Игры - забавы.
картотека

Елена Е. Воронина

Подборка игр - забав и хороводных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_zabavy.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-забавы

«КАРТОШКА»

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить "провинившегося". Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. "Освобожденный" (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все "наказанные" возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

"КРАСКИ"

Один из игроков - "покупатель", другой — "продавец", все остальные — "краски". Каждая "краска" загадывала себе свой цвет и сообщала его "продавцу". "Краски и продавец" садятся на скамью и тут же приходит покупатель: "Тук-тук!" "Кто там?", — спрашивает продавец. "Я, покупатель". "Зачем пришел?" "За краской", "За какой?". Называется определенный цвет краски; если его нет, "продавец" отвечает: "Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!" "Покупатель" делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, "продавец" говорит: "Есть такая. Плати сто рублей". "Покупатель" "расплачивается" — хлопая нужное количество раз по ладошке, "краска" вскакивает и убегает. "Покупатель" старается поймать краску, если получилось — "краска" становится "покупателем".

"ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ "

На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - "старт" и "финиш". На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он произносит фразу: "Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!". За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, "водящий" быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.

"ВЫШИБАЛЫ"

Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.

"КОЛЕЧКО"

Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Игрок с "колечком" должен быстро встать, а другие участники — его удержать. Удалось — он становился ведущим.

"ЗОЛУШКА"

Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: "Кому?" Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.

"Я ЗНАЮ..."

Игра развивает не только ловкость, но и эрудицию, память. Игрок отбивает мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: "Я знаю пять имен девочек: Маша - раз, Ира — два, Люда — три..." Затем назывались имена мальчиков, животные, птицы, цветы, деревья, города, реки... Если кто-то сбился или уронил мяч, то ход переходил к следующему игроку. Побеждал первый справившийся с заданием.

 "СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ"

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что-то съедобное, Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.

"КАРТОШКА"

(С легким мячом) Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, отбивая его. Игрок, не отбивший мяч, садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок может выручить "провинившихся". Для этого он старается попасть мячом по сидящим в центре круга. Тот, кого коснулись мячом, вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч; если это удается, то все возвращаются в игру, а игрок, бросивший этот мяч; занимает их место.

"ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ"

Все встают в круг и начинают перебрасывать мяч по кругу. Темп нарастает. Если игрок роняет мяч, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

"ДОГОНЯЛКИ С МЯЧОМ"

Все игроки стоят по кругу. У двоих игроков, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По сигналу начинается передача мяча в одном направлении, при этом надо стараться, чтобы один мяч догнал другой. Игрок с двумя мячами в руках получает штрафное очко. Для него можно придумать смешное задание.

"ШТАНДЕР - СТОП"

Все игроки стоят посередине ровной площадки. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет чье-то имя. Все разбегаются. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, и взяв его в руки, кричит: "Штандер-стоп". Все замирают на месте. Если он попадает мячом в кого-либо из игроков, то тот игрок становится водящим. Если промахивается, водящим остается он.

"ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ"

Игроки становятся в круг и бросают друг другу мяч. Мяч нужно не отбивать, а ловить. Кто не поймает — садится в центр круга. Его можно "выручить" — попасть по нему мячом.

"ВЕСЕЛЫЕ ЭСТАФЕТЫ"

Разбившись на две команды и обозначив старт и финиш, можно посоревноваться в беге: как "лошадка" — высоко поднимая колени, вразвалочку, как пингвин. Пробежать можно пятясь, боком, на четвереньках; попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскакать дистанцию верхом на "лошадке"-палке. Походить, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Пройтись на руках, ноги ребенка держит взрослый. Можно преодолеть полосу препятствий (пройтись по поваленному дереву, перепрыгнуть через пенек, ручеек...). Пройтись, не уронив шишку, лежащую на голове. Пройтись по нарисованной на земле извилистой дорожке. Пройтись навстречу друг другу по поваленному дереву, не столкнув игрока...

 "ЧУР, У ДЕРЕВА"

Перед началом игры считалочкой выбирается водящий. Он становится в центре полянки. Все остальные игроки занимают место у деревьев. По сигналу игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерево без игрока. Чье место занято, тот и становится водящим.

"ПЛАТОЧЕК"

Все игроки садятся на корточки по кругу. Водящий бегает по внешнему кругу с платком в руке и незаметно кидает его на спину любому игроку. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил, он хватает платок и бежит вдогонку за водящим. Удалось осалить — водящий остается прежний. Не догнал — сам становится водящим.

"БАБУШКА, НИТКИ ЗАПУТАЛИСЬ!"

Выбирается "бабушка". Она отворачивается, а все игроки, держась за руки, "запугываются". Здесь можно переступать через руки друг друга, запутываться, но главное условие: руки не отпускать. Когда все готовы, зовут бабушку: "Бабушка, бабушка, нитки запутались!" Бабушка должна все распутать, чтобы получился опять круг. Руки опускать нельзя.

"ЛОШАДКИ"

Играющие разбегаются по всей площадке и по сигналу учителя «Лошадки» переходят на бег высоко поднимая колени. По сигналу «Кучер» — обычная ходьба (или простой бег). Во время игры ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал. Игра развивает внимание.

"ПИНГВИНЫ"

Дети встают в 2-3 колонны. У первых номеров мяч. Они кладут его между колен. Для проведения игры можно (и лучше) использовать немного спущенный волейбольный мяч или мешочек с песком. По сигналу учителя первые номера прыгают на двух ногах к флажку (стойке), находящемуся на расстоянии 7-8 м . Затем берут мяч (мешочек) в руку, огибают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Игра повторяется 2-3 раза.

"МЕТКО В ЦЕЛЬ"

Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10-12 предметов (кубики, кегли и т. п.). Играющие распределяются на две равных команды. Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (линия огня), расположенную на расстоянии 5 м от предметов и метает мячи по кубикам и кеглям. Учитель подсчитывает количество выбитых предметов. Затем мячи бросает вторая команда. Каждая команда должна сделать одинаковое количество бросков. После общего подсчета сбитых предметов определяется победитель — самая меткая команда.

"ДРУЖНЫЕ ПАРЫ"

Игра проводится зимой с использованием санок. Команды строятся парами в колонны. У первой пары санки. По команде «Внимание!» пары готовятся к старту: один садится в санки, другой берет веревку и, натянув ее, ждет команды «Марш!». По этой команде первые игроки везут своих на санках партнеров до стойки (флажка), расположенной на расстоянии 10-15 м от старта. У стойки партнеры быстро меняются местами и возвращаются к линии старта. Там они передают санки второй паре, которая выполняет такое же задание и т. д. Команда, закончившая эстафету первой, становится победителем. Учитель должен проследить за тем, чтобы пары в командах составлялись с учетом физической подготовленности, роста и веса игроков.

"БЕГИ-ТОЛКАЙ"

Организация игры та же, но пары выполняют другое задание: один садится на санки, упираясь ногами и придерживаясь руками, а другой встает сзади и по команде «Марш!» толкает его за плечи вперед до флажка. У флажка партнеры меняются местами и возвращаются к линии старта. Вторая и последующие пары выполняют то же задание.

"ПРОВОРНЫЕ МОТАЛЬЩИКИ"

Для игры необходимо иметь две пустые катушки. К ним привязывают прочную нитку длиной 3—4 метра. Середину нитки отмечают цветной ленточкой или бумажкой. Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.

"ХЛОПУШКА"

Для игры надо иметь бумажные пакеты (их столько, сколько человек одновременно принимают участие в игре). Пакет надувается, завязывается и привязывается к палке, наклонно укрепленной на стуле. Пакет должен висеть на уровне груди играющего. Играющий становится к пакету спиной. Ему закрывают глаза, после чего он должен пройти 3 или 4 шага вперед, повернуться кругом и сделать столько же шагов обратно (идет с разведенными руками). Отсчитав положенное число шагов, играющий останавливается и хлопает руками, стараясь поймать пакет. Если пакет попадет между ладонями, то он, разрываясь, хлопнет. Это и является целью игры. Однако очень немногие достигают этой цели.

"ЭСТАФЕТА В МЕШКАХ"

Дети стоят в две колонны, расстояние между колоннами три шага. Перед колоннами проводится линия старта. Игроки, стоящие первыми, влезают в мешки. По сигналу воспитателя, придерживая мешки руками у пояса, они бегут до определённого места. Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующему. Так повторяется до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание.

"ПАСТУХ И СТАДО"

Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Воспитатель произносит слова: Рано-рано поутру Пастушок: "Ту-ру-ру". А коровки в лад ему Затянули: "Му-му-му". На слова "Ту-ру-ру" пастушок играет в рожок. После слов "Му-му-му" коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

Хороводные игры

«ПУЗЫРЬ»

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

«КАРУСЕЛЬ»

с обручами Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. Получается большой замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (приставной галоп) на слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем!» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.

«ГРУШКА»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу: Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; Вырастай ты, грушка, вот такой ширины; Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей Марийки убегать будем! Грушкка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

«КАРАВАЙ»

Составив круг, играющие поют: Шел павлин горою, Все люди за мною Одного нет у нас (имя одного из играющих) У его маменьки печка истопленная, Блины испеченные, Каравай состряпанный, Этакий высокий, Этакий широкий, Этакий низенький. Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

«АРИНА»

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

«БАБКА ЕЖКА»

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка, Костяная ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: – У меня нога болит. Пошла она на улицу – Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

«КАРАВАЙ»

Один ребенок в центре круга. «На Сережин день рожденья Идут по кругу взявшись за руки Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки Вот такой низины Присаживаются на корточки Вот такой ужины, Сходятся к центру круга. Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг. Каравай, каравай, Хлопают в ладоши Кого хочешь, выбирай!» Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр.

«КАРУСЕЛЬ»

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле Тише, тише, не спешите, Завертелись карусели. Карусель остановите! А потом, потом, потом, Раз-два, раз-два, Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

«ФЛАЖОК»

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит: «Дети стали в кружок, Выйди, Оля, в кружок, Увидали флажок. Возьми, Оля, флажок! Кому дать, кому дать? Выйди, выйди, возьми, Кому флаг поднимать? Выше флаг подними!» Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Дети идут по кругу и проговаривают: «Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу. Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!» На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

«ПОДАРКИ»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

«КОЛПАЧОК И ПАЛОЧКА»

 Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: «Раз, два, три, четыре, пять – Ведущий стучит палочкой. Будет палочка стучать, Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. - Скок, скок, скок. Тот говорит три последних слова Угадай, чей голосок» Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

«ПОПАДИ В КРУГ»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой. Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из верёвки кружок, концы верёвки связаны; круг может быть также начерчен на земле. Диаметр круга 1 ½ - 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком. По слову воспитателя «бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки», - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой. Игра повторяется 4-6 раз. Правила игры: Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки». Указания к проведению игры: 1) Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг. 2) Вместо мешочков можно бросать шишки.

«ПЕРЕЛЁТ ПТИЦ»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь. Правила игры: По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик. Указания к проведению игры: лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд. Варианты игры: Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.

«МЫШИ В КЛАДОВОЙ»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется. Повторить игру можно 4-5 раз. Правила игры: 1) Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт. 2) Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает. Указания к проведению игры: 1) В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей. 2) Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический праздник "Игра – забава и ученье или от 0 до 10"

Итоговый математический праздник в средней группе...

Игра путешествие на участке с играми забавами в младшей группе.

конспект Игра путешествие на участке с играми забавами в младшей группе"кто пришел к нам в гости"...

Картотеки игр: дидактические игры, игры-забавы, эмоционально-дидактические

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584306","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...

Конспект игры-забавы в средней группе на тему: «Мы играем-не скучаем».

Укреплять здоровье детей, совершенствовать физические качества, создать у детей бодрое, радостное настроение. Закрепить представления детей о признаках зимы. Совершенствовать двигательные умения и нав...

Статья на тему: «Игры-забавы и игрушки-забавы»

Русские игрушки-забавы – неваляшка, погремушки с различными наполнителем, гремелки, «Лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробат...

"Традиционные приёмы игры в мяч в народных играх-забавах"

Это рекомендации в виде буклета как для родителей, так и для педагогов....

Спортивное развлечение с детьми средней группы на тему: «Летние игры забавы. Русские народные игры»

продолжать знакомить детей с русскими народными играми;  развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу;  воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движ...