   

                                                               «Чем дальше в будущее входим,
                                                                 Тем больше прошлым дорожим.

                                                              И в старом красоту находим,
                                                             Хоть новому принадлежим».

Вадим Шафнер.

             Пояснительная записка

     Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по  телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку. А современные магазины предлагают широкий выбор разнообразных иностранных современных игрушек. Которые мы с вами – родители, зачастую покупаем своим детям, и мало кто задумывается о том, какую роль она несет в воспитании и развитии ребенка. Как правило, такие игрушки притупляют вкус, воображение, фантазию, и не приучают детей к труду и рукоделию.

 К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. А ведь издавна  народная игрушка имела огромное значение в воспитании ребенка, во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Игрушка воздействовала на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Народная игрушка самобытна, интересна, индивидуальна и неповторима, она всегда несет тепло рук и души мастера-изготовителя, передает культуру , традиции  нравственно-патриотические чувства к земле на которой ты живешь, воспитывает чувство доброты и трепетности к любимым родным. Игрушка, сделанная своими руками всегда будет любимой, ведь она оживлена собственной фантазией, передает семейный быт и традиции, в ней заложена частица дыши мастера-изготовителя.    В этом и есть  разница между современными игрушками и народными.

      Исходя из актуальности проблемы, мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных народных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Нами  был разработан проект «Народная игрушка».

И надеемся в рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках.

 Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Паспорт проекта

 «Народная игрушка»

Тема проекта:

 «Народная игрушка»

Цель проекта

приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта

  • зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать

           мастерами.

Тип проекта

Познавательно-творческий

Вид

Краткосрочный, коллективный

Принципы

  • Целеноправленность
  • Систематичность
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Интегрированный подход.
  • Воспитывающего и развивающего обучения.

Участники проекта

Дети 4-5 лет , воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации проекта 

С 12.11.18 по 23.11.18 г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подбор методического материала. Составление перспективного плана . Разработка дидактических игр: «Дымковские узоры», « Игрушки» (разрезные картинки), «Найди половинку  матрешки». Подбор музыкальной фонотеки. Создание заготовок для раскрашивания народных игрушек.

Основной

Познавательно-речевое развитие

Беседы : «Истории об игрушках», «В какие куклы играли наши бабушки», «Кто делает игрушки? Какие материалы используют?» (дети участвуют в беседе, знакомятся с дымковской, богородской, филимоновской, тряпичной игрушками).

Разучивание стихов, отгадывание загадок о народных игрушках, пальчиковые игры, чтение сказок 

Художественно-творческая деятельность

Лепка: «Булочки для матрешки» (из соленого теста)

Пластилинография: «Дымковская барыня», «Матрешка-милашка»

Рисование: «Индюк», «Матрешка», «Мои любимые игрушки»

Ручной труд: «Дымковский конь» (из разовых тарелок и втулок)

Музыкальная деятельность: «Шумовой оркестр» (игра на муз.инструментах), танец «Матрешки», песня «Русский сувенир», муз. игра «Карусель»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Дымковские узоры», «Игрушки», «Найди половинку  матрешки», «Угадай и опиши», «Собери матрешку», «Что умеют игрушки?».

 Игра драматизация «В гости к трем медведям»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Театр матрешек»

Подвижные игры: «Мыши и кот», «Дымковская игрушка», «По дорожке по тропинке», «Мышка и матрешки»

Заключительный

Праздничное развлечение «В гостях у народной игрушки»

Выставка кукол сделанных детьми совместно с родителями, создание мини-музея «Игрушки из бабушкиного сундучка»

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей: «Мои любимые игрушки», «Народная игрушка», буклет «Игры и упражнения на радость нашим детям», изготовление народных игрушек, мастер-класс «Роспись народной игрушки», разучивание стихов об игрушках.

Результаты проекта

  •  Из проведенной работы можно отметить, что:
  • дети испытывают радость творчества в приобщении к народному творчеству, в изготовлении игрушек своими руками.
  • называют различные народные игрушки, умеют о них рассказывать, знают из какого материала изготовлены,
  • имеют представление о происхождении народной игрушки.

Выводы

  • Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
  • Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

                                       

 

                                          Обеспечение проектной деятельности

1. Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.

4.​ Н.С. Голицына, «Конспект комплексно-тематических занятий» ООО «Издательство Стрипторий» 2003 г.

5.​ И.А. Лыкова «Конспекты занятий и методические рекомендации изобразительная деятельность в д/сад» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2010 г.

6.​ Л.А. Парамонова, «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва ОЛМА Медиа групп 2014 г.

7.Перспективное планирование.

2. Материально-техническое.

  • Музыкальный зал
  • Народные костюмы
  • Проектор
  • Музыкальный центр
  • USB

F:\фото средняя группа 18-19\Фото занятие ДЫМКА\IMG-a3ccd6bf9f8b997ad8bc2853b374e5ac-V.jpg

Пурпе, 2018 г.

Вид проекта: Творческий

Цель проекта: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Длительность: Средней продолжительности

Образовательные области:

- Социализация;

- Познание;

- Коммуникация

- Чтение художественной литературы

- Музыка

- Художественное творчество

- Труд

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Актуальность

Задачи:

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3. Учить детей изготавливать кукол своими руками

4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа

5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

Результаты проекта

- Создание мини-музея кукол в дошкольном учреждении

- Составление альбома «История куклы»

-Музыкальный альбом (рисунки под музыку)

-Книга совместных рассказов родителей с детьми «Моя любимая игрушка»

- Альбом «Кукла моей мечты» (рисунки детей)

- Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

- Презентация проекта для педагогов и родителей

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Описание проекта «Куклы наших бабушек».

Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой нашего проекта послужила принесенная Катей С. кукла-колокольчик, которую ей привезли из Ярославля. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Форма

работы

Программные

задачи

Развивающая среда

Деятельность

Работа с родителями

самостоятельная

совместно с родителями

Экскурсия

в музей

«Куклы»

Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей.

Подбор русских народных сказок

Энциклопедия для детей «Чудо всюду»,

Подбор природного и бросового материала

Подбор дидактических игр

Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

Статьи на тему «Где появились куклы», «Все о народной кукле», «История тряпичной куклы», «История куклы в России»

Изготовление кукол из ткани, ниток, глины

Игрушка своими руками.

Ответы на вопросы детей. Консультации» Русская игрушка в эстетическом воспитании детей, «Народные узоры».

Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала.

Посещение музея «Куклы».

Беседы

Расширять представление детей о разнообразии русского народного декоративно-прикладного искусства. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству.

Иллюстрации Создание уголка «Сделай сам»

Открытки

Сувениры

Видеофильм «Все о куклах»

Рассматривание иллюстраций.

Ответы на вопросы.

Посещениемузея «Народные промыслы »

Составление творческих рассказов

Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.

Воспитывать бережное отношениек окружающим предметам.

Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке.

Иллюстрации в книгах.

Рассматривание тематических альбомов

Составление рассказов.

Помощь в составлении рассказов по плану.

Ответы на вопросы детей.

Запись составленных детьми творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование. Лепка.

Учить отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей.

Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти акварельные

Рисование «Кукла моей мечты», «Игрушки моей бабушки».

Оформление выставки детских работ.

Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе.

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначение предметов и их строении, а так же материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Выставка народных игрушек. Иллюстрация «Ярмарка». Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание книги Н.Курбатовой«Игрушки».

Уголок «Сделай сам».

Ответы на вопросы детей в изготовлении обереговой куклы.

Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка«Кукла-оберег», «умелец», «мастер»,

«ремесло»,

«промысел».

Выставка детских работ.

Практикум «Делаем куклы своими

руками»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Литература, наглядный материал

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Методическая литература

Методическая литература

Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

Детская литература

А. Толстой «Буратино»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»

Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»

Стихи о матрешке, куклах В.Приходько,

Г. Ладонщиков

Наглядный материал

Иллюстрации к русским народным сказкам

Показ слайдов и фильмов о куклах

Набор открыток, сувениров

Экскурсии в музей «Куклы»

Д/и «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку»

Экскурсии в музей «Куклы»

Д/и «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку»

Беседа о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети

Рассматривание иллюстраций о жизни детей

Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»

Чтение сказок, заучивание потешек, небылиц

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства

Оформить уголок самостоятельной деятельности «сделай сам»

Экскурсия по мини-музею «Игрушка, подаренная природой»

Изготовление кукол, создание моделей изготовления

Анкетирование по теме

Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала

Консультация с практическим показом. Вовлечение в совместную творческую деятельность

Совместные праздники «Праздники народного календаря»

Наглядная агитация, фотогазеты, папки-передвижки, альбомы

Экскурсии

Беседы

Занятия

Посетить выездную выставку «Куклы в национальных костюмах»

Посещение городского музея «Куклы»

Виды кукол

Куклы наших бабушек

Моя любимая кукла

Просмотр видеокассеты о декоративно-прикладном искусстве

Рассказ о празднике «Свистунья»

Как появились куклы

Как родилась тряпичная кукла

Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»

Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

Изготовление кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки»

Досуг «День рождения куклы»

Связь с другими видами деятельности:

Изодеятельность: украшение для куклы.

Констуирование:

«Дом для куклы»

Игровая ситуация:

«Модница»

Музыка:

«Композиторы о куклах».

Социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»

Создание мини-музея «Куклы в детском саду»

Экскурсия по мини-музею (экскурсоводы – дети)

Выставка семейных работ «Игрушка своими руками»

Материалы и средства : иллюстрации и фотографии старинных кукол; куклы в русских-народных костюмах, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол

Методическая литература по народному костюму, тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения –«Детский альбом» П.И.Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проектной деятельности на тему "Новогодняя игрушка".

Методическая разработка по проектной деятельности на тему  "Новогодняя игрушка"....

Проектно-исследовательская деятельность «Кукла – игрушка с историей» в старшей группе МБДОУ детский сад №19 г.о. Самара.

Развитие интереса к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитание  патриотических чувств.Формировать представления о роли игрушки на Руси, знакомить с особенностями изготовлени...

Проектная деятельность в старшей группе Мини-музей "Игрушка"Киндер-сюрприз" на тему: "Мой любимый киндер"

В процессе игровой деятельности ребёнок познаёт мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится смелее и выносливее. Огромное место в этом виде деятельности занимает игру...

Презентация к проектной деятельности «История Новогодней игрушки»

Познакомить детей с историей возникновения Новогодней игрушки. Учить детей бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям. Развивать познавательную активность....

Проектная деятельность "Игрушки в стране картония"

Экологический проект  : «Игрушки в стране Картония» В подготовительной группе «Гномики» детского сада «Ласточка» реализован проект «Игрушки в с...

проектная деятельность "Игрушки"

qПоводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обог...