Педагогический совет «Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»
статья на тему

Потапенко Светлана Валерьевна

 

Педагогический совет

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования

Цель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учета  индивидуального статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

Задачи:

  1. Анализ созданных условий в детском саду.
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей
  3. Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников

     

  Форма проведения педсовета: традиционная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткий план проведение педсовета 28.02.2013г

«Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»

  1. Доклад:  «Сохранение здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования». (Потапенко С.В.)
  1.  Использование современных здоровьесберегающих технологий.
  2. Анализ созданных условий в детском саду.
  3. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей
  4. Показ презентации «Сохранение здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования».
  5. Выставка литературы: «Здоровье – забота общая» (буклеты, литература, наглядности)

  1. ИТОГИ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня с детьми ДОУ»

  1. Анализ заболеваемости (в сравнении с прошлым годом) (медсестра Федорова Г.Г.)

  1. Анализ диагностики и мониторинга  физической подготовленности дошкольников, выявленные проблемы. (Якк Е.В.)

  1. Результаты анкетирования родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

  1. Результаты анкетирования воспитателей  «Содержание работы по укреплению здоровья детей»

  1. Итоги оперативного контроля:  «Оценка эффективности физической культуры»  контроль и анализ физкультурных занятий, проведения физминуток, подвижных игр в течение дня

  1. Анализы по группам по проведению  Недели здоровья «Дружная семья» в январе (воспитатели групп).

  1. Решение педагогического совета (мероприятия):

      Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников.

  1. Рефлексия.  «Мозговой штурм» (вопросы со слайда, ответить в письменном виде).

  1. Д/З для воспитателей всех групп  

МБДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»

Педагогический совет

«Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования

Подготовила и провела

ст. воспитатель

Потапенко С.В.

Комсомольск

2013г

        Цель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учета  индивидуального статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. Анализ созданных условий в детском саду.
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей
  3. Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников

     

  Форма проведения педсовета: традиционная.

Предварительная работа

Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

  1. Тематический контроль «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня с детьми ДОУ»
  2. Консультация «Формы оздоровительно-развивающей работы»
  3. Исследование состояния здоровья детей.
  4. Анализ заболеваемости (в сравнении с прошлым годом)
  5. Анализ диагностики и мониторинга  физической подготовленности дошкольников, выявленные проблемы.
  6. Анкетирование родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
  7. Анкетирование воспитателей «Содержание работы по укреплению здоровья детей»
  8. Оперативного контроля «Оценка эффективности физической культуры»
  9. Контроль и анализ физкультурных занятий, проведения физминуток, подвижных игр в течение дня
  10. Анализы по группам по проведению  Недели здоровья «Дружная семья» в январе.
  11. Создание презентации  для показа на педсовете для педагогов «Сохранение здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования»
  12. Подготовка выставки дополнительной  литературы: 

«Здоровье – забота общая» (буклеты, литература, наглядности)

«Приобрести  здоровье –  храбрость, сохранить  его – мудрость, а  умело  распорядиться им – искусство»    

                                 Франсуа   Вольтер.

Актуальность.  

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовые документы.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

  1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
  2. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А также указами Президента России:

  1. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
  2. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья.

        Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает:

  1. осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, а также гигиенических процедур;
  2. умение регулировать двигательную активность;
  3. овладение двигательными действиями;
  4. освоение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, социальная позиция ребенка по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

На ребенка негативно сказывается перегрузка: режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность, а также кружки,  недооценка игры, сокращение времени, отведённого на прогулки, несоблюдение режима в семье.

Дошкольники зачастую получают избыточную информацию, которая на востребована, не всегда доступна; в таких случаях ребенок, как правило, пассивен, ему неинтересно, а накопленные отрицательные эмоции наносят вред здоровью.

Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни.  Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Безусловно оправданным с этой позиции является такое педагогическое кредо: «Минимум лекарств, минимум физиотерапии, максимум движений, воздуха, воды!» 

Формирование у детей мотивации к здоровью и включение в физкультурно-оздоровительную деятельность на всех этапах образовательного процесса способствуют воспитанию положительной ориентации по отношению к здоровью, улучшению взаимопонимания между детьми и между детьми и взрослыми, снижает конфликтность, агрессивность, чувство изолированности, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии,  а значит, и на состоянии здоровья в целом.  

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  1. приобщение детей к физической культуре;
  2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  1. физкультурные занятия
  2. самостоятельная деятельность детей
  3. подвижные игры
  4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  5. двигательно-оздоровительные физкультминутки
  6. физические упражнения после дневного сна
  7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  8. физкультурные прогулки
  9. физкультурные досуги
  10. спортивные праздники и развлечения
  11. оздоровительные процедуры в водной среде.
  12. Кружок «Школа докторов природы», Ритмика
  13. Совместные досуги с родителями.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание  осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,  эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  1. медико-профилактические;
  2. физкультурно-оздоровительные;
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  5. валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

        Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

        Воспитатель должен стать для детей носителем культурных ценностей, образцом для подражания. Он создает психологическую атмосферу в группе , задает настрой в течение всего дня. Насколько комфортно чувствует себя воспитатель, настолько комфортно и детям. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним.

Основная цель, которую  ДОЛЖЕН ставить перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение  двигательного статуса  детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности воспитатели  должны решить следующие задачи:

  1. обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  2. формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  3. реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  4. формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  5. оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

  1. утренняя гимнастика;
  2. гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  3. занятия, прогулки, походы;
  4. совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
  5. спортивные праздники и развлечения;
  6. кружки.

Медицинская сестра и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

Правильное питание – залог здоровья.

Преимущества питания ребенка в детском саду:

  1. В отличие от многих семей в детском саду строго придерживаются регулярности в режиме питания, что способствует формированию правильного поведения ребенка в отношении пищи и обеспечивает более здоровую деятельность желудочно-кишечного тракта.
  2. Прием пищи в коллективе способствует также нормализации отношения ребенка к пище (оптимизация времени приема пищи, коррекция сниженного аппетита).
  3. В детском саду ребенок практически постоянно занят общением с ровесниками и воспитателем, что исключает интерес к дополнительным «перекусываниям» и повышает его интерес к основным приемам пищи. Фрукты и ягоды предлагаются на десерт в конце кормления.
  4. Разнообразие питания обеспечивается не за счет расширения ассортимента продуктов (риск аллергических реакций, пищевых расстройств), а за счет регулярной смены блюд из основных продуктов (крупы, овощей, мяса и.т.д.). Это обогащает вкусовое восприятие ребенка.
  5. Если родители сумеют постоянно совмещать домашний режим питания и режим дня детского сада, то ребенок будет лучше подготовлен к последующей школьной жизни.

Анализ анкетирования воспитателей по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ

«Содержание работы по укреплению здоровья детей в ДОУ»

Дата проведения анкетирования:  январь 2012

        Воспитателям были предложена анкета, по организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ.

Результаты анкетирования показали:

В анкетировании принимали участие 8 воспитателей

№п/п

Суждение



% регулярного применения


% редкого применения

1

Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса

63%

37%

2

Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке

100%

0%

3

Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки

100%

0%

4

Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

75%

25%

5

Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни

75%

25%

6

Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий

100%

0%

7

Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей

100%

0%

8

Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:

-        подвижные игры на свежем воз
духе;

-        гимнастику после сна;

-        гимнастику для глаз по профилак
тике усталости;

-        прогулки;

-        индивидуальную работу по физи
ческому воспитанию;

-        физминутки на занятии

75%

25%

9

Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:

-

Информационные уголки, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, паспорт здоровья..

Анализ анкетирования воспитателей по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ

«Содержание работы по укреплению здоровья детей в ДОУ»

Дата проведения анкетирования 13.02.2013г

Количество воспитателей: 8

№п/п

Суждение

Регулярно



Часто

Редко

1

2

3

4

5

1

Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса

14%

86%

0%

2

Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке

71%

29%

0%

3

Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки

100%

0%

0%

4

Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

57%

14%

29%

5

Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни

71%

29%

0%

6

Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий

71%

29%

0%

7

Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей

71%

29%

0%

8

Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:

-        подвижные игры на свежем воздухе;

-        гимнастику после сна;

-        гимнастику для глаз по профилактике усталости;

-        прогулки;

-        индивидуальную работу по физическому воспитанию;

-        физминутки на занятии

72%

14%

14%

9

Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:

-        информационные стенды;

-        устные сообщения (индивидуальные беседы);

-        родительские собрания

57%

29%

14%

Данные контроля и анкетирования показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов.

Анализ анкетирования родителей по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

Дата проведения анкетирования 13.02.2013г

В анкетировании принимали родители с каждой возрастной группы (20 анкет)

вопрос

да

частично

нет

Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?

2  -  10%

-

18  - 90%

2.        Причины болезни:

  1. недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;
  2. недостаточное физическое воспитание в семье;
  3. и то и другое;
  4. наследственность, предрасположенность.

Нет причин


0


3

4

7

6


0%-


15%

20%

35%

30%

3.        Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете
следить за правильным развитием ребенка?

7 – 35%

11 – 55%

2 – 10%

4.        На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание
семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии
ребенка?

  1. Соблюдение режима;


количество


12


проценты


60%

  1. рациональное, калорийное питание;

13

65%

  1. полноценный сон;

10

50%

  1. достаточное пребывание на свежем воздухе;

16

80%

  1. здоровая, гигиеническая среда;

13

65%

  1. благоприятная психологическая атмосфера;

8

40%

  1. наличие спортивных и детских площадок;

7

35%

  1. физкультурные занятия;

8

40%

  1. закаливающие мероприятия.

11

55%

5.        Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее   приемлемы для ребенка?

  1. Облегченная форма одежды для прогулок;

количество


6

проценты


30%

  1. облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);

7

35%

  1. обливание ног водой контрастной температуры;

4

20%

  1. хождение босиком;

6

30%

  1. систематическое проветривание группы;

7

35%

  1. прогулка в любую погоду;

5

25%

  1. полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

2

10%

  1. умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

5

25%

  1. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?

8 – 40%

11 – 55%

1 – 5%

  1. Нужна ли Вам помощь в этом детского сада?

7 – 35%

8 – 40%

5 – 25%

«Безопасные условия пребывания детей в детском саду».

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, безопасность образовательного процесса, а именно:

  1. Безопасная среда (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).
  2. Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).
  3. Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
  4. Маркировка постельного белья и полотенец.
  5. Правильное освещение.

 Д а л е е:

  1. Итоги  ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: « Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня с детьми ДОУ» (справка прилагается)
  2. Итоги ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ:

  1. «Организация и проведение подвижных игр, физминуток в режиме дня ДОУ» (ноябрь)
  2. «Организация утренней гимнастики» (декабрь)
  3. «Оценка эффективности физической культуры» (январь)

  1. Анализ заболеваемости  в сравнении с прошлым годом.  (Анализ медсестры прилагается)
  2. Анализ диагностики и мониторинга физической подготовленности дошкольников, выявленные проблемы  (Анализ инструктора по физической культуре прилагается).  
  3. Анализы по группам по проведению «Недели здоровья»  (Анализы  воспитатели групп прилагаются).  

Решение педагогического совета (мероприятия):

  1. Разнообразить формы работы при использовании современных здоровьесберегающих технологий (см. приложение 1,2)
  2. Оформить в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по здоровью ( консультации для родителей  по формированию здорового образа жизни, листовки, памятки)
  3. Использовать в работе эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  4. Совместная разработка путей и средств решения выявленных проблем, направленная на активизацию работы педагогического коллектива по укреплению физического  и психического здоровья детей  (воспитатели обсуждают проблемы и предлагают пути их решения, все предложения фиксируются)
  5. Провести с родителями беседы по теме: «Почему медики бьют тревогу»  (см. Приложение 2)

Рефлексия.  «Мозговой штурм»

(вопросы со слайда, ответить в письменном виде).

Вопросы:

  1. От чего зависит здоровье детей?  (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня).
  2. Назовите  наиболее эффективными формами взаимодействия, направленные на  сохранение здоровья детей в детском саду?
  3. Что мешает ребенку в детском саду быть здоровым, ваша точка зрения?
  4. Каким был для вас сегодняшний педсовет?
  5. Ваши предложения_____________________

        

Д/З для воспитателей всех групп:   

        Создать совместный  с родителями  краткосрочный проект «Выходные с пользой для здоровья» (реализация июнь 2013г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психологической компетенции родителей, как фактор обеспечения готовности детей к обучению в школе.

Всвязи с повышением требований  к школьному обучению, необходимо повышение психологической компетенции родителей в этом направлении....

Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

Выступление на августовской конференции 2013 годаСекция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА В...

Доклад на педагогическом совете на тему: «ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «звёздочка»  Доклад на педагогическом совете«Обеспечение безопасности педагогических работников и об...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной группы как основа повышения качества обучения и воспитания».

Компьютер сегодня является обычной частью домашнего интерьера, такой, какой несколько лет назад были телевизоры. Дети растут с осознанием того, что Компьютер - ...

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...