СОЗАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ
методическая разработка

Бетина Светлана Валерьевна

В статье рассказывается о формах и методах развития коммуникативно компетентности педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

            Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации.    

           На данный момент приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

           Педагог должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания детей, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию. Именно от коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем.

          Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности препятствует реализации инновационных программ речевого развития, приводит к неадекватному, фрагментарному использованию приемов и способов педагогического воздействия, затрудняет рефлексию причин недостаточной результативности учебно-воспитательного процесса в этом направлении.

          Таким образом, проблема поиска механизмов создания условий в системе повышения квалификации для развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является актуальной для современной педагогической психологии.             

        Научно-теоретический анализ показывает, что понятие коммуникативной компетентности педагога-воспитателя объединяет:

-  способности и умения поддерживать и устанавливать позитивные контакты;

- систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение;

- способность управлять интеракциями, проявлять эмпатию;

- умение согласовывать свои вербальные и невербальные средства общения;

- способность учитывать особенности мотивации и индивидуальные возможности партнера.

        Осознание насущности проблемы повышения коммуникативной компетентности педагогов привело нас к созданию модели комплексного руководства деятельностью педагогов по формированию коммуникативно-речевых умений в сфере профессионального общения, успешно реализуемой в нашем детском саду, состоящую из четырех компонентов:

  • обогащение опыта профессионально-педагогического общения;
  • обучение способам и методам оптимизации педагогического общения;
  • создание условий для профессионального саморазвития личности педагога;
  • активизирующее общение педагогов с коллегами и родителями.

Модель комплексного руководства деятельностью педагогов по развитию коммуникативной компетенции:

      1-ый компонент

       Обогащение  реального опыта профессионально-педагогического общения

       Методы и формы: наблюдение и анализ реальных ситуаций педагогического общения в коллективе; организация наставничества опытных педагогов для молодых специалистов; использование игровых упражнений.

       Цель: Формирование умения педагогов осознанно относиться к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной речевой деятельности воспитателя;

       Задачи:

1. Расширять представления о психологических основах и особенностях  профессионально-педагогического общения.

2. Повышать уровень педагогической компетентности воспитателей в общении с коллегами и родителями.

        2-ой компонент

        Обучение  способам   и методам оптимизации общения

        Методы и формы: индивидуальные консультации; «круглый стол»; совет педагогов; семинар-практикум.

        Цель: овладение риторическими знаниями о сути, нормах  педагогического общения, правилах поведения педагога в общении с коллегами и родителями, способами оптимизации профессионального педагогического общения.

         Задачи:

1. Обучить основам техники речи в сфере профессионально-педагогического общения.

2. Показать приемы позитивной трансформации сознания для оптимизации педагогического общения.

        3-ий компонент.

 Создание условий для профессионального саморазвития личности педагога

        Методы и формы: организация условий для самообразования педагогов, разработка методических рекомендаций по работе с литературой и самообразованию.

        Цель: повышение интереса и мотивации педагогов к совершенствованию своих коммуникативно-речевых умений.

       Задачи:

1. Формировать потребности к самообучению и самореализации в  профессиональной сфере.

2. Повышать уровень профессионального самосознания личности педагога.

       4-ый компонент.

       Активизирующее общение педагогов с коллегами и родителями

       Методы и формы организация   совместных праздников и развлечений; создание творческого морально-психологического климата в коллективе.

        Цель: развитие творчески активно-речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственные решения многообразных профессиональных задач.

        Задачи:

1. Повышать уровень коммуникативно-речевой активности педагогов.

2. Развивать мотивационную структуру личности  каждого педагога для осознания ими необходимости самосовершенствования, саморазвития, самореализации.

Перспективный план работы

по развитию  коммуникативно-речевых  умений  педагогов  в  профессиональном общении.

Общение

        Тема 1. Основы  общения как вида деятельности педагога.

        Содержание темы: определение понятия «Общение» как психологического феномена; виды, формы, особенности общения; виды психологических «барьеров» в общении и пути их преодоления.

       Форма: консультация.

       Задачи:

1. Дать определение «Общению» как психологическому феномену; расширить знания  педагогов о  видах, формах  общения, особенностях общения в коллективе, способах разрешения конфликтов.

2. Расширить знания педагогов о путях преодоления психологических «барьеров» в общении.

       Тема 2. Познай и обрети себя

       Содержание темы: определение типа темперамента, типа личности; определение особенностей характера.

       Форма: семинар-практикум.

       Задачи:

1. Расширять представления педагогов о личностных особенностях и способах из изучения.

2. Обучить приемам эффективной коммуникации в педагогическом процессе и самоанализу личностных и профессионально-значимых качеств  (тип личности, темперамент, характер).

3. Развивать умения педагогов адекватно  воспринимать результат межличностного  общения и осознанно ориентироваться в рамках диалога.

        Тема 3. Работа с книгой.

        Содержание темы: вопросы  и задания для самопроверки педагогов;  методические рекомендации по организации самостоятельной работы с

дополнительной литературой.

       Форма: самообразование.

       Задачи:

1. Сформулировать задачи самоанализа  педагогами своих коммуникативно-речевых умений  в профессиональном общении и навыков работы с литературой.

3. Изучить принципы и правила «Культуры чтения».

2. Разработать примеры письменных текстов для родителей; подготовить примеры устных выступлений на Совете педагогов, семинарах на основе полученных знаний и умений.

Педагогическое  общение

       Тема 1. Основы педагогического  общения.

       Содержание: теоретические основы педагогического общения; структура педагогического общения, основные правила и моральные принципы педагогического общения.

       Форма: семинар.

       Задачи:

1. Углубить знания  воспитателей о  психологических  основах   и правилах педагогического  общения, структуре и основных преимуществах и недостатках педагогического воздействия и взаимодействия.

2. Расширить  представления педагогов о моральных принципах педагогического  общения, роли эрудиции и умении творчески преподносить материал, значении толерантности для построения диалога и общей эффективности педагогического процесса.

       Тема 2. Этика педагогического общения

Содержание: теоретические основы этики педагогического общения; основные правила и принципы  педагогической  этики, этические нормы как основа правовых норм, педагогический такт как составляющая педагогической этики.

       Форма: консультация.

        Задачи:

1. Расширять  представления педагогов о роли и значении культуры речи как важнейшего элемента стиля педагога и учреждения в целом; .

2. Формировать понятие о педагогической этике как средстве создания эмоционально-психологического настроя в работе с участниками педагогического процесса.

3. Познакомить с требованиями кодекса педагогической этики.

       Тема 3. Стили педагогического общения.

         Содержание: теоретическая часть, практическая часть - тест  самооценки затруднений в общении с  родителями, задания для самопроверки знаний в области психологии общения, игровые  упражнения на  развитие  звуковой  культуры  речи; умения  владеть речью, мимикой  и  жестами

Форма: семинар-практикум.

Задачи:

1. Расширить  знания о стилях педагогического общения.

2. Расширить понятия о влиянии стиля педобщения на участников образовательного процесса.

2. Сформировать представления педагогов о собственном стиле педагогического общения.

  Техника речи

        Тема 1. Речевой аппарат и его работа.

        Содержание: знакомство с работой речевого аппарата, упражнения для совершенствования органов дыхания, упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань

       Форма: практическое занятие.

       Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «речевой аппарат».

2. Познакомить с методикой тренировки основных органов речи.

3. Освоить приемы тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань;

       Тема 2. Основные свойства голоса

       Содержание: упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон.

       Форма: практическое занятие.

       Задачи:

1. Совершенствовать свойств голоса: сила голоса,  полетность голоса, подвижность голоса, темп речи, дикция. 
2. Освоить приемы развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон;

3. Освоить приемы тренировки и совершенствования дикции.

         Тема 3. Ораторское искусство.

        Содержание: Техники построения устной монологической речи, основные ресурсы жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная,  правила речевого этикета в процессе публичного

выступления и личного общения.

         Форма: мастер-класс.

         Задачи:

1. Овладение техниками построения устной монологической речи;

2. Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

3. Умение  соблюдения правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

       Тема 4. Знатоки русского языка.

       Содержание: конкурсы на проверку грамотности педагогов, знание лексических, словообразовательных норм.

       Форма: КВН.

       Задачи:

  1. Овладеть грамотной речью.
  2. Закреплять лексические и словообразовательные нормы.

        Модель отражает структуру организации методической работы ДОУ по формированию у педагогов, следующих коммуникативно-речевых умений:

  • умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
  • умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний;
  • умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  • умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
  • умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;

Список использованных источников:

  1. Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. № 12.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Смысл, 1997.
  3. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М, 2005.
  4. Риторика/ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: МПГУ, 2006. 
  5. Хохлова  О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.
  6. Юнина Е.А. Педагогическая риторика. – Пермь, 2003.
  7. Электронные ресурсы: http://medznate.ru/docs/index-19789.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ

Итоговый практико-значимый проект«Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ»по курсу инвариантного академического модуля«Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....