Этнопедагогические подходы в образовательном процессе в ДОУ
проект

Николаева Туйара Иннокентьевна

Краткая аннотация: Одним из главных направлений работы в дошкольных образовательных учреждениях по ФГОС, является духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Этнокультурное наследие  стало одним из актуальных, социокультурных  направлениий  современных образовательных учреждений.  Основополагающим понятием культуры является традиция. Это передача исторически сложивщегося полезного для общества человеческого опыта: обычаев, обрядов, одежды, пищи, манеры поведения. Только осмысление традиций поможет увидеть важные особенности жизни народа, этноса, взаимосвязь народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Николаева Туйара Иннокентьевна

Воспитатель высшей категории

 МБДОУ « Центр развития ребенка-детский сад №11 « Кыталык»

 село Сунтар, Республика Саха ( Якутия)

Афанасьева Катерина Валентиновна

Воспитатель

 МБДОУ « Центр развития ребенка-детский сад №11 « Кыталык»

 село Сунтар, Республика Саха ( Якутия)

питатель

Краткая аннотация: Одним из главных направлений работы в дошкольных образовательных учреждениях по ФГОС, является духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Этнокультурное наследие  стало одним из актуальных, социокультурных  направлениий  современных образовательных учреждений.  Основополагающим понятием культуры является традиция. Это передача исторически сложивщегося полезного для общества человеческого опыта: обычаев, обрядов, одежды, пищи, манеры поведения. Только осмысление традиций поможет увидеть важные особенности жизни народа, этноса, взаимосвязь народов.

Этнопедагогические подходы в воспитании детей дошкольного возраста

в условиях открытого пространства в ДОУ

    Якутский народ   обладает богатым историческим опытом и традициями воспитания подрастающего поколения. Чувство национальной принадлежности,                                                                                                                                                                                                                                                          должно формироваться на фоне ознакомления детей с культурой не только своего народа, но и других этносов, уважения к ним. Принадлежность дошкольника к человеческому роду гарантирует ему открытость в культуре (М. Гутар и др.). Установлено, что чем меньше ребенок, тем больше он открыт для понимания разных культур. Приобщая детей к культуре других народов можно воспитать толерантную, уверенную и свободную личность.  Стало необходимой создание духовной  среды развития  современного ребенка. Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания. Наша позиция состоит в моделировании художественно – эстетической, духовно-нравственной, предметно - развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев). Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Наш детский сад работает основываясь на  примерную основную общеобразовательну программу « Открытия» и базовую  Региональную программу « Тосхол».   Основываясь на вышеперечисленные суждения , мы разработали  проект по национальной культуре  « Тусаьа» для детей дошкольного возраста с 3х до 7 лет.

Суть и актуальность проекта « Тусаьа» заключается в том, что  современный ребенок дошкольного возраста более восприимчив, уникален в размышлениях и творениях,  вариативен по мере своих способностей, но в то же время очень «беден» в практических познаниях. ). Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.. Современные требования  воспитания и развития  ребенка  позволили нам обратиться к построению духовно-нравственной, национальной среды, не только как к самостоятельному разделу духовного воспитания детей, но и как к синтетическому средству развития их творческих, музыкальных, познавательно- речевых, исследовательских, социально-личностеных способностей в совокупности.

Цель  проекта: Воспитание духовно-богатой, толерантной личности,  усваивающего культурное наследие народа.

Для достижения поставленной цели выявили ряд задач:

  1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка.
  2. Разработать вариативную систему различных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе на традициях народа ;
  3. Формирование этнокультурных подходов в открытом пространстве детского сада через создание центров,  моделей развития.
  4. Поиск новых  оптимальных форм для сохранения и развития культурного, духовно-нравственного  наследия на основах этнокультурных традиций в ДОУ

Целевая группа: Проект реализуется для развития и воспитания  детей  дошкольного возраста возрасте от 3до 7 лет , для сотрудничества с семьей и социумом по вопросам воспитания на основах этнокультурных ценностей, для научного, аналитического роста педагогов МДОУ

Методы исследования:

1.Анализ философской, психологической и методической литературы по теме исследования с целью выявления степени разработанности проблемы и путей ее дальнейшего решения;

2. организационный, констатирующий и формирующий эксперимент по созданию условий, направленных на овладение дошкольниками трудовыми умениями и навыками, нравственно-ценной мотивацией деятельности; повышения эффективности процесса воспитания на этнопедагогических традициях народа Саха.

(педагогическое наблюдение, опытная работа, анализ продуктов деятельности,); социологические методы исследования (анкетирование, опрос воспитателей, родителей, учителей начального образования);

Содержание проекта:  Проект национальной культуры “ Тусаьа” строится в двух направлениях:  Пространственно-предметном и духовно-эмоциональном.  Ведется по 5 основным направлениям дошкольного воспитания:

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое

-Познание

- Социально-коммуникативное

- Физическое развитие.

В течении недели дети сами выбирают свой центр деятельности.  

В центре созданы модели развития, которые выбирает ребенок по своему желанию. Все  предметные модели ( холбука)  развития носят развивающий, занимательный, творческий характер. Они могут использоваться как отдельно, так и интегрированно.

Все начинается с организации  работы педагога вокруг модели « Кэмулуэк тула» ( Вокруг камелька) – педагог общается с детьми,  ведется работа по толкованию народных традиций и обрядов по теме проекта, по  познанию  целостности окружающего мира.

Важное значение придает  наличие камелька. Перед ней дети собираются готовые к познанию, слушают  этиологические, фантастические, бытовые, волшебные  сказки про животных, птиц , олонхо, тойук, легенды и сказы. Детям дается возможность  соотносить свою деятельность слушания с практической работой используя модели “ Умелые руки” выполняя мелкие работы как кожемячество (талкынан) и в ручную. Шитье из лоскутков, изготавливать тряпичные куклы,  модель “ Тобул” -играть в народные настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан)… По оснащенным предметам происходит ознакомление с историей народа, утварью и принадлежностями

в модели « Аман эс»- дети знакомятся с исконно якутскими словами через разные виды деятельности- словесные игры, драматизации, устное народное творчество, настольные игры, картины.  Дети увлеченно проговаривают и понимают смысл слов, расширяется словарный запас.

Модель: “ Аа5ар бала5ан”- по теме проектных работ. Детям дается возможность рассмативания иллюстраций познавательной литературы, разыгриванию сказок, чтению художественной литературы. Выставка работ  народных художников, мастеров, родителей и детей.

 Модель “ Уран тарбах”( Умелые руки)- детям создаются условия для занятий ручным трудом с  использованием элементов народно-прикладного искусства как бисероплетенеие, плетение из конских волос,  работа  с берестой, изготовление сувениров из бумаги, кожи, замши, вышивка. Формирование умений и навыков приготовления национальных блюд проходит в пространстве “ Амсай”   

В пространстве «Уран уус » проходят занятия для мальчиков с целью ознакомления с технологией изготовления продукций из дерева ( сувениры, шумовые национальные музыкальные инструменты, игрушки из кости, кожи, глины, бересты. Оснащенность среды: орудия труда,  строительные, наглядные материалы, техника. Рыболовные снасти, охотничьи принадлежности и инвентари,  мини-краеведческий музей.

  Доминирующие виды деятельности по моделям ( уьаныы, иистэнии,сэьэргэьии) то к ним дополняются фольклор (осуохай, тойук,чабыргах).  В ходе ознакомления и выполнения работы, дети  развивают певческие, творческие, словесные навыки:  развитие речи, развитие мелкой моторики, глазомера, сенсорные стороны.

 У каждого народа есть свои танцы, узоры, обряды, обычаи. Для этого мы создали модель «Кэрэ эйгэ. Тэтим» Игра на народных музыкальных инструментах, конкурсы.

 Открытое пространство:  Для передачи и осмысления ребенком народного обряда мы ввели  в конкретные  дни недели элементы народной культуры. Каждое начало недели начинается с выполнения благословенных движений « То5ус мэнэ хамсаныы». Все дети  организованно выходят на открытую туону ( пространство) « Чэмчуук саас» в национальной одежде и выполняют 9 основынх движений благословения. В середине недели,  для психологической разгрузки детей и ознакомления детей  с музыкальной культурой и произведениями, мы ввели « День музыки». В коридоре музыкальный руководитель организовывает слушание классической, народной музыки, звуков природы.  Исполняет игру на  разных музыкальных инструментах, тем самым  вызывает интерес к живой музыке, красоте звуков родного края, народа.

 Специалистами введется студийная дополнительная работа в кружках « Фольклор», « Тэтим».

 «Айыл5а ситимэ»- Природоосообразность

Труд в природе и в соответствии временам года. Работа  делится на труд мальчиков и девочек. Ознакомление девочек  в весеннее-летний период с работой доярки,  подготовка к высадке семян огорода, рыхление земли, посадка культурных растений, уход за рассадой), сбор лекарственных растений и ягод.

      Мальчики  принимают участие в дворовых работах ( уборка снега, заготовка и складывание дров, уборка территории, вывоз снега, ремонт теплиц, огорода и.т.д. как  на территории ДОУ, так и в домашних условиях со своими родителями рыболовством, охотой. Привитие  первичных навыков и умений  охоты и рыболовства, сенокоса  проходит в тематических развлечениях по месяцам,  играх. Организация  Рыболовство-в начале лета-3-4 мальчика с родителями и воспитателями. В зимнее время-куйуур, мунха-выход отцов с сыновьями. По инструкции педагогов вести наблюдение.

 Время и нагрузка распределяется строго  соответствуя возрастным особенностям и  требованиям СанПин)

 Родители:  Родители находятся в тесном сотрудничестве с детским садом. Активно проводят мероприятия, праздники, досуги. Участвуют в образовательном процессе. Результаты анкетирования показали, что родители находятся в состоянии ожидания положительного влияния на духовно-нравственные ценности ребенка. Многие родители признаются в не знании о культуре своего народа. Дети многое узнают в детском саду от воспитателей и руководителей студий, узнав об обычаях и народных приметах рассказывают своим родителям.

Ожидаемые результаты : Ценность собственного «Я», своего достоинства, своего здоровья, своего народа и здоровья других;

-восприятие человеческой ценности как главной ценности; ценность дружбы и товарищества;

- Ценность восприятия  труда как интересного процесса; стремление к познанию и творчеству; стремление к общественному признанию; уверенность в себе, самостоятельность в суждениях и оценках; чувство долга, умение держать слово; Чуткость, отзывчивость, способность к сопереживанию Доброжелательность; скромность; совестливость; честность; обязательность; милосердие. Аккуратность; воспитанность; исполнительность; самоконтроль; терпимость к взглядам и мнениям других; трудолюбие, продуманность в работе. Творческая активность; критичность мышления; способность к самоанализу; способность к самовоспитанию; эрудированность.

Ребенок будет учиться и проживать уверенно. Развиваться дальше.  Тесное взаимодействие  и сотрудничество семьи и МДОУ по проблеме воспитания трудолюбия, нравственных, гуманных , творческих качеств. Школа должна продолжать этот путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»

Педагогический советСохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образованияЦель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного ст...

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ

Стратегии обновления в ДОУ. Интеграция становится одним из важных и перспективных методологических направлений становления нового образования. Нельзя говорить об интеграции методик, методов и пр...

"Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"

"Интегрированный подход к образовательному процессув ДОУ"   Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окру...