Главные вкладки

    Мастер класс на тему: дети - волонтёры " Лучики- добра"
    материал (средняя группа)

    Кунова Светлана Аскарбиевна

    как организовать волонтёрское движение в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx32.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы «Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста»

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер –классе. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и главное полезный разговор. И пусть это встреча принесёт вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

        Начать свой мастер- класс я хочу с рефлексии, т.к. рефлексию можно проводить не только в начале, но и в течение всего мероприятия. В центре листа я обозначила своё внутреннее состояние на данный момент ( цветок, солнце,, тучка), дорисуйте, пожалуйста , к моему настроению своё( ваше впечатление, настроение ,и.т.д) всё то что вы будете чувствовать в течение нашего разговора.

         

         А познакомить я вас хочу с педагогической технологией « Дети – волонтёры»

    Девизом :  своей работы в рамках волонтёрского движения считаю слова Ч. Айтматова: « Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится»

    Мы растим новое поколение российских граждан и от нас, взрослых,  зависит ,как мы сможем сформировать духовно- нравственные принципы детей, воспитывать самоуважение к себе.

    Новизна опыта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

    Цель: развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    С учетом поставленной цели мною были определены следующие

     задачи:

    1. сформировать желание совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым и.т.д.

    2. Определить уровень сформированности у детей  дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сорадование , сочувствие; закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «заботливость».

    3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения «Лучики добра »

    Основные направления:

    1 позитивная социализация ребёнка- дошкольника в современном обществе.

    2 физическое развитие: привитие потребности в здоровом образе жизни;

    3 воспитание у детей традиционных духовно нравственных ценностей;

    4 воспитание у детей осознанного бережного отношения к природе.

    Описание технологии опыта

    Предпосылкой для возникновения волонтерского движения в детском саду стал просмотр мультипликационного фильма «Цветик- семицветик « У детей возник интерес к одному отрывку , там где девочка тратит единственный лепесток на желание - это помочь мальчику, который, не мог ходить. Вот тогда ко мне пришла идея о создании волонтёрского движения в своей группе «Солнышки» . Я представила детям  мультфильмы, презентации, в которых объяснялось , кто такие волонтёры, чем они занимаются, и какую работу они выполняют. У детей загорелись глаза ,  многие ребята выразили желание стать добровольцами – волонтёрами! Ведь мы будем помогать людям, нашим братьям меньшим, животным и птицам, беречь родную природу, быть примером для всех. Нести всем, только добро. Так сформировалась команда.      

    Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Единым голосованием было придумано название команды «Лучики добра».  Придумали свой девиз . В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды вовлекли своих родителей. Родители подготовили галстуки. Эмблема получилась яркая. Множество ладошек означало - "мы", то что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом. Тянущиеся вверх руки с красными сердцами на них, говорят о готовности оказать помощь всем кто в ней нуждается. И крупными буквами надпись "волонтеры" говорит о том, что помощь оказывается безвозмездно, от души. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия.

    Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:

    - формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

    - формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

    - воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;

    - развитие коммуникативных навыков.

    В процессе работы придерживалась таких принципов:

    - добровольности;

    - партнерства и сотрудничества;

    - творчества и соавторства;

    - развития и самореализации;

    - создания ситуации успеха.

    Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

    I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;

    II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;

    III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

    Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляла по двум направлениям:

    1.информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением).

    2. мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения).

    Ребята общались со школьниками – волонтерами из МБОУ СОШ №2, но не до конца осознавали суть волонтерского движения. Поэтому в более доступной для детей форме постаралась раскрыть понятие "волонтер", дала представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?" . Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.

    Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

    Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.

    Первой акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление сказку « Колобок, поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.

    Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе.

    В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.

    Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался план работы на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной ребятами деятельности. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей. 

    Совместно с ребятами в течение года разработали и осуществили четыре проекта.

    Волонтерская деятельность осуществлялась по первому проекту "Сохраним елочку - красавицу леса" в предновогодние праздники. Волонтеры решили помочь лесной красавице. Принимая участие в акции "Елочка живи!", ребята создали совместно с родителями и педагогами листовки, плакаты на тему "Не рубите елки!" Такими действиями ребята пытались убедить в значимости проблемы сохранения лесных ресурсов дошкольников других групп, сотрудников детского сада и родителей.

    Изготовленные из разных материалов елочки были представлены на конкурсе «Елочка живи!». Ребята показали и рассказали родителям и детям детского сада, что лесная красавица, сделанная своими руками, смотрится красиво и интересно, и может украсить любой новогодний праздник.

    У ребят волонтеров появилась надежда, что хоть несколько елочек, но были спасены, а это уже маленькая победа.

    Тема второго экологического проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать"  Я помогла детям осознать серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции "Помоги зимующим птицам" - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, в ауле , возле своего дома. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада и сотрудников. А так же показали им мастер - класс "Чем кормить зимующих птиц" Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в "птичьей столовой" чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.

     Приняли участие в пректе « Эколята – дошколята» Мы с  ребята считаюм, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем.

    В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла акция "День пожилых людей". Волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили их всем, приходящим в детский сад, пожилым людям, поздравляя с праздником. Проявляя заботу и внимание, волонтеры посетили одиноких стариков и старушек, почитали им стихи, подарили сладкие подарки, постарались развеять их одиночество душевной беседой. Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.

     Активно приняли участие в акции « Твори добро». Где дети волонтёры с родителями подготовили подарки детям Шовгеновской интернат школы. Дружно отнесли в МБОУ СОШ №1 руководителю акции Киржиновой Саиде Аскарбиевне для передачи подарка детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности начала разрабатывать  проект "Этот день Победы". Этому событию нужно нам отнестись  с большой ответственностью. В план волонтерского движения войдёт акция "Ветеран живет рядом". Накануне празднования великой Победы волонтеры посетят ветеранов .

    Следующим пунктом по намеченному плану - поздравление ветеранов. На совете волонтеров после долгих споров, каким подарком порадовать ветеранов, решили сделать для них своими руками  открытки и георгиевские банты. Волонтеры и их родители примут активное участие в мастер - классе по изготовлению украшения из георгиевской ленты, который проведут Шовгенов Адам, Кидакоева Айнара,  и их родители.

    Будем принимать участие  в церемонии возложения цветов к Вечному огню и акции «Бессмертный полк».

    .

    Для отслеживания всех процессов в деятельности каждого волонтера завели "Личную книжку волонтера" в которой дети не только отмечали свое участие в разных формах работы, но и анализировали: красным кружком отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что - то не совсем получилось - желтым. Обсуждение проделанной работы, умение увидеть какие - либо ошибки, как их в следующий раз не допустить, учили детей не стесняться своих неудач.

    Проанализировав "Личные книжки волонтеров" выяснила, что 10% детей, входящие в команду, не принимают участия в волонтерской деятельности. Поэтому, с целью мотивации желания как можно больше проявлять активность, создала "Паровозик добрых дел", вагончики которого за каждую проделанную работу пополнялись смайликами. Всем хотелось, чтобы их вагончики были наполнены "добрыми делами". Это побудило малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых - более решительными.

    Так как у дошкольников - волонтеров недостаточно опыта и умений, а возникло желание решать более глобальные проблемы, в этом году начали сотрудничать с волонтерами - школьника. Уже прошли совместные мероприятия. На первой совместной встрече волонтеры - экологи познакомили ребят со своей волонтерской деятельностью, поиграли в совместные экологические игры, отгадывали загадки. А затем экологический волонтерский отряд, во главе с руководителем Унароковой Нафисет , торжественно приняли в свои ряды дошколят, вручив им медали - эмблемы. Вторая встреча носила патриотический характер, где школьники рассказали о георгиевской ленте. Очень продуктивно и творчески прошло совместное мероприятие - посадка огорода на окне "Витаминный огород", "Корм для животных", где ребята не только посадили лук и овес, ну еще и красиво все это оформили.

      В перспективе планируется акции "Помоги братьям меньшим" (помощь животным в приюте), "Цветущие клумбы поселка" (посадка рассады цветов), совместные постановки экологических сказок.

     Рефлексия:

    В конце мероприятия, получившуюся картину помещают на доске.

    Уважаемые коллеги, перед нами картина, которую вы сегодня отрефлексировали. На картине преобладают:

    Синий цвет – говорит о том, что чувствуете себя спокойными, удовлетворёнными происходящим.

    Зелёный цвет – говорит об уверенности, что вы пришли сегодня не зря.

    Красный цвет – о вашем активном состоянии (проживаете данный мастер – класс), эмоции радости.

    Жёлтый цвет – чувствовали на мастер-классе комфортно и увлечённо.

    Фиолетовый – желали более ярких впечатлений.

    Коричневый – напряженность, беспокойство.

    Чёрный – неудовлетворённость.

    Серый – угнетённое состояние, стремление уйти.

    - Уважаемые коллеги, судя по отрефлексированной вами картине, могу сделать вывод, что мой мастер-класс лучший, потому что вы нарисовали такую замечательную картину.

    Результативность опыта

    Проведя сравнительный анализ итогов диагностики  полученных на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности

    1. Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н.П. // Учительская газета 1988. 30 июня.
    2. Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.
    3. Как воспитать настоящего человека //Педагогика, 1990 //Библиотека учителя.
    4. Крюкова С.В.,Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М: Генезис 2002.
    5. Калинина Р.Р Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.
    6. Журнал Обруч 2012 № 2.
    7. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 201.
    8. Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.
    9. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.

                      ФОКУС ГРУПА                                                                                                                                        

    Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.

    (Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):

    - Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

    - Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

    - Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.

    - Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по своей инициативе то похлопайте в ладоши.

    - Считаете ли вы что волонтёр имеет    возможность испытать чувство того, что он кому-то нужен то помашите рукой.

    - Если вы полагаете, что волонтёр проявляет толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.

    - Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.

    - Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

    Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

    Уважаемые коллеги, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.

    Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

    Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.

    Уважаемые педагоги, пока здесь изготавливают куклы, мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера. Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете…

    Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

    .(8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)

    Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

    Будь генератором идей!

    Уважай мнение других!

    Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!

    Обещаешь – сделай!

    Не умеешь – научись!

    Будь настойчив в достижении целей!

    Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

    Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.

    Итак, куклы готовы первой о своей кукле расскажу я, разрешаете?

    - Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

    Познакомимся с вашим героем.

    Теперь вы расскажите о своем герое.

    Узнаем о следующем герое.

    Что вы можете рассказать о своем герое.

    (Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка. Последний дает описание куклы из черных ниток)

    Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.

    - Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?

    - Конечно, да. Что мы можем для него сделать?

    Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.

    Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце. Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.

    Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие,

    чувствительность.

    Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров».

            *Я поделилась с вами частичкой своего опыта. А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?

    Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.

    Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это — любовь, милосердие,

    бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,

    скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)

    На этом наш мастер-класс подошел к концу.

    Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, перед вами острова

    остров-ГРУСТИ, остров- НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, остров- УДОВЛЕТВОРЕНИЯ,

    остров-НАСЛАЖДЕНИЯ, остров-РАДОСТИ как вы думаете на каком острове вы побывали сегодня… (клеят наклейки на острова)

    Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку

    « Как бы жизнь не летела-

    Дней своих не жалей,

    Делай доброе дело

    Ради счастья людей.

    Чтобы сердце горело,

    А не тлело во мгле

    Делай доброе дело –

    Тем живём на земле»

                                         А. Лесных.

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

    Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

    Мастер – класс на тему: «Добро пожаловать в театр»

    Мастер – класс. Тема: «Добро пожаловать в театр».Слайд №1Организационный момент.Уважаемые коллеги! В современном обществе актуален вопрос развития детского интеллекта. Родители и педагоги стремятся да...

    Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»

    Мастер – классдля родителей детей подготовительной группы №2МБДОУ №9 г. Шахтына тему:«Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»...

    Мастер – класс по теме «Нетрадиционное рисование штампиками из картошки» на тему «Мастерская добрых дел».

           Цель:            Познакомить слушателей РОМО с одним из видов нетрадиционного рисования...

    Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

    Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

    Мастер-класс с привлечением детей, специалистов по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».

    Продолжить знакомство родителей с работой детского сада по теме  «Безопасность жизнедеятельности детей». ...