проект "Там на неведомых дорожках"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Ханахмедова Роза Михайловна

За основу данного проекта взята сказка - что является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные речевые затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tam_na_nevedomyh_dorozhkah.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Педагогический проект «Там, на неведомых дорожках»

(с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

 в возрасте от 4 до 5 лет)

                                         

                                               

                                               Ханахмедова Роза Михайловна,

                                               воспитатель высшей квалификационной категории

                                              Катасонова Ольга Викторовна,

                                              воспитатель высшей квалификационной категории

Шарыпово, 2019г.

Актуальность:

    Своевременное овладение правильной связной речью имеет важное значение для успешного обучения ребенка в школе. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

    Но в последнее время наблюдается рост числа дошкольников с тяжелыми нарушениями речевого развития. Коррекция речи для них длительный процесс. Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ТНР и их психические особенности необходимо использовать такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, обогащать эмоционально – волевую сферу. И одним из эффективных развивающих, коррекционных средств в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи является сказка. Для развития связной речи дошкольников, сказка замечательна тем, что в ней излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий. А это очень важно для детей с речевыми нарушениями, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, детям необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала повествования к его завершению.

Использование сказок в обучении дошкольников способствует также выработке дикции, развитию интонации, эмоциональной выразительности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики. 

     К сожалению, во время бесед с детьми было выявлено, что некоторые дети вообще не знакомы со сказками и их героями. Причина возникновения этой проблемы стала ясна после опроса родителей: в семье не уделяется достаточно времени чтению книг, особенно со сказочным содержанием.

     Поэтому в коррекционно – развивающей работе с детьми решили, активно использовать сказки и сказкотерапию. И запустили проект «Там, на неведомых дорожках».

Проблема:

1.Отсутствие у детей интереса к сказкам в современном обществе.

2. Недостаточный уровень знаний детей сказок и их героев.

3.Слабый уровень развития диалогической формы речи.

Цель проекта:

Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения, через использование сказок и сказкотерапии.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с русскими народными  и авторскими сказками и их героями.
  2. Сформировать стойкий интерес к сказкам.
  3. Развивать связную речь детей (монологическую и диалогическую)
  4. Развивать правильное звукопроизношение.
  5. Развивать память, воображение, творческие способности, коммуникативные навыки.
  6. Развивать умения выразительно интонировать героев сказки; передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
  7. Привлечь родителей к работе над проектом.

Вид проекта: познавательно - речевой, творческий.

Срок реализации проекта: январь2019г. – май 2019г.

Участники: дети 4 – 5 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, специалисты детского сада, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1этап «Подготовительный»

  1. Разработка плана проекта.
  2. Изучение методической литературы по данной теме.
  3. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.
  4. Подбор разных видов игр: дидактических, театрализованных, настольно – печатных, подвижных, пальчиковых и  др.
  5. Пополнение развивающей среды:

- подбор книг для чтения: русские народные сказки, авторские сказки, сказки народов мира, загадки, потешки;

 - пополнение уголка ряженья:

 -  приобретение и изготовление различных видов театров, маски, декорации;

 - подбор видеоматериалов, мультфильмов, аудиозаписей сказок.

6.  Составление планов бесед, консультаций, конспектов образовательной деятельности.

7. Разработка сценария театрализованного представления по сказке «Теремок».

2этап «Основной»

Формы работа с детьми:

  1. Ситуативные беседы (групповые и индивидуальные)
  2.  Чтение сказок с обсуждением.
  3. Рассматривание иллюстраций  к сказкам.
  4. Посещение детьми  спектаклей.
  5. Экскурсия в библиотеку.
  6. Театрализованная деятельность:  игры – драматизация, инсценировки
  7. Решение проблемных ситуаций по сказкам.
  8. Просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание аудиозаписи сказок.
  9. Проведение различных видов игр.
  10.  Совместная продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
  11.  Составление книжек – малышек.

Формы работы с родителями:

  1. Участие в акции «Подари книгу»
  2. Ознакомление с содержанием проекта, его целями и задачами.
  3. Беседы с целью изучения возможности участия родителей в реализации проекта.
  4. Помощь родителей в организации предметно - развивающей среды по теме проекта.
  5. Подбор консультации для родителей, оформление папок - передвижек по теме.
  6. Совместное участие родителей и детей в театрализованном представлении.
  7. Подбор природного и бросового материала для изготовления поделок.

Перспективный план мероприятий по проекту

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная работа с родителями

Сроки проведения

1.Беседа на тему: «Здравствуй, сказка»

Цель: познакомить детей со сказками разных жанров: русских народных сказок и авторских сказок, формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта

2.Беседа «В руку книгу я беру».

Цель: учить детей бережно обращаться с книгой, рассказать, сколько людей трудятся, над созданием книги, обсудить правила работы с книгой.

3.Рассказывание сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка».

Цель: пробуждать и поддерживать интерес к книгам. Формировать умение слушать сказки, развивать память и внимательность.

4. Игра «Угадай по движению»

Цель: угадать героя сказки

1. Рассматривание книг, сказок, иллюстраций разных художников

Цель: развивать интерес к книгам

2.Творческая мастерская Цель: предложить детям раскраски на тему «Сказки», рисование сказочных героев, лепка по желанию

3. Д/и  «Из какой сказки герой»

Цель: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре.

4.Подвижные игры « «Два Мороза», «Зайцы и волк».

Цель: развивать двигательную активность, основные виды движения

5.Показ настольного театра «Колобок».

1. Опрос – анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

2.Проведение родительского собрания

Цель: включение в проектную деятельность.

январь

1.Рассказывание  сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Репка»

Цель: учить понимать смысл сказки. Развивать умение оценивать поступки героев.

2.Беседа с детьми о характерах сказочных героев.

Цель: учить оценивать поступки героев

3.Игра – драматизация по сказке «Теремок»

4.Экскурсия в библиотеку

 Цель: познакомить с работой библиотекаря, повысить интерес к книге

5.Просмотр мультфильмов по русским народным и авторским сказкам

Цель: учить понимать содержание сказки.

6.Пальчиковая гимнастика: «Будем сказки называть, будем пальчики считать»

 Цель: развивать мелкую моторику пальцев, речь, внимание

7.Игра – драматизация по сказке «Репка»

8.Пантомимический этюд» «Горе»

Цель: учить изображать  плачущих бабку с дедом

1.Д/и «Собери сказку из пазлов», «Разрезные картинки»

Цель: развивать восприятие, внимание, мелкую моторику

2.Игровое задание «Моталочки»

Цель: развивать мелкой моторики

3.Подвижные игры «Найди пару», «Ходит, бродит серый волк».

Цель: развивать двигательную активность, основные виды движения

4.Д/и «Один и много» Цель: упражнять в названии предметов в ед. и мн. числе

5.Д/и «Загадки из сундучка» (нахождение сказочных предметов - зеркало, яйцо, яблоко, цветок, клубок и др.) Цель: упражнять в умении правильно угадывать различные сказочные предметы

6.Конструирование из мягких модулей
«Построй избушку для Зайчика»

Цель: развивать конструктивное мышление

1.Участие в акции «Подари книгу»

Цель: пополнить библиотеку группы книгами, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в реализации проекта

2.Изготовление настольного театра по сказкам.

Цель: вызвать желание родителей сделать театр своими руками

февраль

1.Просмотр мультфильмов «Теремок», «Гуси - лебеди».

Цель: учить понимать содержание сказки.

 2.Показ театрализованного представления на 8 марта  по сказке «Теремок» 

Цель: развивать желание участвовать в театрализации, умение действовать по сюжету, вести диалог развивать воображение, выразительность речи

3.Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.

4. Отгадывание загадок «Из какой сказки герой?»

Цель: развивать логическое мышление, память

5.Беседы с детьми на тему «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой»

6.Рассказывание сказок «Лисичка со скалочкой», «Заяц хваста», «Красная Шапочка».

Цель: формировать умение слушать сказки, развивать память и внимательность. Учить понимать смысл сказки. Развивать умение оценивать поступки героев.

7. Ситуативные беседы: «Чем тебе нравится Красная Шапочка?» «Какие чувства вызывает у тебя поведение лисы в сказках «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Колобок»

8.Пантомимический этюд «Хвастовство»

Цель: учить изображать хвастливого зайца

1.Игровое задание: «Обведи и раскрась».

Цель: развивать мелкую моторику рук

Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации».

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть сказки по иллюстрации

3. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Цель: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

4.Рассказывание сказок с использованием различных видов театра

Цель: совершенствовать диалогическую речь, формировать умения согласовывать слова в предложении, поддерживать интерес  к театрализованной деятельности

5.Настольные игры «Собери картинку», (домино, кубики), «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить

знания о сказках, активизировать словарь детей, развивать речь, мышление

6.Лепка героев любимых сказок

Цель: развивать  творческие способности детей.

 

7. Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк».

Цель: развитие двигательной активности, основных видов  движения

1.Оформление папки – передвижки на тему: «Какие сказки читать детям на ночь»

2.Совместная работа с детьми  по изготовлению атрибутов для театрального уголка (маски, шляпки и т.п.)

 3.Консультация на тему: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

4. Просмотр всей семьей мультфильмов по русским народным и авторским сказкам

Март

1.Беседа «Пойдем в театр!»

Цель: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре.

 2.Вечер загадок «Угадай и ответь».

Цель: развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

3.Игра «Что сначала, что потом?»

Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки.

4.Показ итоговой образовательной деятельности  в форме квест – игры на тему: «Поможем курочке Рябе»

 Цель: помочь курочке Рябе найти яйцо

5.Ситуативная беседа на тему: «Хорошие и плохие поступки героев», «Если б я попал в сказку»

Цель: развивать связную речь, умение аргументировать, последовательно излагать мысли

6.Беседа на тему: «Кто рисует картинки к сказкам»
Цель: Познакомить детей с художниками- иллюстраторами  

1. Творческие игры детей на тему: «Представь себя героем сказки»

Цель: развивать воображение, мимику, жесты

2.Дидактические игры «Продолжи сказку», «Найди пару», «Какие герои спрятались»

Цель: обобщить знания детей о русских народных сказках», развивать внимание, память

3.Сюжетно – ролевая игра «Мы – артисты»

Цель: учить подбирать предметы и атрибуты для игры, разворачивать сюжет, развивать коммуникативные навыки

4.Игра «Кто из героев сказал эти слова?» Цель:             развивать память, умение грамматически правильно строить свои высказывания

5.Д/и «Узнай сказку по предмету»

 Цель: закрепить значение содержания сказок. Развивать, память, воображение, мышление, речь.

6.Подвижные игры:  «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята»,  «Волк и поросята».

Цель: развитие двигательной активности, основных видов движения

1.Совместное посещение с детьми книжного магазина, театрализованного представления в городском драматическом театре

Цель: воспитание интереса к книге

апрель

1Знакомстов с авторскими сказками

Чтение сказок К.И. Чуковского «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево».

Цель: познакомить с творчеством К.И. Чуковского,   формировать умение слушать сказки, развивать память и внимательность. Учить понимать смысл сказки. Развивать умение оценивать поступки героев.

2.Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»).

Цель: способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок.

3.Решение проблемных ситуаций: «Почему Красная Шапочка пошла по длинной дороге, а волк по короткой? А если бы наоборот?»; «Что было бы, если…? и др.

Цель: развивать умение рассуждать

4. Коллективное сочинительство сказки   и оформление книжки «Сказка на новый лад»

Цель: развивать связную речь, умение правильно и логично выстраивать предложения.

1.Игровое задание «Соедини по точкам и узнай героя сказки»

 Цель: развитие внимания, мелкой моторики

2. Игра - имитация «Пойми меня»

Цель: развивать способность понимать собеседника, упражнять в изображении героев с помощью мимики, жестов, движений.

3.Д/и  «Узнай сказку по картинке»,

Цель:  упражнять в умении излагать последовательность событий в сказке.

4.Игра «Слова наоборот»

Цель: учить подбирать слова – антонимы.

 5.Д/и «Чей костюм»,  «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

Цель: развивать монологическую  речь, внимание, память.

6.Творческое  рисование по сюжетам любимых сказок.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности

 

Май

3 этап «Заключительный»

  1. Анализ проведенной работы по проекту, соотнесение результатов с поставленными целями.
  2. Преставление проекта «Там, на неведомых дорожках» на итоговом Педсовете
  3. Опубликование конспекта  квест – игры на тему: «Поможем курочке Рябе»  

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформируется интерес и потребность в чтении.
  2. Дети познакомятся с русскими народными сказками и их героями.
  3. Совершенствуется диалогическая форма речи дошкольников.
  4. Дети проявят желание участвовать в драматизации сказок, инсценировках.
  5. Дети совершенствуют умения передавать мимикой и движениями эмоциональное состояние героев  сказок.
  6. У детей улучшится звукопроизношение.  
  7. Повысится заинтересованность родителей в совместных домашних чтениях.  

Практическая значимость проекта: проект может быть использован воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Вывод: использование сказок и сказкотерапии в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи,  способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятию и выразительности, совершенствованию лексико – грамматических средств языка, расширению словарного запаса, расширению представления детей  о русских народных и авторских сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий физкультурного занятия сюжетного типа "Там на неведомых дорожках"

Игра и сказка сопровождают ребёнка на протяжении всего школьного детства. Сказки учат добру, пониманию.  Данное физкультурное занятие поможет детям погрузиться в мир сказки....

Конспект интегрированного занятия "Там ,на неведомых дорожках"

Развивать интерес к литературным произведениям,создавать художественные приёмы....

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина...

Развитие речи. Тема: «Там на неведомых дорожках»

Программные задачи: Учить передавать характерные черты героев сказок с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли. Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Спос...

Занятие: «Там на неведомых дорожках».

Занятие по ознакомлению с окружающим, область познание....