Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании"
консультация

Афанасьева Тамара Васильевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx14.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.

Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее: неинтересно, делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий, но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребенок будет ее заниматься? Конечно, нет. Он займется тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создает творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий поход.

Итак, мы подходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (далее – музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В понятие «предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнедеятельности в детском саду и дома и способствуют более успешной реализации его музыкального развития.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «музыкальный интеллект» - способность исполнять и воспринимать музыку; знания и навыки (Л. Ермолаева –Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

1 Информационный, позволяющий развивать интеллект

2.Социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями.

3. Эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон:

1. Среда семьи.

2. Среда дошкольного учреждения.

3. Среда социума.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, предметная среда представляется как музыкально-образовательная, которая состоит из предметного и музыкального компонентов и социального.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т.е непосредственно музыкой.

Все остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон…) , относится к предметному компоненту.

Социальный компонент представлен окружающими ребенка сверстниками и взрослыми. А взрослые являются организаторами педагогического процесса.

Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:

1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)

2. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

4. Стимулировать развитие творческих способностей.

5. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

7. Обеспечивать наличие материалов и оборудования, необходимых для музыкального развития ребенка.

8. Предусматривать создание специальной музыкальной зоны в группе.

Виды оборудования для музыкальной среды группы:

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки). Приемы игры на таких инструментах не сложны.

2. Музыкально-дидактические пособия, игры.

3. Методические пособия для педагога (тетрадь с текстами песен и движений).

4. Технические средства обучения:

- Магнитофон;

- Видеомагнитофон;

- Телевизор;

- Диапроектор.

5. Различные атрибуты для проведения занятий (платочки, флажки, цветы…).

6. Комплекты кукол для кукольного театра.

7. Костюмы для театрализации.

8. Портреты композиторов, детские рисунки на тему музыкальных произведений.

9. Аудио- и видеотеки по принципу библиотек, что даст возможность родителям периодически пользоваться готовыми записями для музыкального воспитания в семье.

Все перечисленное должно хранится в определенном месте, доступном для детей. Следует усложнять содержание музыкальной среды по возрасту.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Предметная музыкальная среда должна создаваться не только в саду, но и дома, в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме «Проектирование предметно-развивающей  среды  по  музыкальному воспитанию»

«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его ду...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании".

Консультация для воспитателей "Предметро-развивающая среда в музыкальном воспитании"...

Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»

Данный материал полезен при органихззации образовательного пространства по музыкальному воспитанию в ДОУ....