Спасение теневого театра. Опыты со светом.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Никулина Светлана Константиновна

 

  • познакомить детей со свойствами света по средствам теневого театра;
  • уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;
  • активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается;
  • продолжать развивать у детей логический приём сериация, на основе построения упорядоченного ряда по степени яркости;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • воспитывать желание откликаться на просьбу о помощи и оказывать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasenie_tenevogo_teatra_1.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Спасение теневого театра. Опыты со светом

Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста. Знакомство детей со свойствами света по средствам теневого театра.

Цель: расширение представления о свойствах света и тени.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами света по средствам теневого театра;
  • уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;
  • активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается;
  • продолжать развивать у детей логический приём сериация, на основе построения упорядоченного ряда по степени яркости;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • воспитывать желание откликаться на просьбу о помощи и оказывать её.


Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, белый экран, цветные «стёкла», два обруча, прозрачные стёкла (лупы), картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расчёска, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху; картинки с изображением солнца, луны, звёзд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится в этой волшебной коробке и, чтобы его увидеть, надо посмотреть в это отверстие. Кто смелый? Кто первый? Что лежит в коробке? (Дети по очереди смотрят в коробку, но ничего в ней не видят.) Почему ничего не видно?

Дети: Потому, что в коробке темно.

Воспитатель: Коробка волшебная. (Воспитатель просит детей закрыть глаза, включает в коробке фонарик и снова её закрывает, предлагает детям ещё раз заглянуть в коробку. В коробке картинка: звёздное небо, луна, фонарик.) Почему мы теперь увидели картинку?

Дети: В коробке стало светло.

Воспитатель: Свет – это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остаётся с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый. Посмотрите повнимательнее, больше ничего вы не видите?
Дети: Нет.

Воспитатель: Как так? Я же приготовила для вас сюрприз – целый театр, куда он пропал? Вы его не видели? Давайте ещё раз посмотрим. (Дети достают фонарик, на котором записка: «Здравствуйте, ребята! Мы – сказочные персонажи отправились путешествовать по стране света и тени и заблудились. Помогите нам.)

Воспитатель: Ребята что случилось со сказочными персонажами? Мы сможем помочь? А как мы этот сделаем? Надо отправиться в страну света и тени и найти героев. Все готовы? В путь! Повернись, повернись, в стране света и тени очутись. (Приглушается свет, воспитатель светит фонариком на потолок. Свет включается.)

Воспитатель: А вы знаете, что является главным источником света для нас днём? (Солнце.) А ночью? (Луна.) Что помогает видеть нам вечером? (Лампы, фонари на столбах.)

Игровое упражнение «Свет бывает разный»

(На столе расположены картинки, изображающие источники естественного, искусственного света, два обруча.)

Воспитатель: Разложите картинки на две группы. Почему мы разделили предметы так? (Свет в природе естественный, искусственный свет – изготовленный людьми.) Как вы думаете, что светит ярче – свеча, фонарик, настольная лампа, люстра, спичка? (Проводится работа в группах: сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света от самого яркого.)

Опыт «Что даёт больше света?»

(На столе стоит лампа, свеча, фонарик в руках воспитателя. Воспитатель по очереди зажигает источники света. Дети сравнивают яркость света.)

Воспитатель: Что же светит ярче? (Делают вывод.) В поисках мы, возможно, будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. Что нам поможет двигаться в темноте? Давайте возьмём с собой фонарики. Вспомним правила пользования фонариком (включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять). Ой! (Приглушается свет.) Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Воспитатель: У нас появилась великолепная возможность поиграть. Превращаемся в светлячков. (Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз.) Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится.) А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Света становится больше.) Свет рассеивается. Давайте повторим слово «рассеивается». (Включается свет.) Ребята, а как теперь светят фонарики? (Тускло.) Когда светло, фонарики можно выключить, светлячки засыпают.

Опыт «Ловушка для света»

(Воспитатель подходит к столу с разными предметами: тряпочки, цветные «стёкла», дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики этими предметами, свет будет проникать сквозь них? Давайте попробуем, что получится. Если мы закроем фонарик дощечкой, свет будет проникать сквозь неё? (Аналогичная работа проводится с цветными «стёклами», картоном, тряпочками, бумагой писчей, пластмассовыми тарелочками, книгами.) Делаем вывод: свет может проникать через некоторые предметы, а через некоторые – нет. (Воспитатель преграждает луч рукой.) Что видим на стене? (Тень.) Почему она образуется? (Рука мешает свету и не даёт дойти ему до стены.) Поиграем с тенью. (Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки.) Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

«Теневой театр»

(Воспитатель достаёт ширму для теневого театра. Дети рассматривают оборудование для теневого театра, и вместе с воспитателем находят там героев.)

Воспитатель: Так вот они где! Мы нашли сказочных героев? Что мы для этого сделали? (Дети вспоминают ход занятия.) А теперь мы вернёмся в детский сад вместе с героями. Повернись, повернись в детском саду очутись. Итак, ребят, понравился вам мой сюрприз? У меня есть картинки, на которых изображены солнышко и тучка. Если вам понравилось путешествие по спасению героев, вы много узнали, тогда возьмите солнышко. А если вам было скучно и вы ничего нового не узнали, возьмите тучку. Вы молодцы, активно работали и помогли героям театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теневой театр

Теневой театр - это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Теневой театр развивает у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, расширяет из кругозор. Дети очеь любят теневой театр....

"Пальчиковый теневой театр"

Теневой театрТеатр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Азии свыше 1500 лет назад. Родиной те-невого театра считается Китай. Он основан на использовании плос...

Теневой театр ( картотека).

Представлена картотека теневого театра  для  детей старшего дошкольного возраста ,которая способствует  развитию мелкой моторики рук, воображения , памяти  и внимания ....

"Театр теней" - практические рекомендации для теневого театра

Если вы творческий человек, увлекающийся театром. то вам необходимо попробовать свои силы в постановке теневого театра. "Театр теней" - это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, сл...

Проект на тему: «Ребенок в мире театра. Теневой театр»

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и ...

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр теней

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр тенейСмирнова Светлана РомановнаКонспект занятия «Опыты со светом» Цель​ расширить знания детей о...

Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?

Полезная рекомендациядля родителей - чем полезен теневой театр, как радует детей эта забава, как удержать интерес детей теневого театра не на один раз...Как можно сделать своими руками теневой театр и...