"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
материал

Якуненко Нинель Анатольевна

Тема по самообразованию. Работа по теме рассчитана на 4 года (сентябрь 2018 г - май 2022 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._deyatelnost.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Работа по теме рассчитана на 4 года (сентябрь 2018 г - май 2022 г.)

                                                                                                                         Музыкальный руководитель: Якуненко Н.А.

                                                                                                                          2018г.

Цель: развитие у детей старшего и среднего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому           самовыражению.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Предполагаемые результаты:

- разработать перспективный план театральной деятельности;

- консультации для воспитателей по теме самообразования;

- консультации для родителей по теме самообразования;

- разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

- обогатить предметно – развивающую среду в группе;

- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

Способ демонстрации результата проделанной работы: презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на родительских собраниях.

Форма отчета по проделанной работе: Обобщение опыта работы на уровне детского сада.

Введение.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, объединяет средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно - творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы и сроки

Содержание работы

Самореализация с детьми

С педагогами

С родителями

Диагностический

2018-2019гг.

- Выявление своих профессиональных затруднений;

- изучение методической, теоретической, практической литературыпо теме;

- разработка перспективного планирования по теме;

- повышение своего теоретического, научно-методического уровня профессионального мастерства и компетентности.

- Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию;

- выявление интересов и склонностей детей.

Этюдный тренаж. (Мастерство актёра).

- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

- Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).

- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).

- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Консультации: - «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»;

- «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников».

- «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Консультация«Сочиняем сказку. Уроки творчества»

Мини – проект «Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки).

Создание декораций и костюмов к сказке «Цыпленок, который хотел вырасти» - показ сказки для детей детского сада, родителей.

Фотовыставка «Мы – артисты».

Практический

2018-2022гг.

- Разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

- обогатить предметно – развивающую среду в группе;

- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

- Разработка конспектов занятий;

- Разработка методических материалов.

- Разработка сценариев  театральных постановок.

- Самостоятельное изучение материалов по теме самообразования на педагогических сайтах, в интернет – сообществах.

Кукольные спектакли.

- Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.

- Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.

Этюды с куклами.

- Умение работать с партнёром.

- Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).

Игры-драматизации.

- Умение общаться с партнёром.

- Способность к импровизации в создании образа.

Музыкально-ритмические движения.

- Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.

- Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий.

- Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.

Показ кукольного представления  по сказке «Репка»

Открытое занятие для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ: «Путешествие по сказкам».

Консультация для педагогов ДОУ: «Режиссёрская игра дошкольника»Презентация для воспитателей «Театральная деятельность в детском саду»  

Консультация «Организация домашнего  театра».Составить анкету для родителей на тему «Театр и дети».

Подготовка декораций, костюмов, атрибутов и организация кукольного представления для родителей по сказке «Репка»

Конкурс детского творчества (рисунки) «Там чудеса, там леший бродит...»

Подготовка и организация театрализованного представления «Муха - цокотуха».

Обобщающий

2020-2022гг.

- Обобщение результатов работы по теме самообразования;

- Соотнесение полученных результатов с ожидаемыми;

- Мониторинг;

- Сравнение результатов;

- Самоанализ;

- Разработка программы.

Участие с театрализованными представлениями в календарных праздниках и развлечениях;

Творческий отчет.

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности»

Кукольный спектакль «Колобок» для детей средней группы.

Выставка творческого сочинительства «Невероятные приключения знакомых героев» – способствовать позитивному сотрудничеству родителей и детей.

Презентация для родителей «Театральная деятельность в детском саду».Показ кукольного спектакля «Колобок».

Внедренческий

2019-2022гг.

Распространение опыта работы в СМИ.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня (район, город) в течение всего периода.

- Участие на семинарах, конференциях ДОУ, района;

- Участие в педагогических конкурсах;

- Выступление на РМО;

- Участие в методических объединениях.

«Театр – наш друг и помощник»

Фотовыставка «Мы играем в сказку».

Консультация «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми».

Подготовка и показ сказки «Новый Колобок» для родителей.

Список литературы:

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО «Модэк», 1998.

2. Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.

3. Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

4. Гаккель Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. – Л., 1988.

5. Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

7. Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.

8. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

9. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.

10. Картотека предметных картинок. – М., 2010.

11 Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

13. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

14. Музыкальная шкатулка: детские песни. – М., 1995.

15. Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М.; СПб., 1998.

16. Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.

17. Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.

18.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.

19.Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул. ГТУ,2008г-175с.

20.Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул. ГТУ,2009г.-145с.

Журналы:

1.Дошкольная педагогика.

2.Музыкальный руководитель.

3.Музыкальная палитра.

4.Справочник музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В данном плане-конспекте использованы несколько нетрадиционных приемов  рисования, используемых в одной работе....

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....