"Волонтёрство" в практику работы современного дошкольного образовательного учреждения!
материал

Осипова Ольга Васильевна

Современные малыши растут и развиваются не только на примере поведения взрослых, но и на примере более старших дошкольников, обучающих их всему тому, чем владеют сами... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volontyorstvo.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Волонтёрство» - в практику современного дошкольного образовательного учреждения!»

Осипова Ольга Васильевна-

старший воспитатель МБДОУ№1 «Солнышко» п. Красная Горбатка  Селивановского района Владимирской области, e-mail- mdous@mail.ru

Во все времена образование было, есть и будет. …Люди постигали секреты бытия  на примере приобретённого опыта  и собственных ошибок, советов и пожеланий близких и друзей. Старшие дети обучали младших всему, чем владели сами, беря, в свою очередь, пример с родителей: перенимали  житейский опыт, привычки, традиции.

В мире ничто не постоянно: меняется время, меняются люди, следуя новым  законам и  идеям этого времени:  кто –то с большим энтузиазмом, «по зову сердца»;  кто – то – по примеру других, чтобы  не отставать от людей и  не быть «белой вороной» в стае себе подобных…

Современные дети хотят всё постигать сами и делают это зачастую так легко и просто, что складывается впечатление, будто малыши  все талантливы от рождения!  Конечно, есть дети, основа поведения которых – герои полюбившихся им художественных произведений.  Для других – это педагоги, добрые  и отзывчивые, искренние и сердечные,  обучающие их добропорядочности: умению слушаться и почитать родителей; ценить дружбу; дорожить временем; не обижать людей, животных, не причинять вреда природе. Но чаще всего, эталоном для подражания  детей являются  другие дети, и, как показывает практика,  это не сверстники, а более  старшие  ребята. С них хочется брать пример: одеваться так же, как они, разговаривать, играть в такие же игры. У них хочется учиться,  потому что их язык более прост. Им не нужно лишних слов! Они общаются друг с другом  короткими, порой сокращёнными фразами; иногда даже репликами, загадочными для окружающих и взрослых, но  понятными самим детям!

Учитывая эту особенность, педагоги дошкольных образовательных учреждений используют в своей работе  разного рода деятельность, направленную на сплочение детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.  И одной из таких форм  взаимодействия  является инновационная технология  «волонтёрство». Уникальная и простая по своему содержанию и невероятно успешная по своей результативности!  Суть её состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса малыши   получают необходимую, жизненно важную информацию   не только от педагогов, но и от старших дошкольников, приглашённых  в гости. Вместе они могут проводить опытно – экспериментальную  и творческую деятельность, разыгрывать проблемные ситуации  и находить способы их решения,  составлять рассказы, обсуждать поступки сказочных  персонажей. Вместе играть, вместе веселиться, вместе трудиться и отдыхать!

В качестве положительных моментов данной методики можно отметить следующее:  во – первых, в процессе подготовки к мероприятию, будь то непосредственно образовательная или культурно – досуговая  деятельность, игра, прогулка, педагоги групп детей разного  возраста  имеют возможность обсудить, каким объёмом теоретических знаний и практических умений   по определённой теме уже владеют старшие дети, и как это можно использовать при обучении малышей. Таким образом происходит педагогическое общение воспитателей в условиях образовательного пространства.   А это, в свою очередь, стимулирует профессиональное развитие педагогов  и способствует повышению уровня социального самосознания участников педагогического сообщества и качества образования в целом. 

Во – вторых, в процессе такой деятельности старшие дошкольники имеют возможность не только закрепить, но и пополнить имеющиеся знания, узнав что – то новое от нового источника информации.

Данный вид работы способствует укреплению дружеских взаимоотношений старших дошкольников и малышей, повышает интерес к деятельности тех и других и способствует лучшему усвоению материала.   Для старших дошкольников это ещё и   своего рода тренинг речевых способностей, силы воли, уверенности в своих силах, воспитания характера  и «школа» формирования нравственных качеств.

Использование технологии «волонтёрство» предполагает изменение традиционной /руководящей/ роли педагога в процессе деятельности: на первый план выдвигаются взаимоотношения: «педагог – старшие дошкольники», участие которых делает роль взрослого  менее заметной и значимой, так как частично обучающие моменты организуют сами дети: рассказывают, объясняют, экспериментируют, вовлекая в совместную деятельность  малышей. Роль педагога – направлять и координировать  образовательный процесс.

Выбор содержательного  материала  в рамках мероприятия – так же в руках старших детей. При необходимости, перед началом деятельности педагог обговаривает с ними возможные варианты использования тех или иных «образовательных заготовок», рекомендует, что лучше провести, в какой последовательности; распределяет роли: кто организует игру, кто загадывает загадки, читает стихи, проводит экспериментирование; обсуждает формулировку вопросов к малышам.

Использование данной  технологии  - замечательный способ внесения «ноток разнообразия» в обыденность организации образовательного процесса  в дошкольном учреждении и заинтересованности детей деятельностью: не нужно придумывать никаких сюрпризных моментов: старшие дети в гостях у малышей – значит впереди что – то очень интересное! 

Всё новое – это хорошо забытое старое, недаром говорится.  Так вот, «волонтёрство» - это прекрасная альтернатива  утратившим  и изжившим себя дворовым формам общения детей разного возраста, когда и старшие ребята  и малыши вместе гоняли мяч на улице, играли в «салочки» и прятки,  и каждый искренне радовался успехам друг друга, поддерживал, подбадривал в случае неудачи или проигрыша…   Глаза детворы  искрились радостью, лица – улыбались, и, казалось, счастье тёплым солнечным лучиком заглянуло  в каждую детскую душу!... А затем все  довольные разбегались по домам,  с нетерпением ожидая наступления завтрашнего дня, чтобы  встретиться вновь и вместе постигать  маленькие тайны этого большого и удивительного мира.

Путь к новому образованию, на мой взгляд, складывается именно из таких форм взаимодействия участников образовательного процесса, а протяжённость и качество «пути» зависит от понимания сторон, увлечённости  и согласованности их действий, грамотности  и культуры взаимоотношений.

И, как это ни парадоксально, новые тенденции гораздо легче и свободнее постигаются молодым поколением, и даже детьми дошкольного возраста, нежели людьми, имеющими за спиной большой жизненный опыт. О чём это говорит? А это говорит о том, что наше будущее – в руках «продвинутой» молодёжи! «Продвинутой» - в хорошем смысле слова! Молодёжи, способной быть «мобильной»: быстро перестраиваться,  в зависимости от изменяющихся условий и обстоятельств, чётко  и грамотно «разруливать» проблемы, находить эффективные и оптимальные способы  их решения при минимальных затратах средств, методов и времени; и в любой ситуации рассчитывать на свои внутренние чувства, способности и силы, думать и рассуждать самостоятельно.

В результативности   данной  работы нет  и тени сомнения, поскольку новые технологии дают простор творчеству, мысли и фантазии участников  образовательного процесса, открывают широкие возможности   движения вперёд – в будущее: светлое, радостное и  счастливое:  в ярких красках, звуках радости и с запахом  добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Организация методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении

Представлена организация методической работы в МАДОУ "Детский сад № 13"...

Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...

«Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»В.А.Сухомлинский Игра, с одной стор...

Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...