Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду
консультация (старшая группа)

Грезнева Елена Валентиновна

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_v_detskom_sadu_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №65 комбинированного вида

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Подготовила: Грезнева Е.В.

г. Одинцово

2019 г.

Россия, Родина, родной край…До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными словами стали «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствуют спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Не получаем ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Дошкольное детство-это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Детство-время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных качеств и привычек.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

-формирования гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.

Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья. Любовь, добро, верность)

-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, приветливыми, вежливыми, доброжелательными)

В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности:

1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.). Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

2) Продуктивная деятельность дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания:

Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта, ко дню матери) открытки для пап к 23 февраля, коллективная работа к дню Победы, аппликации к православным праздникам (Вербное воскресенье, Пасха).

Выставки детского творчества как результат художественной деятельности: рисование, аппликации, лепки.

В прошлом году для ознакомления детей с многообразием окружающего мира: совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли коллекцию «В мире открыток», мини-музей «Русская изба». Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада.

Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год»«Рождество»«Святки»«Защитники Отечества»«Масленица»; весной— «Наши любимые»«Праздник птиц»«Пасха»«Никто не забыт и ничто не забыто»«Именины березки» (Троица, значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. День семьи. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка»«Подарим маме цветы», фотогалерею «Вот такие наши мамы», выставку работ «У мамы руки золотые»«Портрет моего папы».

3) Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Давай помиримся»«Как поступить герою»

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту, фольклору.

-чтение народных и авторских сказок, литературных произведений о материнской любви, ее мудрости, жертвенность ради своего ребенка, учит ребенка быть внимательным к матери «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога»-нанайская сказка….

-беседы«Нет милее дружка, чем матушка» «Расскажи о своей маме»

-Заучивание стихов о маме

-совместные мероприятия детей и мам.

Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле….

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой Родине.

Важную роль в развитии духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, слушание колокольных звонов.

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

В группе детского сада существует три обязательных правила:

• Нельзя бить и обижать людей;

• Нельзя ломать и портить результаты труда других;

• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду, найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее и духовно-нравственные достижения человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определяет им правильную достойную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду и дома".

Предлагаю  сообщение  для воспитателей  для работы с родителями.В детском саду № 217провела круглый стол для родителей .Родители принимали активное участие  ( рассказывали о семье,...

Татья для газеты "Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду."

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовн...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду.

Конечная цель разумного воспитания детейзаключается в постепенном образовании в ребенкеясного понимания вещей окружающего мира.Затем результатом понимания должно статьвозведение добрых инстинктов детс...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду»

В настоящее время  проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания очень актуальна. В современном мире сложилась такая ситуация, что молодёжь потеряла интерес к культуре и не ин...