Методические подходы в работе с детьми ОВЗ.
статья

Сокова Антонина Брониславовна

"Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества". В. Сухомлинский "Трудные дети". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystviedokument_microsoft_word_8.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования (запланирована на апрель месяц).

Статья: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия педагогов и родителей в системе инклюзивного образования.

Инклюзивный подход к обучению в современной России выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования, он рассматривается как один из возможных подходов к разработке социальных, психологических и педагогических условий, необходимых для обучения, воспитания, абилитации, реабилитации лиц с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие как философская категория отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие педагогов и родителей в системе инклюзивного образования предполагает стандартный для образовательного взаимодействия обмен мыслями, чувствами, переживаниями. По мнению Т.А. Марковой, такое взаимодействие следует рассматривать как построенное на взаимопонимании единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания. В основе взаимодействия образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.   

Особую значимость приобретает задача объединения усилий образовательного учреждения и родителей в условиях инклюзивного образования. Ведь только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Становление отечественной системы инклюзивного образования на первый план выдвигает задачу активизации родителей в области сотрудничества со специалистами и их целенаправленное становление в качестве компетентных помощников своим детям. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется.

Причин этому немало, среди них:                                                                                        – пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;                              – следование сложившимся стереотипам воспитания, принесённым из собственного детства;                                                                                                          – непонимание целей совместной деятельности с образовательным учреждением и своей роли в ней;                                                                                         – ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей. Одной из существенных характеристик успешности инклюзивного образования детей с ОВЗ является позиция родителей. Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к образовательному учреждению и их ответственность за образовательный результат. Часто возникает ситуация, в которой родитель, стремясь быть партнёром, бывает лишён права ответственного выбора. Тогда рекомендации специалистов становятся «приговором», а консультация не открывает возможностей и вариантов поведения. При истинных партнёрских отношениях позиция родителей имеет выраженную самостоятельность и активность.

Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача сообщества образовательного учреждения. Ведь организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе.                        

Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.

Для эффективного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом, родительском и детском коллективах.

Консультативная, профилактическая и просветительская работа образовательного учреждения с семьёй должна строиться на идее сотрудничества, увеличения её воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений.

Задачами этой работы являются

- изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе (необходимо возвратить родителям функцию главных воспитателей);

- изменение стиля взаимоотношений с ребёнком;

- более широкое использование педагогических возможностей семьи.

Кроме того, предполагается знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья как в России, так и за рубежом.

Сопровождение семьи в системе инклюзивного образования предполагает семейно-центрированный подход, который даёт возможность учитывать не только особенности ребёнка, но и семьи, то есть работать с системой «ребёнок – родители» и активно вовлекать родителей в работу по развитию ребёнка.

В работе с семьёй в рамках семейно-ориентированного подхода специалисты должны стремиться создавать условия для того, чтобы родители сами формулировали запрос к специалисту, активно участвовали в обследовании ребёнка, вместе со специалистами планировали индивидуально-ориентированную программу работы с семьёй и участвовали в реализации этой программы.

Литература: Инклюзивное образование: Учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова и др.; сост. О.Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с. ISBN 978-5-85341-716-8

План работы                                                                                                        Психолого-педагогического консилиума (ППк)                                                                                                                                              

Цель: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и психического здоровья.

Задачи:

- осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения  и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления. Выявление резервных возможностей развития;                                   - осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения и воспитания. Сопровождение предполагает взаимодействие членов ППк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения;                                                                                                                    - оценка динамики в развитии детей;                                                                               - обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребёнка;                                                                                                                                    - реализация индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоциональных сферах;                                                                                                       - осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;                                          - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

В обязанности членов ППк входит:                                                                                        - проведение индивидуального обследования ребёнка специалистами и выработка заключения и рекомендаций в своей области;                                                    - участие в заседании по приглашению председателя Ппк.

В обязанности председателя ППк входит:                                                                          - организация заседаний;                                                                                                              - ведение необходимой документации;                                                                                     - связь с членами ППк;                                                                                                          - доведение решений и рекомендаций до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.

Работа ППк включает следующие направления:                                                              - диагностическое;                                                                                                                 - консультативное;                                                                                                               - психолого-педагогическое сопровождение;                                                                         - экспертное;                                                                                                                          - организационно-методическое.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностическое направление

1.

Наблюдение и обследование вновь поступивших обучающихся, с целью определения дальнейшей помощи.

В течение года

Члены ППк

Дети дошкольного возраста

2.

Обследование детей дошкольного возраста, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.

До 15 сентября, далее согласно календарного планирования специалистов

Члены ППк

3.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов по заключения ЦПМПК.

В течение года

Члены ППк

4.

Выявление готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Март-апрель

Члены ППк

Обучающиеся

5.

Выявление обучающихся испытывающих трудности в усвоении основной общеобразовательной программы.

В течение года

Члены ППк

6.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов по заключениям  ЦПМПК.

В течение года

Члены ППк

7.

Консультация в решении сложных и конфликтных ситуаций.  

В течение года

Члены ППк

Консультативное направление

Родители (законные представители)

8.

Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования.

По итогам диагностики

Члены ППк

9.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросу организации обучения с использованием адаптированных программ.

В течение года

Члены ППк

10.

Консультации в решении  сложных и конфликтных ситуаций.

В течение года

Члены ППк

Педагоги

11.

Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.

В течение года

Члены ППк

12.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися с ОВЗ.

В течение года

Члены ППк

13.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

В течение года

Члены ППк

Психолого-педагогическое сопровождение

14.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения комиссии.

В течение года

Педагоги

15.

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми дошкольного возраста.

В течение года

Педагог-психолог

Учитель-логопед

16.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ.

В течение года

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Дефектолог

Экспертное направление

17.

Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений.

В течение года

Члены ППк

18.

Составление характеристик на обучающихся, воспитанников.

В течение года

Члены ППк

19.

Анализ работы ППк за учебный год

Май

Члены ППк

Организационно-методическое направление

20.

Изучение федеральных законов, локальных актов, приказов.

В течение года

Члены ППк

21.

Составление отчётной документации за прошлый год.

В течение года

Члены ППк

22.

Написание протоколов в ППк.

В течение года

Члены ППк

23.

Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам.

В течение года

Члены ППк

24.

Разработка коррекционно-развивающих программ.

В течение года

Члены ППк

25.

Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения и их реализация.

В течение года

Члены ППк

В начале учебного года проводится организационное заседание ППк, на котором утверждается план работы на год, состав ППк. В конце учебного года проводится заседание для подведения итогов. Заседания ППк организуются один раз в три месяца. Внеплановые заседания проводятся по запросам педагогов, родителей (законных представителей) и по необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Методическая разработка "Гендерный подход в работе с детьми 4–5 лет"

В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже 20-21 века в сфере гендерной проблематике наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и ж...

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...

Методическая разработка на тему: «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.Можно предположить, что повышение познавательной активности детей...

Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...