Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании"
консультация

Батюта Татьяна Олеговна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_doshkolnikov.docx23.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание дошкольников.
Новые технологии работы музыкального руководителя.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узкоспециализированную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», – так определил выдающийся педагог-гуманист XX века В.А.Сухомлинский значение и возможности данного направления в развитии ребенка.

Профессиональная деятельность музыкального руководителя предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них являются:

• создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

• творческое развитие природной музыкальности ребенка;

• высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.

У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию человеческого общения.

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития – как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

• способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

• ассоциативности художественного мышления;

• выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной; чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

• умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

• палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

• радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Вполне объясним тот факт, что в связи с глобальными изменениями в обществе, изменения происходят практически во всех сферах деятельности человека. Достаточно активные изменения происходят и в образовательной системе. Современная система дошкольного образования отказывается от учебно-дисциплинарного подхода, делая упор на личностно-ориентированный подход к процессу обучения.

Для современного педагога становится очевидным, что недостаточно помочь воспитаннику овладеть какими-либо техническими навыками, необходимо обратить самое пристальное внимание на индивидуальное развитие личности ребёнка. Для этого, кроме создания максимально комфортной среды и развития личностных качеств воспитанника, необходимо использовать новые образовательные технологии.

Одним из необходимых условий педагогического процесса является развитие творческих способностей учащихся.

Анализируя теоретические исследования и опираясь на практические знания можно сказать, что в художественной педагогике сложился определенный опыт использования интеграционного взаимодействия различных видов искусств на занятиях художественно-эстетического цикла.

Интегративный подход к развитию творческих способностей воспитанников понимается как совокупность личностно-ориентированной, развивающей программы обучения, которая основана на принципе интеграции различных видов искусств. Реализация данного подхода дает возможность по-новому конструировать содержание образовательного процесса по декоративно-прикладному искусству, выстраивать учебный процесс на основе технологии творчески-развивающего обучения, способствующего эффективному развитию творческих способностей воспитанников. Успешность реализации данного подхода зависит от мастерства учителя, от творческого подхода к обучению, от знания детской возрастной психологии.

Опираясь на то, что дошкольный возраст является сенситивным, нужно выделить среди видов искусств наиболее развивающий на данном этапе и выстраивать комплексное воздействие, углублять знания воспитанников с опорой на это искусство, при условии дополнения его другими. Таким образом, возникает взаимопроникновение искусств, которое способствует расширению понимания у детей об окружающем мире.

Анализируя возрастные особенности воспитанников дошкольного возраста, можно сделать выводы, что необходимо выстраивать учебный и творческий процесс так, чтобы образовательная художественная деятельность выступала как естественный, например, игровой процесс. Важно и то, что объём знаний должен быть небольшим, но содержательным. Поэтому, с целью формирования у ребёнка целостного представления о мире, при определении методики и выборе приёмов развития творческих способностей детей дошкольного возраста, необходимо охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Решить эту задачу поможет интегративный подход к выбору содержания образовательного процесса.

Одной из основных форм осуществления интегративного подхода становятся интегрированные занятия. Интегрированное занятие совмещает в себе различные области знаний в одинаковой степени дополняющие друг друга. Содержание занятия определяется исходя из запланированной темы, а условия интеграции различных направлений должны быть обоснованы. На занятии есть возможность освоить содержание различных направлений параллельно и решить несколько задач, в том числе и развитие творческих способностей. В системе дошкольного дополнительного образования есть возможность интегрировать различные направления, органично соединять музыку и искусство, театральную деятельность и литературу и т.д. Такие занятия проходят в нестандартной форме что, несомненно, будет повышать познавательный интерес учащихся дошкольного возраста и поднимет мотивацию к обучению. Об эффективности таких занятий позволяет говорить тот факт, что использование различных видов и направлений деятельности не повлияет отрицательно на внимание учащегося, а за счёт переключения на разные виды работы снимет напряжение, и образовательный процесс будет проходить гораздо легче. В ходе занятия происходит повторение старого и проникновение нового учебного материала. Во время интегративного занятия воспитанники не только запоминают основные моменты учебной программы, но и проявляют самостоятельность, возможно даже анализируют свою творческую деятельность. Интегрированное занятие предполагает развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, самостоятельности, что ведет к стимулированию творческой активности и развитию творческих способностей детей.

При проектировании интегрированного занятия необходимо помнить, что одним из важных принципов построения является определение соотношения знакомого и нового образовательного материала. Новый материал обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстроте построения ассоциативного ряда.

Необходимо выделить так называемый интегратор, тот главный элемент, который будет дополняться. Например, для развития творческих способностей с помощью интегрированной методики интегратором различных видов искусств может быть художественная керамика.

Особенность методики заключается в организации образовательной интегративной среды, в которой воспитанники выполняют работы в соответствии с этапами технологического процесса изготовления керамического изделия. Восприятие керамики как искусства осуществляется во взаимодействии с музыкой, театральной деятельностью, мультипликацией. Органичная для детей дошкольного возраста деятельность – игра – помогает воспитаннику не потерять интерес во время занятий. Например, создание образов для театральной постановки сказки «Теремок», где музыкальная составляющая – это звуки, сопровождающие героев сказки, дающие возможность определить характер каждого персонажа. Далее следует пластическое исполнение – лепка из глины. Итогом может стать театральное представление или создание анимационного фильма.

Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают неинтересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.

Поэтому образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Игра – ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.

Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых, на создание таких условий, в которых ребёнок занимает позицию субъекта деятельности, где ребёнку принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль.

Среда должна быть системной, то есть отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослыми. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Хотелось бы выделить еще несколько технологий касающихся конкретно музыкального воспитания.

Технология музыкального воспитания с применением арт-терапии – простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре, – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Задача педагога – помочь детям научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений.

Технологии музыкально-ритмического воспитания предлагают апробированный репертуар, представляющий собой песенки и тексты, которые сопровождаются соответствующими движениями. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Это дает возможность воспитывать малышей активными, энергичными, ловкими, эмоциональными и счастливыми.

Исходя из описанных выше технологий, можно сделать вывод, что развитие эмоционально осознанного восприятия невозможно без накопления интонационного музыкального словаря, методов создания ролевой установки, вокализации мелодии, метода пластического интонирования, инструментального музицирования, метода выявления жанровой принадлежности музыкального произведения, использования ассоциаций, постановки проблемных вопросов, создания художественной композиции.

В процессе изучения данной темы были определены основные методы, позволяющие педагогу проводить занятия по восприятию музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, условное дирижирование, импровизация, сочинение музыки.

Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, прививать любовь к музыке и учить хорошему вкусу.

Список использованной литературы:

1. Вайчене А.И. «К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания». М.: Просвещение, 2007.

2. Зацепина М.Б. «Реализация программы воспитания и обучения в детском саду». Музыкальный руководитель. – 2007.-№8.

3. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании.

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покину...

Консультация по теме «Проектирование предметно-развивающей  среды  по  музыкальному воспитанию»

«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его ду...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....