Методические рекомендации проведения экскурсии в мини-музей "Русская изба"
методическая разработка

Ким Светлана Владимировна

Даны рекомендации воспитателям с вариантом проведения экскурсии в мини-музей "Русская изба" детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации проведения экскурсии

в мини-музее «Русская изба»

Выполнила:

воспитатель Светлана Владимировна Ким,

высшая квалификационная категория

Новосибирск 2018

          Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,  когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,  к которым относится чувство патриотизма. Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной руками родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.Дать полное представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;воспитать у детей интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками, любви и уважения к истории русского народа, бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию невозможно без посещения музея.

Цель экскурсии:приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с предметами быта в русской избе.


Образовательные задачи экскурсии:
1)познакомить ребят с русской избой, её устройством,с объектами российского обихода; с бытовой утварью;

2)продолжать знакомить детей с русскими общенародными забавами,

поговоркамипословицами.


Воспитательные задачиэкскурсии:
1)развивать любовь и почтение к культуре и обиходу русского народа, к общенародным обычаям
2)развивать заинтересованность к русскому народному творчеству, побудить у ребят психологическую чуткость к русской этнической музыке.

Развивающие задачи экскурсии:
1)обогащать лексикон ребенка наименованиями объектов старинного 

русского обихода (самоварухватчугунпрялкасундуккоромысло); 
2)совершенствовать связную монологическую речь посредством устного 

народного творчества.

Словарная деятельность: ухватпрялкакоромыслочугуноксамовар

половик.
Предварительная деятельность. Разглядывание картинок в книжках с 

изображением старинных объектов обиходабеседа о значимости леса в 

жизни русского человека, в том числе с целью сооружения жилья, и с целью производства бытовой утвари. Ознакомление с поговорками

пословицами согласно задачедеятельность согласно их содержанию; работа с русскими народными загадками о объектах обиходаПрочтение русских народных сказок. Ознакомление с 

народными праздничными днямизабавами, хороводами.
Оборудование и использованные материалы: «Русская изба» с объектами обихода (печьлавкистолсамоварпрялка, половики, рогачкоромыслочугунок и др.), деревянные ложки, куколка Маланья в русском народной одежде

Музыкальные произведения: хороводная забава «У дядюшки Трифона»; «Край березовый», муз. А. Броневицкого, сл.И.Резника, демонстрация «Приветствуюроссийская избушка!».
Ход образовательной ситуации.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Звучит звукозапись русской этнической песниРебята собираются в гости
Детей встречает куколка Мальнья - «хозяюшка избы», облаченная в русский народный наряд
Маланья: 

-Добрый деньгости дорогиеГость на порог — хозяину радостьЖелаю я изложить для вас сегодня о этомкак проживали русские люди в стародавние времена

Прошу в избубудьте как домасадитесьСядем рядкомда поговорим

ладком.
Желание выяснитькак жили раньше на Руси определяет задача будущей деятельности детей
Поисковый этап.
Воспитатель дает ребятам принять предложение Маланьи «хозяюшки» избы и выяснитькак обитали русские люди в стародавние времена.
Практический этап.
Познавательный рассказ «Не красна изба углами».
Маланья «хозяйка» зовет посетителей в горницу русской избы (в музее ДОО), повествует им о этомчто ранее на Руси все без исключения сооружения – жилые зданиямостовыехрамы – рубились, то есть создавались из дереваЗдания возводили деревянные не 

вследствие тогото что никак не умели создавать каменные, а потому что древесное жилье наиболее теплее и потому что на Руси леса хваталоон был основным строительным материаломИменовали здания избами. Содраны они с сосновых бревен без единого гвоздя, а создавались на столетияВоздушное пространство в их постоянно смолой благоухает. В деревянных домах – сухотепло и дышится свободноСуществовать в их весьма полезно для

 здоровья. А еще древесина невероятно привлекательна. Зайдём внутрь русской избы и увидимкак она организована.
Разгадывание загадок.
Маланья:

-Послушайте, да разгадайте мои загадки:
«Среди избы стоит
Летом кемарит,
Зимой полыхает
(печка)
Маланья: 

-Печка постоянно стояла среди избы, она пребывала главной в жилье

Возможно было ограничиться в отсутствии постели либо шкафа, однако в отсутствии печки ограничиться было совсем невозможноОтносительно неё в народе рассказывали: «Печка кормитпечка греетпечка – мать родная». Печка согревала абсолютно всех в длинную зиму. На печи – наилучшее место для старенького дедушки и добродушной бабушки

комфортнотеплотатихоСверху перед потолком жаркорадостно и бабушкину небылицу слушать можноПечка насыщала семью, обогревала жильев ней дремали младшие дети и старшее поколениепросушивали одежу и в том числе и умывалисьКак поднимется утром хозяюшкатак первоначальным делом

 приступает растоплять печку. Печка — сельская благодетельница.
Вопросы к ребятам:
Чем же могла печка покормить собственных хозяев? (в русской печи готовили щикашу, пекли черный хлеб, пироги).
Какую поговорку вы знаете? («Щи да кашаеда наша»).
Маланья: 

-Какие же объекты ещё были в русской избе?
« На столе стоит пузатый,
Носик – кран его горбатый.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
(самовар)
Маланья:

-За самоваром собиралась вся значительная деревенская семьявыпивали 

нагретый чаек с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом благабытового комфорта и домашнего 

спокойствия.С давних пор славяне на Руси выделялись радушием.

 Гостей вежливо встречали, усаживали за большой стол.
«Хозяюшка устанавливает его в печку,
Чтоб сварить детям гречку.»
(чугунок)
Маланья:

Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как выполнен из чугуна, особенного типа сплавакоторый имел возможность выдержать любое пламя и ни в коем случае никак не билсяОднако чугунок в печи нагретыйбезусловно ещё и тяжелыйПопытайтесь, подержите.
Как ведь можно было достать с печи нагретый чугунок? Тут был необходим иной помощникПрослушивайте про него загадку.
«Бычок рогат, в руках зажат.
Не ест, а пищу хватает.
Людям отдаёт, а сам в угол идет
(ухват)
Маланья: 

-Около русской печи постоянно стоял ухваткаким хозяюшка 

доставала горячие горшки с щами и аппетитной кашей. Поглядитекак ухватом вынуть чугун (демонстрация). 
Вопросы к ребятам:
Для чего же необходим чугунок?
Что ты извлекал из печи? 
Чем ты вынул чугунок?
Маланья: 

-Слушайте загадку.
«Она нам кушать помогает.
Мы кашукушанье ею черпаем.
Без неё мы никуда,
Всех накормит без труда
(ложка)
В деревенской семье у любого члена семьи имелась собственная ложкакакую вырезали из бревна. И в гости также постоянно шли с собственной ложкой. Даже пословицу 

сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой отнюдь не только лишь елина ложках можно было играть
Игра – экспромт на народных музыкальных инструментах
«Шумовой оркестр».
Детям предлагается при поддержке народных инструментов оркестровать знакомые мелодии.
Маланья:

 -А какие распевали песенки детям в люльках.
Вам безусловно матери пели подобные песенки. Как они называют? (Данные песенки называютколыбельные).
Давайте вместе споем:
«Котякотенька – коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котяночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай!
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай».
Маланья «хозяйка» дает ребятам рассмотреть половики и коврики, обсудить из чего же они выполнены и для чего же они необходимы в русском жилищеХозяйка добавляет к повествованию ребенкаакцентирует заинтересованность в  таком случаето что почти все в жилище выполнено руками владельцевВсе без исключения совершалось с симпатиейпомимо этого изделие должно было

 являться никак не только лишь нужнымоднако и прекраснымвеселящим глаза. В русском жилище в полу стелили половики и коврики. Красивыеразноцветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые
Вечерами девушки усаживались и пряли шерсть овечью, козью, псовуюВыдирали с шерсти и скатывали пальцами большие нити, пряжу. А затем вязали носочкирукавицы. А с ниток ткали основание и прошивали одежуНа чем же ткали вам 

разузнаетеразгадав загадку:
"В гребень шерсть она берет,
Тонкой нитью отдает
(прялка)
Маланья: 

-Сегодня я продемонстрирую для вас ещё один предмет, а вы сообщите мне как он именуется и  зачем он был необходим. (демонстрирует сундук).

В сундуке русские люди сохраняли одежуматериизначимые вещи.
Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – роскошно украшались, их разрисовывали красками. В сундуках сохраняли таким образом  приданое для девочекподушечки, одеяла, перины, чистые полотенцабытовую утварь либо посуду.
Дети, я желаю преподнести для вас подарокЭто сундучокДавайте раскроем его и взглянемчто там находится
Скок, скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек.
Воду народ таскал с колодца. А для того чтобы было комфортнотащили ведра с поддержкой коромыслаКоромысло возможно нести на одном плече либо на двух (демонстрация). Его делали из дереваПо краям присоединяли крючки либо делали выемки для ведер — смотри подобная утварь существовала в древней русской избе.
Русская народная забава  (игра) «У дядюшки Трифона».
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пилине ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делаликак я!»
Заводите круг (участвующие проходят по кругуговорят словаводящий в серединесогласно завершения текстов водящий демонстрирует движениеребята повторяют, водящий выбираеткто именно правильнее всех изображалтот делается водящим).
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Детидавайте припомнимчто было в русской избе?
Какие объекты русского обихода вам запомнились
Что для вас больше всего запомнилось?
В каком месте стряпали пищу в старину? (в печи)
- В чем готовили кашу? (в чугунке)
Что стелили в полу? (половики, коврики)
- В чем готовили чай? (в самоваре)
Для чего необходимо коромысло? (нести воду)
- А  зачем прялка? (с целью производства пряжи)
Маланья: 

-Благодарю для вас, за то, что побывали у меня в гостяхприбываете еще!
Вы хозяюшку потешьте,
Пирогов моих поешьте!
Красна изба углами
Да славиться пирогами!
Благодарим «хозяюшку» за радушие и пироги.
Дети за столом пьют чай с пирогами и делятся собственными эмоциями и впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.

рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....

Методическая рекомендация проведения физкультурного занятия с детьми 3-4 лет

Познакомясь с материалом,  вы получите практические рекомендации правильного проведения физкультурного занятия с детьми 3-4 лет....

Методические рекомендации проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Сюжетные занятия - одна из форм проведения физкультурных занятий по физкультуре, которая способствует воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений....

Методические рекомендации проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Сюжетные занятия - одна из форм проведения физкультурных занятий по физкультуре, которая способствует воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений....

Методические рекомендации по использованию лэпбука "Традиции русской избы"

Одной из современных форм обогащения ППРС является  лэпбук.  Это универсальное пособие  для работы с детьми  в виде игр и развивающих заданий. Лэпбук «Традиции русской избы&r...

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...