Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»
консультация

Ускова Татьяна Геннадьевна

Данный материал полезен при органихззации образовательного пространства по музыкальному воспитанию в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley2.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

 «Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»

Составитель: музыкальный руководитель

МБДОУ№16 города Невинномысска

Ускова Татьяна Геннадьевна

Дата проведения: 18.03.2020  г.

Заведующий МБДОУ №16 г. Невинномысска                             В.В.Бородина

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

 Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.  Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность,  доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

 Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно изготовить "пирамидки» и «кубы».

 Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инструменты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.

 Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

 Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

 Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

 Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

 Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

 При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

 1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

 2.Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

 3.Учет возрастных особенностей детей.

 4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

 5.Возможность переноса оборудования в другие места.

 6.Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

 7.Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны.

 Классификация оборудования для музыкальных зон:

 1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

 2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

 • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

 • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

 • с одним фиксированным звуком (дудки):

 • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

 3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

 нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

 Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

 4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

 Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.

 Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушками, и т.д.

 Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

 4.В музыкальном уголке должны быть театры:

 Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу. Виды театров:

  театр картинок (Фланелеграф)

  Пальчиковый театр

  Кукольный театр

 С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

 Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т.д.)

 Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

 Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

 Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

 В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.

 Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

 Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

 •куклы-неваляшки;

 •образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

 •игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

 • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

 • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

 •атрибуты к музыкальным подвижным играм;

 •флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

 •ширма настольная с перчаточными игрушками;

 •магнитофон и набор программных аудиозаписей;

 •поющие и двигающиеся игрушки;

 •музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

 Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

 В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

 •металлофон;

 •шумовые инструменты дтя детского оркестра;

 •книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

 •фланелеграф или магнитная доска;

 •музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

 •арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

 •музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

 •ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

 •ширма настольная и набор игрушек;

 •музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

 • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

 Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

 Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

 • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

 •музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

 •иллюстрации по теме «Времена года»;

 •музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

 •портреты композиторов;

 •иллюстрации из «Музыкального букваря»;

 •музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

 •атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

 • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

 •ширмы: настольная и ширма по росту детей;

 •музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

 • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

 •разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

 •атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

 •магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

 Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

 •музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

 •портреты композиторов;

 •иллюстрации по теме «Времена года»;

 •картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

 •альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

 •графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

 •альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

 •музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

 •набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

 •музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

 атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

 •атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

 •магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....

Консультация для педагогов на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»

Консультация для педагогов  на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»...

Консультация для молодых педагогов Тема "Предметная развивающая среда в ДОУ"

Предметно-развивающая среда - это определённое пространство, специально организованное и оформленное, предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребности детей в познании, общении, тр...

Консультация для педагогов на тему: «Предметно-развивающая среда в группах ДОУ по художественно-эстетическому развитию»

Художественно-эстетическое развитие предполагает близость к жизни, музыке, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду....

Консультация для педагогов на тему: «Предметно-развивающая среда в группах ДОУ по художественно-эстетическому развитию»

Художественно-эстетическое развитие предполагает близость к жизни, музыке, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду....

Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в младших группах детского сада»

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образ...