«Волшебный мир сенсорики»
проект (младшая группа)

Черданцева  Наталья Владимировна

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_sensoriki.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Проект на тему:

«Волшебный мир сенсорики»

Авторы-разработчики: Шамова Мария Анатольевна,   воспитатель I  квалификационной категории

Черданцева Наталья Владимировна, воспитатель I  квалификационной категории

Белый Яр, 2019г

Вид проекта: 

Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность: 

Долгосрочный октябрь 2019 - май 2020гг

Участники:

Воспитатели, дети второй группы раннего возраста, родители.

Результативность проекта:

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;

- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);  

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;

- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;

- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;

- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Проблема:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Задачи, решаемые в проекте:

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- учить детей называть свойства предметов;

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Этапы реализации проекта.

№ п/п

Этапы

Содержание работы

1.

информационно-аналитический (подготовительный)

изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года.

2.

организационный

определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний.

3.

заключительный

подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия).


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с детьми

Адаптационный период

  • Знакомство с родителями. Установление доброжелательный отношений. Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания»
  • Папка- передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,

Октябрь

Наблюдение за детьми с целью выявления уровня сенсорного развития.

Игры проводятся в любое время по желанию детей. Новые вводятся в соответствии с планом.

  • «Закрой окошко (цвет)»
  • вкладыши «Собачки»
  • выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»
  • Анкетирование родителей «Сенсорное развитие в саду и дома».  
  • Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей»
  • Консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

Ноябрь

  • «Рукавичка»
  • «Собери бусы»
  • «Цветы на поляне»
  • «Прикрути крышечку»
  • «Покажи и принеси»
  • вкладыши «Геометрические фигуры»
  • Консультации для родителей
  • «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»
  • «Возрастные особенности развития моторики и координации»

Декабрь

  • «Разноцветные машины»
  • «Наряди солнышко»
  • лото «Птицы»
  • Игры с пробками
  • «Открой коробку»
  • «Укрась елочку шарами»
  • «Что играет?»
  • «Мастер класс» для родителей по изготовлению сенсорных игрушек. Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста»
  • «Пальчиковые игры»
  • «Карандаш - массажёр»,

Январь

  • «Подбери кораблику парус»
  • «Наряди ёлочку»
  • «Шарик к ниточке»
  • лото «Предметы»
  • «Открой коробку»
  • «Чем пахнет»
  • «Варим кашу»
  • Консультации «Классификация игр»
  • «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры»
  • «Виды дидактических игр»

Февраль

  • «Мяч в корзинку»
  • «Окраска воды»
  • лото «Транспорт»
  • «Карандаши в стакане»
  • «Сюрприз» «Чей голосок?»
  • Родительское собрание «Растём играя»
  • Консультация «Зачем нужны игрушки»

Март

  • «Посадим грибочки»
  • лото «Дикие животные»
  • «Застежки»
  • «Тонет – не тонет»
  • «Разные ладошки»
  • Игры с прищепками
  • Консультация «Наши пальчики лепят»
  • «Волшебные ладошки»
  • «Полезные сайты для заботливых родителей»

Апрель

  • «Закрой коробку»
  • «Разноцветная посуда»
  • «Покажи то, что скажу»
  • «Соедини картинки»
  • «Нанизывание бус»
  • «Разные ладошки»
  • «Подбери фигуру»
  • «Найди такую же»
  • «Найди самый сладкий»
  • Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»

Май

  • «Возьми такую же полосочку»
  • «Пазлы - животные»
  • «Четвёртый лишний»,
  • наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев

Информирование родителей о результатах диагностики

Дополнительные

КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

«Рукавички»
Материал: разноцветные рукавички. 
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета и материала. Развивать моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. 

«Игры с пробками»
Материал:: пробки разного цвета и размера. 
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. 

«Собери бусы» 
Материал: деревянные бусы разного цвета. 
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; 
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; 
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в 
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и 
создания собственного изделия. 

«Открой коробочку» 
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета. 
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. 
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! », 
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много». 
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много. 
«Укрась ёлочку шарами»
Материал: елочки из картона, круги разных цветов. 
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. 
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов 
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов 
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов. 
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? » 

«Цветная пирамидка» 
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать 
закреплению знаний и системе цветов. 
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец. 

«Собери карандаши в стаканы» 
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов. 
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. 
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. 
Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей. 

«На что похожа фигура?» 
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

«Веселые шумелки» 
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) . 
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. 
«Что играет?»
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д. 
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. 

«Угадай на вкус» 
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус 
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест. 

«Обонятельное лото»
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Таблицы лото.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику. 

«Сюрприз» 
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник. 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, 
развивать мелкую моторику. 
1 вариант: сюрприз – игрушки 
2 вариант: сюрприз – геометрические формы. 
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!» 

«Варим кашу»
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла. 
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! 
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!)

«Разные ладошки» 
Материал: ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из различных материалов: бумаги, картона, линолеум, фетр и т д) разного цвета и фактуры
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. 

«Тонет, не тонет» 
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические. 
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». 
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды. 

«Тактильная коробка» 
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие 
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. 
Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир. 

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители. 
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д. 

«Теплый – холодный» 
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.). 
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный». 
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой 

«Маленький секрет» 
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки. 
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку 
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?» 
«Застёжки»
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды. 
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 
«Закрути ленточку»
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов. 
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» 
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие. 
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? » 

«Поиграем с прищепками»
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры. 
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др. 

«Мягкий конструктор»
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки. 

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. 

Варианты игры: 
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) . 

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность. 

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память. 

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. 

Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

     6.Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна.

     7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014.


Результаты диагностики по результатам 2019-2020 учебного года

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Параметры сенсорного развития

Начало года

Конец года

Цвет

Форма

Размер

Цвет

Форма

Размер

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...

Конспект родительского собрания: "Путешествие в волшебную страну Сенсорику".

Цель:- обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей  дошкольного возраста. Задачи: - познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорн...

Проект «Волшебный мир сенсорики».

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы. Образовательная область"Познавательное развитие детей в условиях ФГОС ДО"...

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Тип проекта: познавательный;Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.Этапы реализации: долгосрочный, ноябрь  - январь...

Родительское собрание «Волшебный мир Сенсорики»

Пояснительная записка.Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, но, как сказал И. М. Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании», т. е. прежде, чем мыслить, ребенок ...

Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"

Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"...

Проект "Волшебный мир сенсорики"

Проект «Волшебный мир сенсорики»Воспитатель: Козырева Ольга Владимировна«Ребенок должен играть, дажекогда делает серьезное дело.Вся его жизнь - это игра»А.С.МакаренкоСрок реали...