Консультация для педагогов "Физическое развитие дошкольников средствами музыкотерапии и народными играми"
консультация

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Физическое развитие дошкольников средствами музыкотерапии и народными играми

 Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость)

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. Что приводит  к ухудшению осанки, зрения, оказывает негативное влияние на нервную систему детей и их психическое состояние. В результате – потеря здоровья, как физического, так и психического.

Нам дошкольным работникам необходимо переломить эту тенденцию.

Недаром основной целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В своей ежедневной работе  мы опираемся на «Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 Одним из методов работы является Музыкотерапия  как  особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства.

Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции. Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Предлагаем познакомиться с различными формами использования музыки (музыкотерапии) в образовательном процессе.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач стоит создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад.

Утро мы начинаем с солнечной мажорной классической музыки или добрых песен с хорошим текстом. Часто утром в детском саду звучит музыка Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими».

 Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения

Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

 Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

П. И. Чайковский «Апрель»,

Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».

Н А. Римский. - Корсаков. Вступление «Три чуда»,

И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

Утренняя зарядка тоже проходит под музыку. Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

       Наступает время приема пищи. И здесь опять мы не обходимся без музыки. Здесь музыка используется для повышения эмоционального фона и позитивного настроя на прием пищи …. Эти мелодии, песни способствуют повышению аппетита, что ведет к правильной работе ЖКТ, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии физического здоровья.

 Предлагаем Вам посмотреть небольшое ВИДЕО, как это происходит у нас в детском саду.

Музыка может звучать и на занятиях, где рекомендуется использовать спокойную лирическую музыку, располагающую детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка) Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей

.К. Дебюсси «Лунный свет»

Для расслабления, снятия умственного напряжения  проводим динамические паузы или физ. минутки. Одна из таких музыкальных игр «Цветашки – анимашки». Эта игра так же поможет закрепить название цвета.

(ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Так же для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения  можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.  

Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

Музыка для пробуждения после дневного сна:

 - Боккерини Л.»Менуэт»

 - Григ Э. «Утро»

- Лютневая музыка ХYII века

- Мендельсон Ф. «Песня без слов»

 - Моцарт В.»Сонаты»

 - Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

- Сенс-санс К. «Аквариум»

 - Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро»

С детьми мы практикуем массаж и самомассаж. Массаж обладает бодрящим действием, придает легкость – все это напрямую влияет на работоспособность человека. После массажа человек заряжается энергией.

Предлагаем Вам познакомиться как это происходит. (ВИДЕО)

В свободное время  прибегаем к такому методу как  танцетерапия. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки.

Танец является не только важным фактором физического развития детей, а так же формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Нам, кажется, Вы уже засиделись и Вам просто необходимо размяться. Приглашаем всех на ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ сидя.

Ещё одним видом работы по физическому развитию детей  является «Фольклоротерапия».

Именно народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации, позволяют двигаться свободно и непринужденно.

Неоспоримо влияние и народной игры в физическом развитии детей. В прошлом на Руси существовало около 3000 подвижных игр. Это трудно представить! Народные игры очень разнообразны, требуют много движения, смекалки, находчивости, дают массу физических навыков и умений. Сколько в них веселья и азарта! Поэтому они активно закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для других переносить неудачу, иногда небольшую боль. Народные игры полезны не только для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели.

Сегодня нам хотелось бы напомнить Вам, а может быть и познакомить с некоторыми народными играми нашего холодного северного края.

Льдинки, ветер и мороз
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят.
Дзинь, дзинь.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

 Здравствуй, догони!
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур—это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре,

говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д., конечно помощь нам в этом может оказать и народная музыка.

 Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман    добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Кроме того велика роль народной игры как отдыха (рекреации) и способа психической разрядки. Эта теория  рассматривалась в работах многих ученых . Они утверждают, что народ играет не тогда, когда у него избыток энергии, а, наоборот, тогда, когда он утомлен, чтобы восстановить силы. Это подтверждает истину, заключающуюся в том, что игровой отдых может привести больше пользы, чем полное безделье

Бабки-лодыжки (Шагай найдем)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1.        Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда   в   противоположную   сторону.   Сбитые  лодыжки   соперников   они  забирают  себе.

Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2.        Большим   пальцем   щелкают   по   одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3.        Бег лодыжек:    игрок щелчками  по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4.        Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон

пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5.Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

Закончить наш мастер-класс хотелось бы словами В.А. Сухомлинского. «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры

Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...

Консультация для воспитателей: Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. «Строительные игры»

Консультация для воспитателей: Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. «Строительные игры»...