Мастер класс
методическая разработка (младшая группа)

Манойло Анна Анатольевна

 

Мастер – класс

«Формированию элементарных  математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования  игровых приёмов и методов ТРИЗ технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manoylo_master_klass.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Мастер – класс

«Формированию элементарных  математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования  игровых приёмов и методов ТРИЗ технологии»

Выполнила: воспитатель                

Манойло Анна Анатольевна

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу «Формирование элементарных  математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых приемов  ТРИЗ технологии».

Задачи:

  1. Раскрыть особенности технологии ТРИЗ, как средства формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить  воспитателей с играми по формированию элементарных  математических представлений, через ТРИЗ технологию.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План проведения мастер класса

  1. Подготовительно-организационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Предлагаю Вам стать участниками мастер класса  по  «Формированию элементарных  математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством  использования игровых приёмов и методов ТРИЗ технологии»

Вы будите знать:

  1. Основные механизмы работы ТРИЗ технологии, направленных на формирование элементарных математических представлений, у детей младшего дошкольного возраста;
  2. Виды игр направленных  на усвоение элементарных математических представлений.

        В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заложил автор - отечественный изобретатель инженер и писатель Генрих Альтшуллер .

        Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.         Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач.

         Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

        Стремление  педагогов применять данную  технологию, связано с тем, что она  эффективно развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, а это является характерной особенностью современной методики математического развития. Это не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

        В младшем дошкольном возрасте формирование  элементарных математических представлений является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка.

        Под элементарными математическими представлениями младших дошкольников, понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

        Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности. Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

        На основании всего выше сказанного можно выделить главную  цель игр , способствующих формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста :  

- поддержание  познавательной  мотивации, для подготовки детей к последующему формированию элементарных  математических представлений.

2.  Практическая часть

В своей практике я использую следующие игры:

  1. Игры на формирование умения выявлять

функции объекта

“Что умеет делать?” 

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры“Да-Нет” или загадки).  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

В: Что может треугольник?

Д: Находиться в другом  объекте, например: треугольные часы.

  1. Игры на определение линии развития объекта

“ Чем был - чем стал” 

Правила игры: 1 вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют  объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют; 2 вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

 Ход игры:

 При ознакомлении с понятиями много-мало.

          В: Этого было много, а стало мало.Что это может быть?

          Д: Снега было много, астало мало, потому что растаял весной.

При уточнении  понятия относительности размера

          В: Это было раньше  маленьким,  а стало большим.

         Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

  1. “Раньше-позже”

Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

Ход игры:

          В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли                       на прогулку?

            Д: Мы одевались на прогулку.

            В: А до этого?

           Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы                         играли в строителей, а еще раньше завтракали…

  1. Игры на выявление надсистемных связей.

“Где живет?” 

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это нежиые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления  реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолиума рисунок), в каблуке.

  1. Игра «Найди свой предмет по контуру»

Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие, память пространственное мышление.

Ход игры:  

Ребенку предлагается карта с черными контурами предметов. Если играет группа детей, то карты оделяться поровну. Ведущий показывает маленькую карточку с предметом, ребенок, глядя на свою карточку, ищет по контуру соответствующий предмет. Если у него есть этот контур. Ребенок забирает эту картинку, закрывает подходящий контур. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно выложит все предметы на карты с контурами.

III.  Рефлексия.

Используя в своей работе для формирования элементарных  математических представлений у младших дошкольников игр по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: у детей повышается уровень познавательной активности и речи, развиваются творческие способности, а так же воображение.

Спасибо за внимание!

Литература

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А.Сидорчук - Ульяновск, 1998.

Сидорчук Т.А.,

Апресова, А.Г. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет по подготовке к формированию элементарных  математических представлений.  / А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук.– Ульяновск: «Вектор – С», 2010. –     41 с.

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...