Мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение физического развития детей средствами музыкотерапии»
консультация по коррекционной педагогике по теме

Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение физического развития детей средствами музыкотерапии»

Анисимова Майя Алексеевна музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 44

        Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через которые происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание взаимодействует с бессознательным. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе человека произведения искусства, созданные чтобы рассказать языком образов о страданиях и радостях душевной жизни.

        Каждый раз, обращаясь к искусству, мы с его помощью пытаемся приспособиться к изменениям в нашей жизни, пытаемся найти смысл того, что мы делаем, чувствуем, думаем, смысл того, как мы живем.

        В самой природе искусства лежат его психотерапевтические и развивающие возможности. Очевидно, что «лечение искусством» появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней использовалась музыка, пение, танец, рисование и многое другое. Так возникла атр-терапия.

        Арт-терапия обозначает ни что иное как использование различных видов искусства и творческой деятельности с лечебно-коррекционными целями.

        Арт-терапия – как метод безболезненна, не имеет ограничений, она формирует творческое отношение к жизни с её проблемами, умение видеть многообразие способов и средств достижения целей, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.

        Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей имеет свои особенности и учитывает возраст ребенка, степень зрелости всех функциональных систем и индивидуальные свойства его личности.

        Арт-терапия – это раскрепощение ребенка с помощью привлечение его к искусству. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, использую изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно высказывать свои чувства, потребности, и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.

        Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии отводится отношению ребенка к своей деятельности, своим рисункам или игре на инструментах. И главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы ребенка.

        Арт-терапия подразделяется:

  • изотерапия,
  • музыкотерапия,
  • библиотерапия.

В своей работе мы используем элементы музыкотерапии, потому как музыка является самым сильным средством воздействия на человека. Вызывая различные ассоциации радости или горя музыка раскрывает наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые нами чувства, переживания. Кроме того, музыка воздействует на физическое тело человека. Играем мы или поем, или танцуем – мы заставляет тело работать.

Музыкотерапия существует в двух основных формах:

  • активной,
  • рецептивной.

Активная музыкотерапия представляет собой активную музыкальную деятельность, воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса. Хоровое пение тоже часть активной музыкотерапии.

Рецептивная – предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью.

Жизнь и практика показывает, что если дети вынуждены учиться искусству под давлением, то к результату они придут на много позже или не придут никогда. Невозможно заставить детей полюбить петь, рисовать, слушать музыку. Можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучшее, эффективнее, чем игровые методы. Это значит, что вхождение ребенка в мир любого искусства должно проходить через «волшебный мост» игры.

И от нас педагогов зависит создание атмосферы непринужденности и комфортного безопасного пространства, где ребенок осознает «Я очень многое могу, могу быть таким, каким ещё никогда в жизни не был».

В этом случае игра необходима ребенку не только как способ познания искусства, но и как терапевтическое средство, особенно для детей с проблемами развития.

Игра и игровые методы, пронизывающие все виды музыкально-художественной деятельности на занятиях и в повседневной жизни  - одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.

ИГРОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ, ИЗОТЕРАПИЯ, МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это те слагаемые атрпедагогики, в которых ребенок творит, создает что-то свое, уникальное, и тем самым выражает себя, познает и совершенствует.


Практическая часть.

Задачи:

  1. Способствовать развитию позитивного самоощущения, уверенности в себе.
  2. Развивать эмпатию (чувство сострадания к ближнему), эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.
  3. Побуждать детей к творчеству.

Ход мастер-класса.

- Сегодня я вам предлагаю совершить удивительное путешествие и побывать в мире музыки, сказки и фантазии. Маленькая лошадка быстро довезет нас до поляны сказок, где я вам расскажу про маленькую садовницу.

Ритмодекламация «Едем-едем на тележке».

На поляне сказок перевоплощаемся в героев сказок (цветы, карлики Мокимори, бабочки).

Звучит музыка Вивальди «Лапиожио», исполняется танцевальная импровизация «Цветы.

Звучит музыка Л.Боккерини «Менуэт», исполняется танцевальная импровизация «Бабочки».

Песенная импровизация «Я цветок».

Звучит музыка Григ Э. «В пещере горного короля», исполняется танцевальная импровизация карликов Моримоки».

Предложить придумать свое окончание сказки.

Варианты ответов (выход на импровизацию).

Летние денёчки быстро пролетели,

Желтые листочки на землю слетели.

Льётся дождик частый, ветер задувает,

На дворе уж осень, ах как холодает.

Звучит музыка М.Леграна, исполняется упражнение с осенними листьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение физического развития детей дошкольного возраста

Данная презентация рассказывает о системе физкультурно- оздоровительной работы в детском саду....

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Содержание психолого-педагогической деятельности подраздел «Физическое развитие» в средней группе

Образовательная область «Физическое развитие»:Задачи-          Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.-...

Мастер-класс Тема: «Нетрадиционное оборудование для физического развития детей в ДОУ».

Предложенное вашему вниманию оборудование сделано руками родителей и педагога для пополнения предметно – развивающей среды. Чтобы жизнь детей была интересней, оборудование периодически обновляет...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

Опыт работы «Организация и проведение мастер класса практико- ориентированного взаимодействия по физическому развитию детей».

Опыт работы раскрывает особенности организации и проведения мастер-класса с родителями....