План по самообразованию 2019-2020 г
учебно-методический материал (старшая группа)

Соколова Юлия Николаевна

План самообразования

в старшей группе № 9 «Бабочка»

Воспитатель: Соколова Юлия Николаевна

Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию».

Цель: продолжать развивать речь и психические процессы, повышать уровень речевой активности дошкольников с помощью элементов мнемотехники.

Задачи:

  • развитие связной монологической речи дошкольников
  • обогащение словарного запаса детей
  • вовлечение родителей в процесс речевого развития детей
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти 
  • развитие мелкой моторики, грамматического строя речи, артикуляционного аппарата
  • формирование умения составлять рассказы, отгадывать и загадывать загадки, рассказывать знакомые сказки, стихи с помощью мнемотаблиц

Актуальность выбранной темы

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan2019-2020.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования 

в старшей группе № 9 «Бабочка»

Воспитатель: Соколова Юлия Николаевна

Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию».

Цель: продолжать развивать речь и психические процессы, повышать уровень речевой активности дошкольников с помощью элементов мнемотехники.

Задачи:

  • развитие связной монологической речи дошкольников
  • обогащение словарного запаса детей
  • вовлечение родителей в процесс речевого развития детей
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти 
  • развитие мелкой моторики, грамматического строя речи, артикуляционного аппарата
  • формирование умения составлять рассказы, отгадывать и загадывать загадки, рассказывать знакомые сказки, стихи с помощью мнемотаблиц

Актуальность выбранной темы

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие  с родителями

Практические выходы

Сентябрь - май

Методическая работа

  1. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
  2. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
  3. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
  5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
  6. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
  7. Обзор в интернете информации по образовательным областям;
  8. Посещение семинаров, тренингов, конференций, ООД коллег;
  9. Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;
  10. Работа с родителями: (консультация, папки-передвижки, памятки, конкурсы), выступления на родительских собраниях.

Сентябрь

Вспомнить с детьми элементы мнемотехники (мнемоквадрат).

Продолжать работу по включению в ООД по речевому развитию артикуляционной гимнастики с опорой на мнемоквадраты.

Игра «Копилка слов» Содержание игры: Дети «собирают» слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов (мнемоквадрат). Затем каждый ребенок достает любой мнемоквадрат и составляет с ним предложение или рассказ.

Игры «Веселый мяч», «Волшебный волчок», «Кубик-рубик».

Консультация для родителей: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Октябрь

Вспомнить с детьми элементы мнемотехники (мнемодорожка, мнемотаблица).

Беседы с опорой на мнемотаблицы «Правила поведения на прогулке, в группе, в туалете».

Оформление группы, ванной комнаты, площадки, нарисованными детьми мнемотаблицами, на тему  «Правила поведения на прогулке, в туалете, в группе».  

Памятка для родителей «Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов в старшей группе».

Оформление памятки на информационном стенде для родителей.

Ноябрь

«Наши любимые сказки»

Использование мнемотаблиц в ООД по развитию речи при знакомстве с новыми литературными произведениями (сказки, стихотворения, рассказы).

Дополнение предметно –развивающей среды мнемотаблицами (картотеки мнемотаблиц с играми, загадками, пальчиковой гимнастикой, стихами, сказками).

Конкурс «Сочиняем сказку».

(сочинить с ребенком сказку, используя мнемотаблицы)

«Моя сказка» Выставка творческих совместных работ детей и родителей по мнемотаюлицам.

Декабрь

«Мои любимые мультфильмы»

(формировать умение у детей передавать содержание любимого мультфильма, используя мнемотаблицу)

Коллективная работа по созданию мультфильма.

Консультация для родителей: «Могут ли мультфильмы принести вред?»

Февраль

 «Мой папа»

(составление описательного рассказа о папе/дедушке с опорой на мнемотаблицу).

Выставка детских работ «Мой папа».

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

 «8 марта»

(заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц про маму/бабушку).

Конкурс чтецов           «8 марта».

Выставка творческих работ мам и бабушек.

Выставка «Красивое хобби моей мамы (бабушки)».

Апрель

«Наш огород»

(составление описательных рассказов про цветы, овощи с опорой на мнемотаблицы).  

Посадка цветов, овощей в огороде детского сада.

Создание папки-передвижки.

Папка-передвижка «Во саду ли в огороде».

Май

«Волшебники»

(составление мнемотаблицы на основе прочитанного стихотворения, сказки)

Выставка «Моя мнемотаблица»

Консультация для родителей: «Развитие логического мышления с помощью мнемотехники».

Фото – отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем»

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

«Перессказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» с помощью мнмотаблицы».

Проведение открытого занятия для педагогов «Перессказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» с помощью мнмотаблицы».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом  педсовете.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы по речевому развитию;

4. В работе с родителями включить анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2019-2020 уч.год

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

План по самообразованию 2019-2020 уч.г.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

План по самообразованию 2019-2020 «Формирование элементарных математических представлений в средней группе с использованием иновационных технологий»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. Совершенствовать умения и навыки воспитанников....

План по самообразованию 2019-2020 гг

ПЛАН по самообразованию на 2019-2020 уч.г.Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Плана по самообразованию 2019-2020 г.

Плана по самообразованию 2019-2020 г....

План по самообразованию 2019-2020.

План по самообразованию на тему: "Развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста к физической культуре, через формирование ценностного отношения к ЗОЖ"...