"Мир сенсорики" Рабочая программа для детей 2 - 3 лет
рабочая программа по математике (младшая группа)

Гордиенко Ангелина Сергеевна

Рабочая программа "Мир сенсорики"  ( развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kruzhokdoc.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

1.2.        Цели, задачи реализации  Программы……………………………………………....4

1.3.        Принципы и подходы к формированию Программ………………………………...5          

1.4       Значимые для разработки и реализации  Программы характеристики…………...6

1.4.1. Методологическая основа Программы……………………………………..…6

1.4.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.6 1.4.3. Планируемые результаты освоения Программы……………………………..7

        

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности кружка «Бумажные фантазии»…………..8

2.2.  Формы и методы обучения…………………………………………………………….10

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………14

2.4. Тематическое планирование 1 года обучения…………………………………………14

2.5. Тематическое планирование 2 года обучения………………………………………....16

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Организация режима дня……………………………………………………………….22

3.2.Материально - техническое обеспечение……………………………………………...22

3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……23

Используемая литература…………………………………………………………………....23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

Международного уровня:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международно-правовыми актами;
  • Декларация прав ребенка Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от  20 ноября 1959 года

Федерального уровня:

  • Конституцией Российской Федерации.
  • Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  № 1155 от 17 октября 2013г
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 01 августа 2013 г. «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»)  

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного  образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

 Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

В детском  возрасте  творческое  развитие  детей  характеризуется  творческой  направленностью, которую  рассмотрели  в  своей работе  А.Ф.Лобова, В.А.Дмитриев они отметили, что направленность в психологической и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон, как стремления (К.К. Платонов), как динамические тенденции (А.А.Ухтомский), как качество личности (А.Г. Асмолов), как доминирующее отношение (В.Г.Мясищев), как основная жизненная необходимость (Б.Г.Ананьев), как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов (А.Н. Леонтьев), как динамическая тенденция, обусловленная мотивами человеческой деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура направленности всесторонне изучена К.К. Платоновым.

               

Педагоги А.Ф.Лобова, А.В.Дмитриев  рассматривают творческую направленность как свойство и  качество   личности,  которое   проявляется в двуединстве противоположных сторон: генетической предрасположенности (свойство личности) и социального опыта (качество личности). Противоречия между природным творческим потенциалом и социальными законами, диктующими требования к творческой личности, становятся необходимым условием для создания педагогической модели формирования  творческой  направленности ребенка.

Необходимость создания программы:

  • Приоритетное   направление детского сада «Художественно-эстетическое развитие».

  • Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность программы

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Развитие  творческих  возможностей  детей  всегда  рассматривалось  как  одна  из  актуальных  задач  образования.

Эта  актуальность  обусловлена,  прежде  всего,  тем, что  традиционное  обучение  представляет  собой  в  большей  степени  репродуктивный  процесс  передачи  ребенку  того, что  создано  человечеством  в  различных  областях  науки  и  культуры.

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

О  развитии  детского  творчества  писали  и  пишут  многие  психологи, педагоги, философы  В.В.Богословский, А.А.Степанов, В.Н. Дружинин, Г.С. Батищев, Я.А. Пономарев, Ф.Баррон, Н. Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, Е.Торренс, Дж. Гилфорд, Л.С.Выготский  и  другие.

Бумага  является  одним  из  видов  искусства, по  мнению Г.Н. Давыдовой  техника бумажной пластики настолько проста, что заниматься ею можно уже с годовалым малышом. Ведь здесь не требуется аккуратности и строгой четкости линий. Но в то же время бумажная пластика настолько сложна, что даже взрослые, состоявшиеся художники уделяют ей немало сил и времени.                                                                                 Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, скручивание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Тот, кто  научится  чувствовать  в  своем  творчестве  особенности  бумаги, может  рассчитывать  на  успех  в  работе  с  другими  материалами.

1.2.Цель и задачи реализации программы

Программа «Бумажные фантазии» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Цель программы:

Создание условий для  самореализации ребенка в творчестве, развитии художественно – эстетического восприятия в процессе работы с бумагой.

Задачи программы первого года обучения (5 – 6 год)

Обучающие.

Формировать у детей интерес к бумагопластике. Практически знакомить со свойствами бумаги. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с бумагой: бумагопластика, аппликация обрывная, оригами, торцевания, квиллинг.

Развивающие.

Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми.

Развивать мелкую моторику, глазомер, воображение, видеть необычное в обычных предметах. Способствовать развитию творческих способностей у детей через техники работы с бумагой.

Воспитательные.                                                                                 Воспитывать ценностное отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих; воспитывать культуру общения и поведения в социуме.

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи второго года обучения (6 – 7 год):

Обучающие.

Закрепить и расширить знания об окружающем мире, знакомство детей с основами композиции, формообразования. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.

Формировать образное мышление, воображение и умение выразить мысли с помощью объемных форм; совершенствование умений и навыков работы нужными инструментами бумаги и других материалов.

Развивающие.

Развитие творческой направленности и эмоционального отношения к действительности, мелкой моторики рук в процессе работы с бумагой. Развивать словотворчество в процессе рассказывания и обыгрывания придуманных сюжетов.

Воспитательные.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе. Формировать любознательность, художественно – эстетическое восприятие.

Практическая значимость:

Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

1.3.Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных  в ФГОС):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноцекнным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (сооветствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития

1.4. Значимые для разработки и реализации  Программы характеристики 

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа реализуется на государственном   языке Российской Федерации. (ст.14 п.2 «Закон об Образованиии №273-фз» , «ФГОС ДО  ст.1,9.)  

        Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

        Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

        Реализация Программы  осуществляется в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.4.1. Методологическая основа Программы

        Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии» разработана на основе (учебно-практическое пособия Н.Б.Рябко «Бумажная пластика», Д. Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги», тематический журнал (учебно-методическое пособие) «Цветной мир. Аппликация и бумагопластика», 3/2008год., Г.Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветные мотивы»; Анистратова А.А., Гришина Н.И.. Поделки из бумаги, в которой реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. 

1.4.2.Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников (5 – 7 лет).

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности.

Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

1.4.3.Планируемые результаты освоения Программы

Диагностика  творческих  способностей  основана  на тесте  Е.П.Торренса  «Закончи  рисунок».

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания, умения и навыки:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, скручивание, вырезание, склеивание;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • познакомятся с основными техниками работ из бумаги (оригами, аппликация из скрученных жгутов, обрывная; объемное конструирование);
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания, умения и навыки:

  • Представлять всё многообразие видов бумаги, форм, способов и приёмов её использования. Овладеют  техниками  работы с бумагой: бумагопластика, квилинг, торцевание, оригами.  
  • Создавать собственный замысел и выбирать соответствующую композицию при выполнении художественных работ.
  • Подбирать технику и материалы для передачи замысла и наоборот, создавать замысел, отталкиваясь от материала и технологии.
  • Не только выполнять операции, предложенные на занятиях, но и создавать новые приёмы и технологии, комбинируя материалы – способы действия.

Формы и методы контроля:

  • Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.
  • Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
  • Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.         Описание образовательной деятельности кружка «Бумажные фантазии».

        Данная Программа состоит из трех блоков: обучающего «Волшебная бумага», развивающего «Уроки вообразили» (1 год обучения) и закрепляющего «Чудеса из бумаги» (2 год обучения).

        Прежде чем дети научатся выражать свои творческие способности с помощью работы с бумагой, педагог знакомит с историей возникновения и видами бумаги, техниками работы с бумагой: бумагопластика (изготовление объёмных поделок из бумаги);  торцевание (вид объемной аппликации);  квиллинг (искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги);  оригами  (древнее искусство складывания фигурок из бумаги).

С  теоретической  точки  зрения  психологов и  педагогов, философов  можно  сказать, что  процесс  творчества  не  может  развиваться  сам  по  себе для этого нужно  участие  взрослого направляющего  деятельность  детей и  необходимы    психолого - педагогические  условия   для    успешной  творческой  деятельности.

Л.Н.Толстой  предупреждал, что  не  следует  делать  детям  замечаний,  не  относящихся  прямо  к  предмету  творчества. При реализации программы  «Бумажные  фантазии», были  созданы  следующие  условия с  опорой на мнение авторов  Е.Яковлева, Н.Трофимова, З. В. Шашкова.

Во  время  занятий бумагопластикой и  выполнения  творческих  заданий  с  детьми в  кружке  создавался  климат   доверия, со  стороны  педагога была  положительная  поддержка  деятельности  детей, поддержание  идей  каждого  ребенка, восхищение  его  первыми  шагами  в  творчестве, также  педагог помогал  ребенку  использовать  свою  ошибку  как  возможность  для  нового, неожиданного  взгляда  на  что-то  привычное, каждому  ребенку  предоставлялась  возможность  независимо  выбрать   и  принять  решение.

Дети  имели  возможность на  занятиях:

- принимать  или  не принимать  задачу  поставленную  педагогом;

- выбирать  способ  действия  выполнения  задания;

- самостоятельно  оценивать  творческий  рост.

Также  разрешалось детям   в  любой  ситуации  поступать  по  своему  усмотрению, предоставляя  и  другим  возможность  действовать  так  же.

Дети  имели   право:

-  на  самостоятельный  выбор, вплоть  до  отказа  выполнять  какое – либо  задание;

-  выполнять задание  так, как  хочется.

Эти  правила осваиваются  ребенком  постепенно  и  объединяются  в  одно  правило  дружбы. Дети очень  быстро  привыкли  к  созданным условиям, когда  все  можно, и  самостоятельно  находят  способы  отстаивать  право  на  работу  в  оптимальных  для  себя  условиях.

Реализация программы  направлена на овладение детьми комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в кружке «Бумажные  фантазии» занятия  с  детьми  проходят в  игровой  форме, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

Основной задачей на всех этапах освоения  программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.                  

         Программа  также предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть  периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.                
         Все задания соответствуют по сложности детям. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
        Образные представления у  детей значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, задания на развитие творческой  направленности, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.

         Готовые поделки могут обыгрываться, использоваться для создания сложных композиций, для украшения интерьера.            

          Выполнение творческих заданий служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

          Программа ориентирует на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления   поделок.

Перед  каждым  занятием проводились  с  детьми  игровые  упражнения,  давались  задания  направленные  на  развитие  творческой  направленности. Подобранные задания разработаны Ю.Б. Гатановым  по  методу  Дж. Гилфорда, Дж. Резнули. Ю.Б. Гатанов  отмечает, что  особенность  подхода  к  развитию творческой  направленности  состоит  в  системности  проведения  занятий, которые  позволяют  ребенку  использовать  собственный  опыт, повышают  его  познавательную  мотивацию. На  занятиях  также  проводились  комплексы  пальчиковой  гимнастики  для  развития  мелкой  моторики  пальцев, рук, для  того, чтобы  руки  детей  были  сильными и  ловкими.                

Основные  идеи  программы

Воспитание  и  обучение  в кружке  осуществляется «естественным путем», в процессе  творческой  работы.

Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребенок получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих  возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

 Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

            Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
           Многие поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
           С  первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка  могут быть преображены им и стать художественным произведением.                                                                        

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Прежде  чем  дети  начнут   выражать  свои  творческие  способности  с  помощью  бумагопластики, необходимо  познакомить  детей  с  историей  возникновения  бумаги, с  видами  бумаги, для  того, чтобы  дети  поняли как   нелегко  появилась  бумага  на  свет, научить  детей  расходовать рационально  бумагу, выбирать  для  своего  изделия  соответствующий вид  бумаги.

2.2. Формы и методы обучения

           В процессе занятий используются различные формы занятий: интегрированные, комбинированные и практические занятия;  игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

 

Методы и приёмы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (объяснение и обсуждение хода работы, беседа, рассказ, чтение художественной литературы, словесные игры и упражнения и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  •  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  •  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  •  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах.
  •  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Таким образом, программа «Бумажные фантазии» ориентирует дошкольников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Многие поделки функциональные: их можно использовать для игры, создание более сложных композиций, украшения интерьера групповай комнаты или подарить друзьям и родным. Создавая их, дети преобретают навыки конструктивной, учебно – исследовательской работы, опыт взаемодействия в коллективе. Научившись работать с бумагой, дошкольники могут успешно осваивать различные техники использования других материалов.

2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашей группы ознакомлены с техниками работы с бумагой и многие приобрели книги с образцами поделок. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты. Для информации родителей оформляются папки-передвижки, проводятся консультации, семинары практикумы,  мастер – классы, совместное с детьми изготовления поделок.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Организация занятий кружка:

Программа «Бумажная фантазия»  рассчитана на 2 года обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия в старшей группе ( 5-6 лет ) - до 25 мин., в год – 32 занятия (800 мин.).

Продолжительность занятий в подготовительной группе (6-7 лет) - до 30 мин. – 32 занятия в год (960 мин.).

 По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

3.2.Материально - техническое обеспечение.

Оборудование и инструменты:

- цветная, белая бумага;

- листы ватмана;

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

- гофрированная бумага,

-ножницы,

- шило для квилинга,

-палочка для торцевания,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка,

- магнитофон,

- телевизор, для показа видео и мультимедийных материалов.

3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В организации развивающей предметно-пространственной среды учитываю принципы, указанные в  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)

1) Насыщенность среды  соответствует  возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (разные виды бумаги); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды  - наличие в группе  различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды -  соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

 Используемая литература

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.И.. Поделки из бумаги (Развиваем творческие способности). Москва. Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова, ОНИКС, 2006.
  2. Быкова С.Е. стр.55. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДО», 1/2012.
  3. Грибовской А.А.. Занятия по изобразительной деятельности. Творческий центр Сфера. 2009г.
  4. Гатов Ю.В. Программа «Умное поколение»  по методу Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли. Санкт-Петербург 1999 г.
  5. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветные мотивы. Москва. Издательство «Скрипторий», 2007.  
  6. Журнал «Цветной мир». Аппликация и бумагопластика. Институт художественного образования Российской академии образования 3/2008.
  7. Зайцева А.А.  Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона. Москва. Издательство «Эксмо». 2012.
  8. Короткова Е.А.. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Академия развития 2011г. Ярославль.
  9. Котова Е.В., Кузнецова С.В.Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. Москва 2010г.
  10. Лебедева Е.Г. Фантазии из бумаги и пластилина. Москва. Айрис – пресс. 2006.
  11. Малик О.А.. Занятия по аппликации с дошкольниками. Творческий центр Сфера. 2010г.
  12. Малков В.И. Бумажные фантазии. Москва. Просвещение. 2012г.
  13. Новикова И.В.. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Академия развития. 2012г. Ярославль.
  14. Новикова И.Н. Конструирование из бумаги. Москва. Академия развития, 2010.
  15. Новицкая С.А.. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога  и дошкольника. Детство - Пресс. 2012г.
  16. Петрова И.М. Волшебные полоски. Санкт-Петербург «Детство – пресс», 2007.
  17. Пищикова Н.Г.. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Скрипторий 2003. Москва 2012г.
  18. Рябко Н.Б.. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. Педагогическое общество России. Москва 2009г.
  19. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. Москва. Айрис – пресс, 2007.
  20. Ступак Е. Гофрированный картон. Айрис - пресс, Москва 2009.
  21. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. Москава. Издательство «Мир книги», 2009.
  22. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. Санкт – Петербург. Изд-во «Валери-СПД», 2001.

Интернет ресурсы:

  1.  http://festival.1september.ru/articles/579643/
  2. http://dohcolonoc.ru/master-klasy/6115-petushok-zolotoj-grebeshok.html
  3. http://www.liveinternet.ru/users/3775054/rubric/1445208/
  4. http://handmadehelp.ru/elochka-iz-bumagi/
  5. http://stranamasterov.ru/node/4145
  6. http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/7182-detskie-podelki-iz-bumagi-rozhdestvenskiy-angel-master-klass-s-poshagovymi-foto.html
  7. http://stranamasterov.ru/node/279094   
  8. http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/podelki-iz-bumagi-i-kartona-dlja-detei/torcevanie-loshad-master-klas.html
  9. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-na-temu-vesna/giacint-iz-bumagi-master-klas.html
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/vetka-verby.html
  11. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-na-temu-vesna/kviling-v-detskom-sadu-vesna-v-derevne.html
  12. http://www.maam.ru/detskijsad/-pashalnaja-kurochka.html
  13. http://www.maam.ru/detskijsad/podelki-iz-bumagi-master-klas-k-prazdniku-pashi-prazdnichnaja-poljanka-podstavka-dlja-jaic.html
  14. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vesenii-kov-r-po-formirovaniyu-navykov-pletenija-plastilinom-dlja-detei-i-stupeni-s-ov
  15. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/landyshi-kviling-master-klas.html
  16. http://detskiy-rai.ru/2011/01/13/kaktus/#more-3928
  17. http://detskiy-rai.ru/2011/02/01/babochka-torcevanie/#more-4030
  18. http://proshinavera.ru/index.php/konspect/item/177
  19. http://stranamasterov.ru/node/345527?tid=1346
  20. http://russtalants.ru/podelki-iz-bumagi/berjoza-torcevanie-na-bumage-bumagoplastika-foto-instrukciya/
  21. http://stranamasterov.ru/node/525874?tid=1346
  22. http://stranamasterov.ru/node/579066?tid=1346
  23. http://stranamasterov.ru/node/115090


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...