Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развитие речи детей дошкольного возраста».
    консультация

    Татьяна Александровна Сорокина

                Консультация для пвоспитателей

     

     

                          «Загадки, как средство

    развитие речи детей дошкольного возраста».

     

     

            Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме.

         Литературная загадка отличается  от  народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть  краткой. Автор литературной загадки  имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественный средства книжного стиля речи, нередко они принимают форму стихотворений.

         Краткость народной загадки  требовала емких, выразительных, порой грубоваты языковых средств, как правило, разговорного стиля. Литературная  загадка использует книжный стиль речи.

         Главная особенность загадки  состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Способы построения логических задач разнообразны:

    прямое описание характерных особенностей предмета  без его  названия ( «зимой и летом одним цветом»);

    -  описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет, так называемые метафорические загадки. («под соснами , под елками бежит подушка с елками»).

    Принципы отбора загадок.

    1. ДОСТУПНОСТЬ.

         Отбирается загадки  о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдения и понимания. Доступность зависит от полноты и точности  характеристики предмета или явления. Чес больше признаков указано, чес они конкретнее, точнее, тем загадка проще. Доступность зависит от  сложности художественного образа, от того какими  выразительными средствами он создан . Незнание детьми  смысла слов и выражений, встречающихся в тексте загадки, затрудняет отгадывание («мохнатенькая, четыре лапки, усатенькая, два яхонта под шапкой»).

    1. ЗАГАДКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫ, грамотны, образны.
    2.  УЧИТЫВАТЬ ОПЫТ РЕБЕНКА.

         Загадки для малышей не должны быть очень подробными, т.к. много  признаков ребенок  не в состоянии запомнить и соотнести между собой т.е. лаконичны и яркие.

        Для   детей среднего дошкольного возраста  могут быть предложены загадки о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета должна быть полная, подробная (как рассказ о предмете). Признаки предметов должны быть выражены словами в их прямых значениях.  Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами (« с неба падают зимой и кружатся над землей легкие пушинки, белые…снежинки).

         Для детей старшего дошкольного возраста  могут быть предложены загадки по тематикам: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, спорте, человеке, книге, ... Характеристика предметов и явлений  может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.. ( «бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.).

         Детям 6-7 лет предлагается загадки с более сложными типами логических задач. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении  отрицательных сопоставлений (черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (жук). При отгадывании таких загадок  целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков («жидко, а не вода, бело, а не снег « (молоко) после перегруппировки загадка будет иметь следующий вил: жидко, бело; не вода, не снег).

    Причины ошибок детей при отгадывании загадок.

    1. Часто дети торопятся с ответом, не  запоминают ее во всех подробностях.
    2. Дети выделяют несколько признаков (2-3) загадываемого предмета,

    объединяют их, устанавливая между ними связь, но один, очень выжный для

    отгадки, остается неучтенным, а загадка неразгаданной. (Что вниз вершиной растет?  «Дерево, потому что растет и у него есть вершина).

    1. Иногда дети сознательно опускают один из названных признаков в загадке, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его своим, соответствующим кажущейся отгадке т.е. подгоняют под ответ (белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет (грамота). «Это подсолнух, потому то семя черное и круг такой желтый).

    Существует  два способа отгадывая загадок.

    1. Доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки). После чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
    2. Доказательство начинается с рассмотрения  признаков и установления связей между ними т.е. является рассуждением, а отгадка – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.

         К первому способу доказательства удобнее обращаться, когда загадка заканчивается вопросом.

         Ко второму способу доказательства прибегают к отгадыванию загадок, в которых перечисляется  ряд  признаков  и нет прямого вопроса.

    Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.

    Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок, Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

    Поначалу проводятся два-три подобных занятия на разном материале, последующие занятия могут быть усложнены. Так, после рассматривания предметы могут быть закрыты, И предмет-отгадка выставляется только при мотивировке ответа. Затем предварительное рассматривание может быть снято, и загадываются загадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруднений детей взрослый организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась неотгаданной. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях привлекаются к загадыванию известных им загадок и дети, повторяются старые , но уже без наглядности.

    Занятия по обучению детей придумыванию загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет, описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

    Дальнейшее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

    Последующее усложнение таких занятий связано с включением требования описывать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

    Такое описание по сути приближается к загадке способствует фор- мированию умения пользоваться своим запасом слов.

    Кроме специальных занятий закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, как включенных в занятия, так и проводимых в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко Используемые в старшем дошкольном возрасте, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше.

    Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.

    Дидактические игры.

    Данные игры были предложены Е. Кудрявцевой.

    Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

    Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

    Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

    Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

    Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

     

    Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

     

    Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

     

    С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

     

    Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

     

    Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

     

    Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

     

    Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

     

    Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zagadka_konsultatsiya.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                Консультация для педагогов

                          «Загадки, как средство

    развитие речи детей дошкольного возраста».

            Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме.

         Литературная загадка отличается  от  народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть  краткой. Автор литературной загадки  имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественный средства книжного стиля речи, нередко они принимают форму стихотворений.

         Краткость народной загадки  требовала емких, выразительных, порой грубоваты языковых средств, как правило, разговорного стиля. Литературная  загадка использует книжный стиль речи.

         Главная особенность загадки  состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Способы построения логических задач разнообразны:

    -  прямое описание характерных особенностей предмета  без его  названия ( «зимой и летом одним цветом»);

    -  описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет, так называемые метафорические загадки. («под соснами , под елками бежит подушка с елками»).

    Принципы отбора загадок.

    1. ДОСТУПНОСТЬ.

         Отбирается загадки  о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдения и понимания. Доступность зависит от полноты и точности  характеристики предмета или явления. Чес больше признаков указано, чес они конкретнее, точнее, тем загадка проще. Доступность зависит от  сложности художественного образа, от того какими  выразительными средствами он создан . Незнание детьми  смысла слов и выражений, встречающихся в тексте загадки, затрудняет отгадывание («мохнатенькая, четыре лапки, усатенькая, два яхонта под шапкой»).

    1. ЗАГАДКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫ, грамотны, образны.
    2.  УЧИТЫВАТЬ ОПЫТ РЕБЕНКА.

         Загадки для малышей не должны быть очень подробными, т.к. много  признаков ребенок  не в состоянии запомнить и соотнести между собой т.е. лаконичны и яркие.

        Для   детей среднего дошкольного возраста  могут быть предложены загадки о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета должна быть полная, подробная (как рассказ о предмете). Признаки предметов должны быть выражены словами в их прямых значениях.  Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами (« с неба падают зимой и кружатся над землей легкие пушинки, белые…снежинки).

         Для детей старшего дошкольного возраста  могут быть предложены загадки по тематикам: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, спорте, человеке, книге, ... Характеристика предметов и явлений  может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.. ( «бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.).

         Детям 6-7 лет предлагается загадки с более сложными типами логических задач. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении  отрицательных сопоставлений (черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (жук). При отгадывании таких загадок  целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков («жидко, а не вода, бело, а не снег « (молоко) после перегруппировки загадка будет иметь следующий вил: жидко, бело; не вода, не снег).

    Причины ошибок детей при отгадывании загадок.

    1. Часто дети торопятся с ответом, не  запоминают ее во всех подробностях.
    2. Дети выделяют несколько признаков (2-3) загадываемого предмета,

    объединяют их, устанавливая между ними связь, но один, очень выжный для

    отгадки, остается неучтенным, а загадка неразгаданной. (Что вниз вершиной растет?  «Дерево, потому что растет и у него есть вершина).

    1. Иногда дети сознательно опускают один из названных признаков в загадке, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его своим, соответствующим кажущейся отгадке т.е. подгоняют под ответ (белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет (грамота). «Это подсолнух, потому то семя черное и круг такой желтый).

    Существует  два способа отгадывая загадок.

    1. Доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки). После чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
    2. Доказательство начинается с рассмотрения  признаков и установления связей между ними т.е. является рассуждением, а отгадка – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.

         К первому способу доказательства удобнее обращаться, когда загадка заканчивается вопросом.

         Ко второму способу доказательства прибегают к отгадыванию загадок, в которых перечисляется  ряд  признаков  и нет прямого вопроса.

    Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.

    Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок, Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

    Поначалу проводятся два-три подобных занятия на разном материале, последующие занятия могут быть усложнены. Так, после рассматривания предметы могут быть закрыты, И предмет-отгадка выставляется только при мотивировке ответа. Затем предварительное рассматривание может быть снято, и загадываются загадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруднений детей взрослый организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась неотгаданной. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях привлекаются к загадыванию известных им загадок и дети, повторяются старые , но уже без наглядности.

    Занятия по обучению детей придумыванию загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет, описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

    Дальнейшее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

    Последующее усложнение таких занятий связано с включением требования описывать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

    Такое описание по сути приближается к загадке способствует фор- мированию умения пользоваться своим запасом слов.

    Кроме специальных занятий закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, как включенных в занятия, так и проводимых в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко Используемые в старшем дошкольном возрасте, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше.

    Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.

    Дидактические игры.

    Данные игры были предложены Е. Кудрявцевой.

    Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

    Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

    Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

    Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

    Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

    Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

    Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

    С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

    Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

    Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

    Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

    Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

    Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....

    Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

    Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

    В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

    Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи детей с помощью загадки...

    Презентация. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста.

    Взаимодействие  учителя-логопеда  и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста....

    Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

    Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»   Основными достижениями раннего детства, которые определяют раз...

    Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

    Консультация для педагогов:«Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста»....