План по самообразованию 2019-2020 гг
статья (младшая группа)

Сулимина Ольга Витальевна

ПЛАН по самообразованию на 2019-2020 уч.г.

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_plan_19_-_20_g.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА

ПЛАН по самообразованию

на 2019-2020 уч.г.

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Сулимина О. В.

2019 г.

Актуальность темы

   Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

   В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

   Н.К. Крупская придавала большое значение игре, как одному из средств формирования личности детей: « Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».

   Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

   Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. 

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • развивать у детей умение группировать и сравнивать предметы;
  • повысить уровень знаний родителей по теме;
  • обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей).

Ожидаемые результаты:

  • систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,6-3 лет средствами игровой деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
  • сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,6 – 3лет;

Сроки

Содержание

Подготовительный этап

Сентябрь

Подбор научно-методической литературы, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Анкетирование родителей.

Разработка, подбор д/игр, заданий для пособий, оборудования сенсорной комнаты ДОУ (младший возраст).

Разработка д/игр, заданий по совместной деятельности с развивающим бизибордом «Смайлик» (в группе).

Составление графика посещения детьми сенсорной комнаты ДОУ

Родительское собрание «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»

Основной этап

Октябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр.

Подбор сенсорно-двигательных игр для детей младшего дошкольного возраста.

Размещение на сайте ДОУ фотоотчета «Сенсорная комната ДОУ»

Формирование картотеки д/игр для сенсорной комнаты ДОУ (младший возраст).

В течении года

Оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми (в том числе с помощью родителей). Д/игры и упражнения с детьми.

Посещение детьми сенсорной комнаты ДОУ

Проведение индивидуальных консультаций, бесед  с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Изготовление цветных наполнителей (риса, фасоли, макорон) для домашней песочницы. 

Ноябрь-декабрь

Продолжение формирование картотеки дидактических игр на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр.

Создание развивающего пособия «Сенсорный дождь».

Размещение на сайте ДОУ презентации «Сенсорное развитие детей с раннего возраста»

Консультирование родителей. Папка-передвижка «Сенсорные игры малышей».

Оформление буклета «Высказывания Масару Ибука»

Январь-февраль

Размещение на сайте ДОУ консультации для педагогов «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».

Создание развивающего пособия «Тактильное панно», обучение детей работе с ней.

Продолжение формирование картотеки дидактических игр на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр.

Март- апрель

Размещение на сайте ДОУ консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».

Создание развивающего пособия «Запутанная спиралька»

Формирование картотеки дидактических игр на сенсорное развитие детей

Оформление буклетов для родителей «Пальчиковые игры»

Итоговый

Май

Проведение диагностического обследования детей в области сенсорных способностей.

Размещение на официальном сайте ДОУ фотоотчета «Наш сенсорный опыт».

Отчет о самообразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2019-2020 уч.год

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

План по самообразованию 2019-2020 уч.г.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

План по самообразованию 2019-2020 «Формирование элементарных математических представлений в средней группе с использованием иновационных технологий»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. Совершенствовать умения и навыки воспитанников....

План по самообразованию 2019-2020 г

План самообразованияв старшей группе № 9 «Бабочка»Воспитатель: Соколова Юлия НиколаевнаТема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию».Цел...

Плана по самообразованию 2019-2020 г.

Плана по самообразованию 2019-2020 г....

План по самообразованию 2019-2020.

План по самообразованию на тему: "Развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста к физической культуре, через формирование ценностного отношения к ЗОЖ"...