Статья: "Музыка - как одно из средств здоровьесбережения дошкольника"
статья

Юдина Анжела Александровна

Систематическое применение разнообразных здоровьесберегающих технологий или  их элементов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста, положительно воздействуют на психо-эмоциональное состояние воспитанников, способствует появлению интереса к музыкальной деятельности, развитию музыкального слуха и голоса, снижению роста заболеваний ,стрессов, агрессии.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка- как одно из средств здоровьесбережения дошкольника

«Укрепить здоровье человека в детстве– не допустить,

чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым,

– это значит дать ему всю полноту жизненных радостей.

Без радости невозможна гармония здорового тела и

здорового духа . Если ребёнок, очарованный красотой полей,

мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков

и запахом полевых цветов, слагает песню, значит,

он находится на вершине этой гармонии тела и духа»

Сухомлинский В.А.

     Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. В законе  «Об образовании» в РФ сказано: образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Одной из приоритетных задач , стоящих перед педпгогами, в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. Данное направление работы отражается во всех видах образовательной и воспитательной деятельности учебного заведения, в том числе и на музыкальных занятиях, где могут реализовываться    здоровьесберегающие технологиии:

  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Музыкатерапия (восприятие музыки)
  • Вокалотерапия
  • Улыбкотерапия.
  • Логоритмическая гимнастика
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Танцетерапия

Дыхательная гимнастика.

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в

кровоснабжении

- способствует восстановлению центральной нервной системы

- улучшает дренажную функцию бронхов

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание

- исправляет развившееся в процессе заболеваний различные деформации

грудной клетки и позвоночника.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях

являются:

- Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)

- Тренировка силы вдоха и выдоха

- Развитие продолжительности выдоха

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

- укрепляют голосовые связки

- способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей

- стимулируют гортанно-глоточный аппарат

- стимулируют деятельность головного мозга

-способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания

 Такие упражнения представлены в разработках В. Емельяновой и М. Картушиной

От шепота до крика

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх).

Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять (крикнуть).

Бегемот

Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо -храп на вдохе и выдохе).
Сладко спит в своей постели бегемот - хр-хр-хр.
Видит он во сне морковку и компот - хр-хр-хр.
Спит он, широко разинув рот, - хр-хр-хр.
И во сне он громким голосом поет - хр-хр-хр!

Едем

"Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).

«Толстый голос»

 На машине едем к маме бр-бр-бр.

Мы не ели, мы не спали - бр-бр-бр.

Целый день мы за рулем - бр-бр-бр.

все нам было нипочем - бр-бр-бр.

«Тонкий голос»

Ты, моя машина, не рычи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не урчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не фырчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не ворчи - бр-бр-бр.

Пальчиковые игры.

- развивают речь ребёнка

- развивают двигательные качества

- повышают координационные способности пальцев рук

- соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым

интонированием

- формируют образно-ассоциативное мышление

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ...Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества

Музыкотерапия

Такие музыкально-творческие задания, как отзывы о прослушанной музыке,  способствуют свободному творческому самовыражению и подтверждают психотерапевтические возможности музыки.

В литературе я прочитала такие слова: «По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников». Музыка обладает огромными возможностями для поддержания душевного здоровья детей.

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом, землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей кровь.

В 1890-х невропатолог Корнинг сообщает о том, что музыка Вагнера и других композиторов-романтиков снижает уровень болезненных мыслей и усиливает воздействие положительных образов и эмоций.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление; и др. 

      

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

Преподаватели приводят примеры использования классической музыки для лечения психических и соматических заболеваний:

-полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая “Вальс” Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина “Метель”;

-нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш Мендельсона”, знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз;

-музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей;

-язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского;

-музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ) способствует синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета.

Отмечен и вред музыки для здоровья: рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые слышат все наши органы, способна разрушать мозг и порождать психические заболевания. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека “звуковым ядом” или “гробом с музыкой”.

Вокалотерапия.

Пение влияет непосредственно и на гормональную работу клеток вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки на реакции в организме на клеточном уровне значительно улучшает прохождение биохимических процессов. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания совершают в нас определенную работу, поэтому правильное пение, здоровый голос способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влияя на весь организм. В процессе пения под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызываемая пением, не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

Во время пения используется диафрагмальное дыхание, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам.

Большое влияние на здоровье детей оказывает работа органов артикуляционного аппарата. Работу по их развитию проводится в форме артикуляционной гимнастики (совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе), которая не только развивает певческий голос, но и способствует его охране.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания") то с учетом открытий в современной науки, рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  по технологии БиС:

"        А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

"        Э - улучшает работу головного мозга;

"        И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

"        О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

"        У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

"        Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Улыбкотерапия:

  • Очень важна  улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
  • Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.
  • Улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
  • Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции детей.
  • Улыбка полезна и самому педагогу, она заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.

Игра на музыкальных инструментах.

В здоровьесберегающие мероприятия входит и  игра на музыкальных инструментах, способствующая развитию координации движений, мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, что способствует общему развитию организма. В процессе музицирования отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, что в итоге благотворно влияет на общее эмоциональное состояние детей.

Интересно, что каждый музыкальный инструмент влияет на определенный орган. Легкие любят арфу, сердце – гитару, желудок – клавишные инструменты, печень – флейту, поджелудочная железа – трубу, почки – саксофон, позвоночник – барабан, желчный пузырь – гобой, толстый кишечник – губную гармонь, тонкий кишечник – скрипка.

Танцетерапия.

 Танец является одним из способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения, выполняют релаксирующую функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец  помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. У детей раннего возраста еще слабый опорно-двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные вещи как сколиоз, кефоз, косолапие, плоскостопие.Детская музыкальная ритмика является отличной профилактикой от таких проявлений. Через многократное повторение ритмических движении, развивается мышечная память. Можно с полной уверенностью утверждать, что танцетерапия является профилактикой детских комплексов и неврозов.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями, имеют значение и для умственного развития детей.

Заключение.

Систематическое применение разнообразных здоровьесберегающих технологий или  их элементов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста, положительно воздействуют на психо-эмоциональное состояние воспитанников, способствует появлению интереса к музыкальной деятельности, развитию музыкального слуха и голоса, снижению роста заболеваний ,стрессов, агрессии.

Приложение 1

СПИСОК ПОЛЕЗНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ  

Приведенный ниже список составлен на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка (Г.Маляренко, М.Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В.Рылькова). 

  1. И.Альбенис «Испанская сюита», №5
  2. Б.Барток, Концерт №2 для скрипки с оркестром
  3. И.С.Бах, "Хорошо темперированный клавир", ч1. - Прелюдия и фуга №1 до мажор
  4. И.С.Бах, Трехголосные инвенции
  5. И.С.Бах, Шутка из оркестровой сюиты си минор
  6. И.С.Бах, Прелюдия №1
  7. Бах-Гуно, «Аве Мария»
  8. Л.Бетховен, «К Элизе»
  9. Л.Бетховен, Соната для фортепиано №8 «Патетическая»
  10. Л.Бетховен, Соната № 14 («Лунная»)
  11. Ж.Бизе, «Тореадор» из оперы «Кармен»
  12. Ж.Бизе, фрагмент из оперы «Кармен»
  13. А.Бородин, фрагменты из оперы «Князь Игорь»
  14. Л.Боккерини, «Менуэт»
  15. И. Брамс, Венгерский танец №1
  16. И.Брамс, Симфония №3, ч.3
  17. Р.Вагнер, Прелюдия к 3 акту из оперы «Лоэнгрин»
  18. А.Вивальди, Концерт соч. 3/8 (аллегро)
  19. А.Вивальди, «Времена года»
  20. А.Вивальди, Симфония до мажор (аллегро мольто)
  21. А.Вивальди, Концерт для виолончели с оркестром соль мажор
  22. А.Вивальди, Концерт для двух гитар соль мажор
  23. Й.Гайдн, Дивертисмент №1 си бемоль мажор «Хорал св. Антония»
  24. Г.Гендель, Fireworks Masic (аллегро)
  25. Г. Гендель, Сонаты для клавира
  26. В.Гендель, Сюита "Музыка на воде"
  27. Э.Григ, «Танец Анитры»
  28. Э.Григ, «Утро»
  29. А.Дворжак, Серенада ми мажор для струнного оркестра, соч. 22,
  30. К. Дебюсси, «Маленькая сюита» (для фортепиано в 4 руки),
  31. Л. Делиб, Пиццикато из балета «Сильвия»
  32. Вила Лобос, Ария из бразильской бахианы №5
  33. Ф. Лист, Ноктюрн №3
  34. Марчелло, Концерт для гобоя,ч.2
  35. В.А.Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
  36. В.А.Моцарт, Турецкий марш
  37. В.А.Моцарт, Симфония №40 соль минор
  38. В.А.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
  39. В.А.Моцарт, Маленькая ночная серенада
  40. В.А.Моцарт, Концерт №21 до мажор для фортепиано с оркестром, ч.2
  41. В.А.Моцарт, Сонаты: №15, до мажор; №16 си-бемоль мажор
  42. В.А.Моцарт, Три дивертисмента для струнного оркестра: Дивертисмент ре мажор; Дивертисмент фа мажор; Дивертисмент си-бемоль мажор
  43. В.А.Моцарт, Симфония №30 ре мажор
  44. М.Мусоргский, Рассвет на Моква-реке, вступление к опере «Хованщина» (редакция Н.Римского-Корсакова)
  45. М.Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»
  46. М.Мусоргский, Скерцо си-бемоль мажор
  47. Оффенбах, «Баркаролла»
  48. Н.Паганини, «Кантабиле»
  49. Н.Паганини, Произведения для скрипки и гитары: Концертная соната ля мажор; Cantabile и вальс ми мажор; Соната ля мажор, соч. 2; Романс из большой сонаты для гитары и скрипки ля мажор; Contabile pе мажор, соч. 17; Соната ля мажор, соч.3; Соната ре мажор, соч.3
  50. Н.Паганини, Каприз соч.1 №24
  51. С.Прокофьев, Симфония №1 «Классическая», ч.2 (фрагмент)
  52. М.Равель, Соната для скрипки и фортепиано соль мажор
  53. М.Равель, Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор
  54. С.В.Рахманинов, «Итальянская полька»
  55. С.В.Рахманинов, Концерт №2 для фортепиано с оркестром,ч.1
  56. С.В.Рахманинов, Салонные пьесы: Ноктюрн; Вальс; Баркарола; Мелодии; Юмореска; Романс; Мазурка
  57. Н.Римский-Корсаков, «Полет шмеля»
  58. Н.Римский-Корсаков, Симфоническая сюита «Шехерезада», соч. 35
  59. Дж. Россини, увертюра к опере Севильский цирюльник
  60. Дж.Россини, Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
  61. Г.Свиридов, «Отзвуки вальса»
  62. Ш.Сен-Санс, «Лебедь»
  63. Д. Скарлатти, Соната соль мажор
  64. Д.Скарлатти, Соната ми минор
  65. Б.Сметана, Полька из оперы «Проданная невеста»
  66. М. де Фалла «Танец La vida breve»
  67. П.И.Чайковский, «Времена года»
  68. П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром, ч.2.
  69. П.И.Чайковский, Тема любви из балета «Ромео и Джульетта»
  70. П.И.Чайковский, Серенада для скрипок до мажор, ч.3, вальс
  71. П.И.Чайковский, Скрипичный концерт ре мажор, соч.35, ч.1 ,
  72. П.И.Чайковский, балет «Щелкунчик»
  73. П.И.Чайковский, вальс из балета «Лебединое озеро»
  74. П.И.Чайковский, Симфония №6,
  75. П.Чайковский, Вальс из балета «Спящая красавица»
  76. П. Чайковский, Детский альбом
  77. Ф.Шопен, Ноктюрн №2, фрагмент
  78. Ф.Шопен, Вальс, соч.70
  79. Ф.Шопен, Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор, соч. 18,
  80. Ф.Шопен, Экспромт ля-бемоль мажор, соч. 29
  81. Ф. Шопен, Мазурки, ре-бемоль мажор, соч. 30; до мажор, соч. 56;
  82. И.Штраус, «Радецкий марш»
  83. И.Штраус, Полька «Трик-трак»
  84. И.Штраус, «Полька трик-трак»
  85. И.Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», соч.314
  86. Р.Штраус, Симфоническая поэма «Дон Жуан»
  87. Ф.Шуберт, «Фореллен квинтет», ч.4
  88. Ф.Шуберт, «Аве Мария»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Использоваэние музыкального компонента как средства здоровьесбережения дошкольников"

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити...

Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников

Усилия работников  ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесб...

Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.

Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой...

«Скиппинг, как одно из средств здоровьесбережения и повышения двигательной активности дошкольников»

laquo;Скиппинг, как одно из средств здоровьесбережения и повышения двигательной активности дошкольников»...

«Физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения дошкольников».

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе, неблагоприятная экологическа...

ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие &nda...

Подвижные игры как одно из средств здоровьесбережения детей.

Подвижные игры как одно из средств здоровьесбережения детей....