"Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
статья

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

«ЧТЕНИЕ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ Е ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ», –ГОВОРИЛ В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

 Многие педагоги отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_oznakomleniya_s_hud_literaturoy.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка»

Выступление на методическом объединении на тему:

«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

Составила:

воспитатель Толстошеева Т. И.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

«ЧТЕНИЕ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ Е ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ», –ГОВОРИЛ В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

 Многие педагоги отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка

ПРОБЛЕМА

 К сожалению, современные дети редко просят почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные игры. Да и родители не всегда находят времени для чтения им книг. Результат – низкий уровень речевого общения. ® Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к художественной литературе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса (В. С. Лазарев)

Изобретательность и новый подход заключается в том, чтобы дети даже не догадались, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, с а м и н а хо д и л и с в о и о ш и б к и , и испытывали радость от собственных открытий. Ведущим видом деятельности должна оставаться игра.

Новое может выступать в разных формах:

 1) Принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

 2) Условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительная как в личном, так и во временном плане);  

3) «Оригинальность» (не лучше, но по-другому, формальная смена названий);

 4) Изобретательские мелочи.

Важным является то, что всё новое оригинально забытое старое, не лучше, а по-другому, плюс изобретательские мелочи. Таким образом, в копилке педагогических идей появились новые формы игр для ознакомления с художественной литературой: игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – э к с п е р и м е н т и р о в а н и я и коллекционирования, игры – сюрпризы и т.д.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ,

  1. Целенаправленное наблюдение ® Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, ка ким и с р е д с т в а м и писатель д о б и в а е т с я соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого
  2. 2. СРАВНЕНИЕ ® Проводятся игры в «сравнения» (Кто на кого похож?  Что на что похоже?)  Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.
  3. ЭКСПЕРИМЕНТ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ® Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения. ® Дидактическая игра «Герои среди нас» (развитие фантазии, развитие чувства юмора, актуализация читательского опыта). ® Дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ)
  4. Оценка и суждение ® Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя). ® Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры). ® Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

 Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц. 

 Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев

Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах.

 Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств

Сказки из мусора.

 Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.

Истории о бытовых предметах.

 Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением

Истории из «живых» капель и клякс.

  Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года.

 На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками

Истории и сказки по-новому.

Этот метод помогает поновому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

ВЫВОД

Сделать хотелось бы словами героини повести-сказки И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»:

  «В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, то не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его - и увидишь, как все будет хорошо!».

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ, ВЕДЬ ПЕРИОД ПАССИВНОЙ РЕЧИ, КОТОРАЯ ПОВЕРХНОСТНОМУ НАБЛЮДАТЕЛЮ КАЖЕТСЯ ПРОСТЫМ МОЛЧАНИЕМ, — САМОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...

Презентация : "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Многие педагоги отмечают, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ре...