Методы и приемы, используемые при организации детской экспериментальной деятельности
консультация

Грезнева Елена Валентиновна

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №65

Методы и приемы, используемые при организации детской экспериментальной деятельности

Подготовила: Грезнева Е.В.

г. Одинцово

2019 г.

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:

мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли пёрышко, если на него подуть)

внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

речь;

мышление (вода на морозе превращается в лёд, значит, лёд в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом со взрослыми и сверстниками. Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. И здесь очень важна реакция взрослых, проявленный интерес взрослого, похвала, поощрение ребёнка.

В экспериментальной деятельности дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в них интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для достижения положительных результатов в своей группе, систематически провожу занятия с элементами опытно - экспериментальной деятельностью:

«Лаборатория Волшебной воды» - на занятии дети научились выявлять физические качества воды и льда;

«Неведимка-воздух» - на занятии дети поняли, что воздух есть вокруг и внутри нас, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также о том, что ветер – это движение воздуха);

«Полезное мыло» - дети в процессе экспериментальной деятельности научились различать и называть свойства мыла и теперь смогут объяснить значение мыла.

В ходе занятий у детей сформировался познавательный интерес и желание экспериментировать, а с использованием схем дети научились делать выводы.

В нашей группе оборудован уголок опытно - экспериментальной деятельности. Он состоит из мини – лаборатории. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Уголок постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. Например, с помощью различных мерных стаканчиков дети узнают, что вода в жидком состоянии не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она налита.

С помощью пипетки (соломки) детки выяснили, сколько капель воды налито в блюдце. Также если в пипетку (соломку) набрать краску и капнуть в емкость с водой, то мы наблюдали, что краска растворилась в воде. Поэтому дети самостоятельно пришли к выводу, что вода растворитель. В уголке экспериментатора находятся сыпучие вещества (соль, сахар, мука) с помощью несложных опытов (добавление соли в воду – она соленая, а сахара - вода сладкая, если добавить жидкое мыло и подуть в трубочки – то получится мыльная вода, дети делают вывод, что они растворяются в воде. Совершенствуется восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, обогащается чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Предлагаю вам несколько экспериментов

Эксперимент №1. Определяем вкус

Дети пробуют воду.

Какая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая?

Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Как вы думаете, что будет с водой, если мы добавим соль?

Эксперимент №2. Тонет не тонет

Эксперимент № 3. Дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»

Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

«Организация детской экспериментальной деятельности

как можно с интересом и творчески воспитать в детях узнавать новое небояться эксперементировать с различным окружающим материалом...

педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"

Педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"...

«Организация детской экспериментальной деятельности в условиях лета»

Развитие детской познавательной деятельности...

Методы и приёмы, используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Одним из эффективных методов познания...