Традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики пальцев рук.
методическая разработка (младшая группа)

Синотова Татьяна Ивановна

Традиционные и нетрадиционные

методы развития мелкой моторики пальцев рук.

Введение:

Основой развития каждого человека является двигательная активность, которая складывается из крупной и мелкой моторики.

Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.      Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования.           

Ранний возраст – это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни. Все навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

1. Руки человека - одно из самых выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. 

2. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

3. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

4. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

5. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

6. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

 7. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

8. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память – т.е. всё без чего не будет полноценного развития речи.

Основная часть:

При работе по формированию мелкой моторики пальцев рук можно использовать традиционные и нетрадиционные игры.

I. Традиционные игры:

1. «Веселые застежки»:

Цель: Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний.

 Материалы: божья коровка из ткани с пуговицами и крылышки; полотно ткани с липучкой, молнией, пуговицами и кнопками.

Ход игры:

1) Дайте детям божью коровку из ткани с пуговицами и крылышки и предложите им пристегнуть и отстегнуть крылышки к божьей коровке.

2) Дайте детям полотно ткани с липучкой, молнией, пуговицами и кнопками и предложите детям поиграть с ним, попеременно застегивая и расстегивая каждое из них.

2. «Шнуровка»:

Цель: развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, творческие способности, глазомер, внимание, усидчивость; формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствовать развитию речи, пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; укреплять пальцы и всю кисть руки (мелкая моторика).

Материалы: плоские игрушки – шнуровки с картонной или деревянной основой (башмачок, сюжетные картинки и др.) с отверстиями разной формы; разноцветные шнурки или толстые нитки.

Ход игры: Объясните и покажите ребенку, как играть со шнурками. Затем предложите малышу выполнить действия самостоятельно, попросив его зашнуровать «волшебный башмачок» или другую игрушку. При необходимости помогите ребенку.

3. «Подбери крышку»:

Цель: Игра способствует развитию внимания, логики, моторики.

Материалы: несколько разных по размеру и форм баночек, бутылочек с закрытыми крышками.

Ход игры: Предложите малышу открыть, а затем снова закрыть все емкости.
Игру можно усложнить. Перемешайте все крышки и предложите ребенку подобрать к каждой посуде свою крышку.

4. «Мозаика»:

Цель: развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

Материалы: мозаика с крупными плоскими деталями, коробочки.

Ход игры: Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным). Затем предложите малышам вставить детали мозаики, чтобы получились дорожка, столбик. Когда дети освоят это умение, предложить им сделать более сложные изображения: цветы, травку, солнышко.

II. Нетрадиционные игры:

1. Волшебные прищепки:

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, чередовать прищепки двух цветов, нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Материалы: заготовки солнца, ёжика, ёлочки, цветка на картонной основе; прищепки разного цвета, поднос.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки, солнышку лучики, елочке иголочки. Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал. А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.

2. Игра «Найди свою коробочку»:

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, точность движений, формировать навыки классифицирования, совершенствовать зрительное восприятие детей.

Материалы: Макароны твердых сортов разной формы, 3 коробочки с отверстием в крышке.

Ход игры: Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик». Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны. Помогите ребенку справиться с заданием.

Усложнить задачу можно, закрыв крышками с отверстием и прикрепленными к ним соответствующими макаронами. Затем предложить детям разложить макароны в данные коробочки.

3. Игра «Необычные рисунки»:

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, точность движений, совершенствовать зрительное восприятие детей.

Материалы: Поднос, кукурузная крупа.

Ход игры: Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

4. Игра «Была лужа, и нет её»:

Цель: Приучать поддерживать порядок, убирать за собой, формирование аккуратности, развивается координация движений.

Материалы: вода, губка; 2 тарелки.

Ход игры: Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Для этого поставьте две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Подскажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой.

5. Игра «Найди клад в бассейне»:

Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, хватательные движения.

Материалы: крупа (горох, фасоль, пшеницу, перловку), ведерко, различные игрушки (желательно не очень крупные).

Ход игры: Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в ведерко, на дно ведерка положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.

Вывод:

  • Задача педагогов - донести до родителей значение развития мелкой моторики в различных играх на развитие речи ребенка.
  • В раннем возрасте усвоение движений осуществляется главным образом путем подражания действиям взрослых.
  • Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть речью, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка и разговаривать с ним.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к играм с детьми. Интерес родителей повысился, когда родители сами изготавливали игры, презентовали их для других родителей, активно участвуют в играх детей. Помогают в организации  развивающей среды.

Литература.

  1. Анохин П.К. «Узловые вопросы теории функциональной системы» М.,1980.
  2. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. «Методология оздоровления детей и подростков» Сб. научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни, М.1994.
  3. Безруких М.М.  «Как научить ребенка писать красиво» М. Дидакт, 1995.
  4. Бернштейн Н.А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» М.: Медицина,1966.
  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М:, Знание, 1994.
  6. Выготский Л.С. «Мышление и речь» М:1982,Т.2.
  7. Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений» М.,1960
  8. Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» С: СГПУ, 2007.
  9. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М: Владос, 1995.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные

методы развития мелкой моторики пальцев рук.

Введение:

Основой развития каждого человека является двигательная активность, которая складывается из крупной и мелкой моторики.

Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.      Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования.         

Ранний возраст – это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни. Все навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

1. Руки человека - одно из самых выразительных средств общения, во многом характеризующее личность.  

2. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

3. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

4. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

5. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

6. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

 7. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

8. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память – т.е. всё без чего не будет полноценного развития речи.

Основная часть:

При работе по формированию мелкой моторики пальцев рук можно использовать традиционные и нетрадиционные игры.

I. Традиционные игры:

1. «Веселые застежки»: 

Цель: Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний.

 Материалы: божья коровка из ткани с пуговицами и крылышки; полотно ткани с липучкой, молнией, пуговицами и кнопками.

Ход игры:

1) Дайте детям божью коровку из ткани с пуговицами и крылышки и предложите им пристегнуть и отстегнуть крылышки к божьей коровке.

2) Дайте детям полотно ткани с липучкой, молнией, пуговицами и кнопками и предложите детям поиграть с ним, попеременно застегивая и расстегивая каждое из них.

2. «Шнуровка»: 

Цель: развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, творческие способности, глазомер, внимание, усидчивость; формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствовать развитию речи, пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; укреплять пальцы и всю кисть руки (мелкая моторика).

Материалы: плоские игрушки – шнуровки с картонной или деревянной основой (башмачок, сюжетные картинки и др.) с отверстиями разной формы; разноцветные шнурки или толстые нитки.

Ход игры: Объясните и покажите ребенку, как играть со шнурками. Затем предложите малышу выполнить действия самостоятельно, попросив его зашнуровать «волшебный башмачок» или другую игрушку. При необходимости помогите ребенку.

3. «Подбери крышку»:

Цель: Игра способствует развитию внимания, логики, моторики.

Материалы: несколько разных по размеру и форм баночек, бутылочек с закрытыми крышками.

Ход игры: Предложите малышу открыть, а затем снова закрыть все емкости.
Игру можно усложнить. Перемешайте все крышки и предложите ребенку подобрать к каждой посуде свою крышку.

4. «Мозаика»:

Цель: развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

Материалы: мозаика с крупными плоскими деталями, коробочки.

Ход игры: Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным). Затем предложите малышам вставить детали мозаики, чтобы получились дорожка, столбик. Когда дети освоят это умение, предложить им сделать более сложные изображения: цветы, травку, солнышко.

II. Нетрадиционные игры:

1. Волшебные прищепки:

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, чередовать прищепки двух цветов, нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 

Материалы: заготовки солнца, ёжика, ёлочки, цветка на картонной основе; прищепки разного цвета, поднос.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки, солнышку лучики, елочке иголочки. Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал. А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.

2. Игра «Найди свою коробочку»:

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, точность движений, формировать навыки классифицирования, совершенствовать зрительное восприятие детей. 

Материалы: Макароны твердых сортов разной формы, 3 коробочки с отверстием в крышке.

Ход игры: Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик». Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны. Помогите ребенку справиться с заданием.

Усложнить задачу можно, закрыв крышками с отверстием и прикрепленными к ним соответствующими макаронами. Затем предложить детям разложить макароны в данные коробочки.

3. Игра «Необычные рисунки»:

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, точность движений, совершенствовать зрительное восприятие детей. 

Материалы: Поднос, кукурузная крупа.

Ход игры: Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

4. Игра «Была лужа, и нет её»:

Цель: Приучать поддерживать порядок, убирать за собой, формирование аккуратности, развивается координация движений.

Материалы: вода, губка; 2 тарелки.

Ход игры: Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Для этого поставьте две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Подскажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой.

5. Игра «Найди клад в бассейне»:

Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, хватательные движения.

Материалы: крупа (горох, фасоль, пшеницу, перловку), ведерко, различные игрушки (желательно не очень крупные).

Ход игры: Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в ведерко, на дно ведерка положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.

Вывод:

  • Задача педагогов - донести до родителей значение развития мелкой моторики в различных играх на развитие речи ребенка.
  • В раннем возрасте усвоение движений осуществляется главным образом путем подражания действиям взрослых.
  • Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть речью, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка и разговаривать с ним.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к играм с детьми. Интерес родителей повысился, когда родители сами изготавливали игры, презентовали их для других родителей, активно участвуют в играх детей. Помогают в организации  развивающей среды.

Литература.

  1. Анохин П.К. «Узловые вопросы теории функциональной системы» М.,1980.
  2. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. «Методология оздоровления детей и подростков» Сб. научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни, М.1994.
  3. Безруких М.М.  «Как научить ребенка писать красиво» М. Дидакт, 1995.
  4. Бернштейн Н.А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» М.: Медицина,1966.
  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М:, Знание, 1994.
  6. Выготский Л.С. «Мышление и речь» М:1982,Т.2.
  7. Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений» М.,1960
  8. Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» С: СГПУ, 2007.
  9. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М: Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.

Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...

«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.   Дети с плохо развитой ручной моторик...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...